ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Леонид Гомберг


Хронология Библии: версии и факты

Куда девалось полтысячелетия древней истории?

Происходили ли на самом деле события, описанные в Библии? Особенно в самой древней ее части — Пятикнижии Моисея? Ученые на эти вопросы дают разные ответы. Но если все же в основе библейского повествования лежат реальные события, то когда же они происходили? Библейский текст представляет целую систему датировки от Сотворения мира. Как она соотносится с хронологией, принятой сегодня в исторической науке? Иными словами, можно ли как-то соотнести библейские события с действительной историей Древнего Востока?

На все эти вопросы пытается найти ответы писатель Леонид Гомберг.

Авраам и Хаммурапи

На основании данных Пятикнижия и некоторых «околобиблейских» источников временем рождения первого патриарха Авраама принято считать 1948 год от Сотворения мира или 1812 год до новой эры. Как следует из повествования, патриарх отправился из Месопотамии в Ханаан в 75-летнем возрасте, стало быть, в 2023 году от с.м. или в 1737 году до н.э.

Данные, полученные на основании расчетов, а также логика повествования в Бытии и других традиционных текстах, свидетельствуют, что события, случившиеся после выхода из Двуречья — прибытие в Ханаан, жертвоприношение в Бейт-Эле, продвижение на юг, засуха и голод в южных районах страны — произошли около 1737 года до н.э.

Таким образом, важные временные ориентиры традиционной хронологической схемы истории Месопотамии, имеющие непосредственное отношение к «саге о патриархах», рассказанной в Бытии, — это годы правления царя Хаммурапи, которого традиция отождествляет с библейским богатырем Нимродом. Царствование вавилонского правителя ученые относят к 1792-1750 годам до н.э. Таким образом библейская датировка жизни патриарха частично совпадает со временем правления Хаммурапи.

На важный хронологический ориентир, относящийся к началу «ханаанского периода» жизни Авраама, указывает известный исследователь библейской истории Игорь Тантлевский со ссылкой на Пятикнижие (Чс. 13;22), где говорится о том, что Хеврон «построен на семь лет раньше Цоана Египетского». Речь идет о египетском городе Джане, по-гречески Танисе, который отождествляют со столицей гиксосов, завоевавших Египет, — Аварисом. На основании египетских источников ученым удалось с достаточной точностью датировать «основание» Цоана, т.е. определить время, когда там появились гиксосы — между 1730 и 1720 годами до н.э. «Таким образом, — пишет И. Тантлевский, — исходя из библейской относительной хронологии выходит, что Хеврон «был построен» ок. 1737/1727 гг. до н.э.»

Но именно в эти годы Авраама появился в Ханаане… Поразительное совпадение!

Хронология по Манефону

«Начиная приблизительно с 3000 года до н.э., — пишет археолог Амихай Мазар, — абсолютная хронология Палестины в значительной степени основана на хронологии Египта. Предметы египетского происхождения, найденные в Палестине — включая надписи фараонов, печати-скарабеоиды и др., — а также изделия, вывозившиеся из Палестины в Египет и найденные археологами в датированных контекстах, создают основу для временных границ». Проблема, однако, в том, что в Египте, как и на всем Древнем Востоке, не существовало привычной для нас хронологической системы, т.е. летоисчисления по эрам. Время отмечали по выдающимся событиям («год воцарения такого-то», «год битвы такой-то»), а также по годам царствования монархов.

Праотец Авраам.
Художник Э. М. Лильен

Первую более или менее адекватную хронологию Древнего Египта предложил верховный жрец Гелиополя Манефон (конец IV-III века до н.э.), человек выдающейся учености, да к тому же имеющий доступ к первоисточникам. К сожалению, от его исторических изысканий остались только небольшие фрагменты в трудах Иосифа Флавия и ранних христианских богословов: всего лишь «схема», состоящая, в основном, из имен царей и дат их царствования, т.е. всего того, что обычно больше всего страдает при воспроизведении переписчиками. Стоит ли удивляться, что имена и цифры Манефона далеко не всегда совпадают с памятниками. В то же время именно Манефон разделил историю Египта на три периода, и каждый из них, в свою очередь, — на династии. Такая хронологическая схема — Древнее, Среднее и Новое царства — сохранилась до сегодняшнего дня.

Археологические исследования последнего столетия дали много дополнительного материала для установления подлинной египетской хронологии.

По мнению ученых, первое объединение страны относится, скорее всего, ко времени около 3000 года до н.э. Впрочем, точные временные границы раннего царства Египта не ясны, несмотря на многочисленные версии. Однако началом Древнего царства принято считать время правления фараона Джосера, которое, весьма условно, разумеется, датируется 2667-2648 годами до н.э. Опираясь на данные Манефона и некоторые другие сведения, историки номинально определяют Древнее царство как время правления III (иногда II) — VIII династий фараонов, а Среднее царство — IX—XVIII династий. На самом деле памятники периода эфемерных, маловразумительных VII—X династий полны свидетельств о страшных годах сумятицы, голода и мора. Время междоусобиц и раздробленности, когда Египет практически перестал быть единым государством, обычно называют I Переходным периодом египетской истории.

Поочередная смена правителей VIII и IX династий свидетельствует о борьбе севера и юга за гегемонию в долине. Впрочем, эта борьба продолжалась и дальше. Некоторая стабилизация наступает лишь при XI династии. Надо полагать, что основатель XII династии, с которой обычно связывают расцвет Среднего царства, фараон Аменемхет I получил из рук предшественников уже вновь объединенную страну. Это произошло, вероятно, около 2000 года до н.э. Великая XII династия египетских фараонов царствовала более двух столетий. Но потом снова начинается период распада страны, получивший название II Переходного периода. В списках фараонов XIII и XIV династий наблюдается настоящая чехарда: иногда правителям удается удержаться у власти всего несколько месяцев, а то и дней. На рубеже XVIII и XVII веков до н.э., т.е. как раз в те годы, когда в Ханаане, а затем и в Египте появляется Авраам, власть фараонов сметает нашествие азиатских племен, получивших название гиксосов.

Народ и язык

Ученые не оставляют попыток посмотреть на события почти четырехтысячелетней давности с возможной объективностью, отыскать пусть и косвенные свидетельства пресловутой «отправной точки», какую-то пространственно-временную реальность, которая существовала бы вне зависимости от нашей субъективной оценки фактов, относящихся непосредственно к жизни Авраама и его окружения. Ну, например, можно было бы найти следы тех или иных процессов формирования новой этнической общности, которые совпадали бы по времени с деятельностью выдающейся личности, оставившей свой неизгладимый след.

В 2003 году вышла в свет книга Александра Милитарева «Воплощенный миф», в которой этот крупный лингвист-этимолог рассматривает некоторые хронологические аспекты происхождения библейских текстов. При этом ученый использует независимые методы подсчета времени разделения языков — глоттохронологию и этимостатистику.

Дело в том, что на значительной территории Африки и Евразии некогда говорили на одном праязыке, — ученые называют его праафразийским или семито-хамитским — который разделился на диалекты приблизительно в IX тысячелетии до н. э. В результате этого разделения образовался прасемитский (или общесемитский) язык, в конце V — начале IV тысячелетия до н. э. из него возникла семья семитских языков, среди них развились протоарамейский и протоханаанейский. Так вот, два самых близких языка так называемой ханаанейской группы семитской языковой семьи — древнееврейский и финикийский — разделились примерно в XII-XIII веке до н.э.

Таким образом, по мнению А. Милитарева, XIII век до н.э. можно считать началом существования иврита как отдельного языка. Значит, не позже этого времени должна была начаться история независимого существования еврейского народа, что прекрасно совпадает с принятой в современной науке датировкой Исхода из Египта.

А когда же, в таком случае, процесс формирования иврита как отдельного языка должен был бы начаться?

Ответ на этот вопрос, по мнению ученого, зависит от соотношения «реальной истории и хронологии» с библейскими текстами, сопоставления «независимых источников» с библейской датировкой. «Если отделение Аврама от оставшихся в Харане родственников-арамеев и присвоение Иакову нового имени-этнонима «Израиль» отражает реальный процесс отделения праевреев от праарамеев, соответствующий разделению протоханаанейского и протоарамейского диалектов, то отсчет истории евреев следует вести с XVII-XVI вв. до н.э., на которые это разделение и приходится» — пишет ученый.

Таким образом, независимые исследования лингвиста в целом подтверждают основные библейские датировки: Авраам прибыл в Ханаан в 30-20 годы XVIII века до н.э., через 25 лет на рубеже XVII века до н.э. родился его сын Исаак. Исход из Египта произошел, примерно, через четыреста лет после этих событий. Причем все эти факты не противоречат данным науки.

Отражает ли Пятикнижие реальную историю?

Современные датировки древней истории Палестины базируются на исследованиях выдающихся ученых прошлого века, прежде всего, археологов В. Олбрайта и К. Кеньон, которые относили эпоху патриархов к XX-XVIII векам до н. э.

В последние годы произошла некоторая корректировка: многие предпочитают говорить о XVIII-XVII веках до н.э. как времени жизни Авраама, что уже почти в точности совпадает с хронологией Пятикнижия.

Справедливости ради надо отметить, что в истории, изложенной в Бытии, некоторые ученые вообще не усматривают реальной основы. Так, например, крупный исследователь Библии И. Шифман пишет, что сопоставление сведений, содержащихся в преданиях о патриархах «со сведениями по истории сиро-палестинского региона, которые можно почерпнуть из месопотамских и египетских источников показывает, что политическая история региона в этих преданиях не нашла своего отражения».

Напротив, российский археолог Владимир Сафронов в книге «История Древнего Востока в Ветхом Завете» использует Пятикнижие как надежный историко-хронологический источник. Поскольку «письменная традиция Израиля» была «непрерывной от эпохи Авраама до Саула», рассуждает ученый, «Пятикнижие передает реальные исторические события с того момента, когда племя Тераха и Авраама покинуло Ур, и до того, как израильтяне избрали царя». Более того, по Сафронову, «родословия от Сима до Авраама были записаны во время пребывания протоевреев в Уре, а потому являются столь же полноценным историческим источником, как шумерский Царский список», — известный документ, на котором в значительной мере основывается хронология Месопотамии.

До эпохи великих археологических открытий, начавшихся в конце XIX века, преобладала точка зрения, базирующаяся на мнении хронологов первых веков новой эры, особенно, Африкануса и Евсевия Памфила, которые датировали приход Авраама в Ханаан XXIII веком до н.э., а Исход из Египта — XVIII веком до н.э.

«Раннехристианские историки, — пишет Владимир Сафронов, — не сомневались в историчности основного сюжета Пятикнижия и Ветхого Завета в целом; они впервые связали хронологию ветхозаветных событий с историческими датами и создали систему относительной и абсолютной хронологии Восточного Средиземноморья в III – I тыс. до н. э.»

Традиция такой датировки восходят к трудам историка I века Иосифа Флавия, который в знаменитой книге «Иудейская война» отмечал, что город Хеврон был основан за 2300 лет до него. При этом считается, что он был построен при жизни Авраама, едва ли не непосредственно перед приходом патриарха в Ханаан.

«Наши предки пришли в Египет за тысячу лет до Троянской войны», — утверждает Иосиф Флавий в другом сочинении — «О древности Иудейского народа. Против Апиона». Поскольку Троянская война происходила около 1200 года до н.э., а первым знаковым «предком», посетившим Египет, был все тот же Авраам, — речь снова идет о XXIII-XXII веках до н.э. Ссылаясь на Манефона, Флавий говорит о времени правления завоевателей-гиксосов в Египте как о периоде в 511 лет… Стало быть, если Авраам посетил Египет в конце Среднего царства на кануне гиксосского завоевания около 2200 года, а власть гиксосов продолжалась 511 лет, то начало Нового царства, а вместе с ним Исход следует датировать около 1700 года до н.э.

Кто завоевал Египет?

В полном соответствии с данными современной исторической науки Пятикнижие сообщает, что предки Авраама жили в долине Шеннар, которая идентифицируется с древним Шумером. Их длительное присутствие в Южном Двуречьи в районе города Ура, по мнению Сафронова, подтверждается родословием от Шема до Тераха, имеющим хронологическую протяженность от рубежа IV и III тысячелетий до н.э. до XXIV века до н.э. Это, как утверждает российский ученый, инкубационный период в истории евреев. Так называемый арамейский период начинается с переселения клана Тераха в Харан. Самоидентификация племени праевреев происходит уже после ухода из Харана в Ханаан, а точнее, после перехода Евфрата. С этого момента племя Авраама получает название «ибри», что означает «перешедшие Евфрат; заречные». Исследуя различные эпизоды Книги Бытия, ученый приходит к выводу, что все события истории Авраама произошли в XXIII – XXII веках до н.э.

Сафронов отмечает также, что «анализ Ветхого Завета, хронология событий истории Израиля позволили определить, кто подорвал мощь Египта Среднего Царства». Оказывается, что, кроме «Ветхого Завета», существует еще, как минимум, один надежный «документ, который проливает свет на обстановку, сложившуюся в Египте перед нашествием гиксосов». Речь идет об известном египетском папирусе Ипувера, который ученый называет «манифестом конца Среднего царства».

Очередной вопрос, который пытается разрешить историк, звучит особенно интригующе: «кто были те нарушители закона, посягнувшие на царскую власть» в Египте?

Ответ Сафронова неожиданно прост: это «угнетенное этническое меньшинство» во главе со своим вождем Моисеем. Ведь все казни египетские, описанные в Пятикнижии, «детально совпадают с описанием несчастий, которые поразили землю Египта в Речении Ипувера». А стало быть, по мнению ученого, «оба памятника описывают одновременные события… перед вторжением или уже в начале вторжения гиксосов». Историк полагает, что оба текста были созданы во второй четверти XVIII века до н.э. по горячим следам событий.

Таким образом, датировка Исхода у Сафронова (1776 год до н.э) близка к общепринятой в той части, где речь идет о вторжении гиксосов в Египет. Просто большинство ученых говорит в этой связи об эпохе патриархов и Аврааме, а Сафронов — об Исходе из Египта и Моисее.

Свидетель Исхода

Хронологическая схема Сафронова в значительной мере опирается на выводы знаменитого американского историка Иммануила Великовского, который в своих исследованиях также ссылается на папирус Ипувера, считая этот документ свидетельством Исхода с «египетской стороны».

Моисей сходит с горы.
Художник Густав Доре

Великовский не отрицает, что «папирус поврежден и во многих фрагментах неясен». Однако есть несколько фактов, которые, по мнению ученого, «описаны вполне четко» и бесспорно подтверждают сходство с описанием в Исходе. Это «бунт среди населения, бегство бедняков, гибель фараона при необычных обстоятельствах». Как бы там ни было, но в тексте вполне определенно говорится о том, что «в Египте произошла серия землетрясений и других природных явлений, сопровождавшимися бедствиями, вызывающими гибель людей, животных, растений и водных источников».

Сопоставление Книги Исхода и текстом папируса Ипувера приводят Великовского к мысли, что события, описанные в них, связаны с нашествием гиксосов, ибо «текст говорит одновременно о гражданской войне и об азиатской оккупации дельты Нила». Анализ текста и возраст папируса, по мнению Великовского, указывают на время так называемого II Переходного периода между Средним и Новым египетскими царствами. К этому отрезку древней истории Великовский «подтягивает» все имеющиеся в обиходе науки исторические документы той поры. Получается, что «природная катастрофа» и вторжение завоевателей «описаны как события, следующие одно за другим…». В египетских документах завоеватели именуются «аму». Это дает основание Великовскому отождествить гиксосов с племенем амаликетян, досаждавшим израильтянам во время Исхода и уничтоженных два века спустя первым израильским царем Саулом.

Великовский берет за отправную точку начало израильского царства около 1000 года до н.э. Если гиксосы — это амалекитяне, разгромленные Саулом, то, стало быть, опираясь на данные Манефона-Флавия (511 лет иноземного владычества), можно утверждать, что гиксосское завоевание Египта произошло около 1500 года до н.э. Дескать, именно в это время имели место природные и социальные катастрофы, описанные в Книге Исхода и в папирусе Ипувера. Такая датировка в целом соответствует пророчеству о том, что потомков Авраама, «поработят» и «будут угнетать их четыреста лет» (Б. 15;13), а также о том, что Храм Соломона будет построен через 430 лет после Исхода из Египта.

Что мешает нам согласиться с альтернативной хронологией Великовского и Сафронова?

Пятикнижие и в самом деле позволяет думать, что амаликетяне проявляли активность не только в годы Исхода, но и во времена Авраама, во всяком случае, в числе прочих ханаанских племен они противостояли войску северных царей Кдорлаомера (Б.14;1-24). Более того, ничто не мешает предположить, что они были частью гиксосской коалиции, иными словами, в составе войск азиатских завоевателей Египта могли находиться и пресловутые «аму».

Великовский утверждает, что «текст папируса Ипувера был составлен в период вторжения гиксосов и относится к этому вторжению». Это трудно доказать определенно, но возможно, так оно и было… Вероятно, Великовский прав и в том, что крупные социальные потрясения в Египте могли сопровождаться серьезными природными катастрофами. Это подтверждается сообщением о катастрофических явлениях в районе Мертвого моря, связанных с гибелью Содома и Гоморры (Б.19;24-30).

Действительно, и современная наука, и библейская традиция склоняются к датировке этих событий около конца XVIII – начала XVII веков до н.э. Но только все это нашло отражение в Книге Бытия, а не Исхода. И герой их не Моисей, а Авраам.

В этом, собственно, все дело…

Со всеми вытекающими хронологическими последствиями с разницей в полтысячелетия.