ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007
Дом фон Мекков на Мясницкой в Москве

Татьяна Анчугова


Мои «соседи» фон Мекки

Дом №44 по Мясницкой улице я знала с детства «наизусть». И до того он примелькался в каждодневном хождении мимо него, до того слился с другими «усредненными» фасадами, что не вызывал никакого интереса; о своем прошлом молчал. Обратила на него внимание, лишь когда в связи с 150-летним юбилеем Чайковского на стене появилась мемориальная доска – «В этом доме в 1884-1887 годах останавливался и работал П.И. Чайковский».

Вот и Мясницкая!
Здесь каждый дом
— поэма.

Сергей Соловьев

Петр Ильич Чайковский

Кто знает биографию композитора, конечно, догадался, что жилище ему предоставляла здесь Надежда Филаретовна фон Мекк: «Мясницкий дом» неоднократно упоминается в их переписке. Недавно на выставке «Среди коллекционеров» увидела фотографию знакомого дома с надписью «Дом Владимира Владимировича фон Мекка», и это разожгло мое любопытство. Как раз в это время занималась творчеством М.А. Врубеля и знала, что коллекционер В.В. фон Мекк с ним дружил, покупал его картины, поддерживал его материально, в трудную минуту навещал в больнице, оплачивал счета, по совету врача отправил подлечиваться в свое имение на Украине.

Именно к нему обратился Врубель, когда Совет Третьяковской галереи отказался приобрести его картину «Демон поверженный»: «Не дайте злорадствовать, что вот де вещь никому не нужна. Купите ее у меня». И тот купил за 3 000 рублей.

…И разыгралось воображение: не висела ли здесь купленная Мекком картина? Не останавливался ли здесь сам Врубель? Есть даже прямое указание, что останавливался. В книге адресов «Вся Москва на 1904 год» — «М.А. Врубель. Мясницкая улица, дом Н.Д. Стахеева», т.е. тот самый дом, только сменивший владельца. Но, как известно, художник большую часть этого года провел в больнице и у жены в Петербурге. И как-то этот дом не отложился в его биографии. Но один из домов того же домовладельца остался как памятный врубелевский адрес — в 1902 году он жил в Лубянском проезде и там писал своего «Демона поверженного». Стало быть, «врубелевские места» на Мясницкой — это район моего родного дома №43, где прожила полжизни, ничего не подозревая.

Надежда Филаретовна
фон Мекк

…И началось «расследование». Сведения о доме, к счастью, нашлись в архиве «Москомнаследие». «В 1866 году дом приобрела жена инженер-полковника железных дорог Надежда Филаретовна фон Мекк». Думала ли тогда 35-летняя женщина, что у нее будет 11 детей, и дом этот станет для всех своего рода резиденцией? Старший сын Владимир, отец друга Врубеля, в 1889 году пристроил к основному зданию двухэтажный корпус со стороны Малого Харитоновского переулка. Но он умер, когда сыну было 15 лет. Несовершеннолетний Владимир Владимирович в 1893 году стал владельцем этого дома, а в 1895 году продал некому Стахееву. Несмотря на смену владельцев, дом в истории Москвы остался с названием «Дом фон Мекк»: так он числится в Гохране, где состоит на учете как «Памятник архитектуры XVIII-XIX вв.». Есть у него еще одно неофициальное название — «Дом трех композиторов», потому что здесь останавливались — в 1843 году Ференц Лист, а в 80-х годах Петр Чайковский и Клод Дебюсси.

Кто не знает роли Н.Ф. фон Мекк как меценатки Чайковского! Выделенная композитору субсидия помогла ему всецело отдаться творчеству. 14 лет они состояли в переписке, но ни разу не встречались. Чайковский приезжал в Мясницкий дом в отсутствии хозяйки. Она пребывала в других местах и вообще вела замкнутый образ жизни. Дом был заполнен членами ее семьи, особенно многочисленной после женитьбы детей. Бывали случаи, когда композитор сочувственно писал «милому другу»: «Боже мой, да неужели в этом огромном Мясницком помещении Вам нельзя устроиться? Очень неприятно, имея свой дом, жить в гостинице». В то же время он высоко ценил ее материнскую заботливость: «Вы отдали жизнь Вашим детям и сделали из них хороших людей»...

Надежда Филаретовна фон Мекк — человек совершенно исключительных качеств. Помимо тонкого художественного чутья, побуждавшего ее содержать камерный ансамбль молодых исполнителей, помогать Чайковскому, она обладала незаурядными деловыми способностями, сильной волей, энергией предпринимательства. Ее муж Карл Федорович Мекк — высокопрофессиональный строитель железных дорог. Ему принадлежит заслуга строительства Московско-Рязанской, Курско-Киевской и других железнодорожных магистралей, ожививших экономику страны. Его личные капиталы особенно приумножило участие в строительстве ветки Рязань-Козлов, по которой пошли перевозки зерна из высокоурожайных районов.

После смерти Надежды Филаретовны в 1894 году сумма ее капитала составила: имущества — 5 млн. 252,2 тысяч рублей, финансы — 7 млн. 301,6 тысяч рублей. Неудивительно, что помимо Мясницкой, в Москве у нее были и другие дома. Она могла себе позволить приобрести принадлежащую в прошлом знаменитым дворянским фамилиям усадьбу на Рождественском бульваре (№12) и перестроить ее в 50-тикомнатный роскошно обставленный дворец. Его посетил Чайковский в 1878 году, на заре своей дружбы с фон Мекк. Дома покупались главным образом для детей, обзаводившихся своими семьями, потом они переселялись в другие места по своему усмотрению.

...В начале 1900-х годов заметную роль в культурной жизни Москвы, сыграл дом на Новинском бульваре (№13), где жили Мекки разросшейся семьей (у Николая Карловича было 5 детей). Там же со вкусом оборудовал свою маленькую квартирку Владимир Владимирович, где бывали братья Васнецовы, Врубель, Серов, Нестеров и другие. Все отмечали особую любовь хозяина к красивым вещам, изящной мебели, хорошим картинам, каминным украшениям...

Сюда приходил Врубель, уже больной, взглянуть на свои картины с маниакальным желанием что-то в них исправить. В книге Галины Николаевны Мекк «Как я их помню» (М., 1999) упоминается «Демон поверженный». Этот страшный образ висел в концертном зале и взирал с высоты. Ее младшая сестренка при виде картины с ужасом бежала прочь.

«Демон поверженный» (фрагмент).
Художник Михаил Врубель

Среди художников и коллекционеров наибольшую известность приобрел Владимир Владимирович Мекк, будучи еще студентом… Главным его занятием было коллекционирование и участие в проведении выставок… Во время русско-японской войны В.В. Мекк становится уполномоченным Великой Княгини Елизаветы Федоровны по линии Красного креста. И Николай Карлович, и его племянник помогали Красному Кресту материально, а также организацией перевозок по железным дорогам. 26-тилетним молодым человеком как уполномоченный Красного Креста В.В. Мекк выезжал на фронт, в Японию для отправки на родину раненых пленных. Там он посещает концентрационные лагеря и оборудует госпиталь в Нагасаки. И после войны он остается заведующим всеми благотворительными учреждениями Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Москвичи особенно запомнили организованный им дом призрения сирот особого типа. Мальчики 10-14 лет обучались там не только грамоте и ремеслу, но и сами зарабатывали деньги в качестве «посыльных», их с уважением называли «артельные мальчики с Остоженки». В 1908-10 годах он принял участие в строительстве Марфо-Мариинской общин. Именно по его рекомендации для возведения и росписи храма были приглашены А. Шусев и М. Нестеров... Кроме того, А. Щусев был приглашен возглавить строительство Казанского вокзала, предпринятого председателем правления Казанской железной дороги Николаем Карловичем Мекком. По его личному приглашению украшать грандиозное помещение вокзала пришли лучшие художники того времени. Сейчас, упоминая имя главного строителя Щусева, несправедливо забывают заслуги Н.К. Мекка и его племянника, по чьей инициативе и на чьи средства собственно и осуществлялся этот проект.

В Первую мировую войну Владимира Владимировича заведует всеми госпитальными складами и отчитывается перед шефствующей над ними Императрицей Александрой Федоровной.

Как могла сложиться его судьба после революции? Это нетрудно представить, оглядываясь на те расправы, аресты, реквизиции, которым подвергся Николай Карлович в 1918-19 годах. Правда, ему удалось некоторое время заниматься любимым железнодорожным делом, поработав в Нарокомате путей сообщения, и написать две книги о развитии железных дорог в России. И все-таки, несмотря на заслуги, Николай Карлович в 1929 году был расстрелян. Его племянник продолжал свою деятельность в художественном мире, сотрудничал с Малым театром, входил в Комитет по организации русской живописи в Америке. В 1924 году он не вернулся из командировки, ощущая нарастающую угрозу… Нелегко было пережить разлуку с родиной, он скончался после восьмилетнего пребывания на чужбине. Смог ли приспособиться к Западу человек, о котором его друг князь С.Щербатов написал такие слова: «Русским (он был старинного прибалтийского рода) и москвичом он был до мозга костей»!

Имя фон Мекков постарались стереть из памяти соотечественников. Даже побоялись упомянуть на мемориальной доске, посвященной Чайковскому, на доме №44 по Мясницкой.

По прошествии пятидесяти лет я взглянула на этот «дом напротив», словно очнувшись от глубокого сна, и перешла «из времени во время» — за полвека до моего рождения. Здесь, рядом со мной, жили фон Мекки. Ничто не проходит бесследно. Этот же воздух Мясницкой напитал и меня. Мистическим образом, не зная почему (теперь понятно, почему!), я проложила дорожку своих увлечений к Чайковскому, Врубелю, Серебряному веку. А после эвакуации на Алтай — двухмесячной поездки в вагонах военного времени — я полюбила железные дороги, построенные Мекками, и с радостью много ездила по ним.

Все-таки существует дух иных времен в местности, где ты живешь!