ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

Надежда Железнова

Дар доброты и любви

Январь 1948 года — скорбная отметина в календаре памяти многих, очень многих тысяч людей на разных материках планеты. На рассвете того метельного зимнего 13 января в окраинном районе Минска были обнаружены два обезображенных трупа: в одном из них угадывался великий режиссер и актер Соломон Михоэлс, вторым был театральный критик Голубев-Потапов, сопровождавший Михоэлса в той стремительно инсценированной поездке. По официальной версии, очевидно, исходящей из кремлевского кабинета Главного Кукловода страны, Соломону Михайловичу необходимо было просмотреть несколько спектаклей Минского театра русской драмы, якобы претендующих на Сталинскую премию… Впрочем, об этом написано очень много — разными людьми и в разные годы. Я же хочу рассказать о чуде, случившемся со мной в детстве. О чуде, свидетелем которого (возможно, уже единственным) мне довелось стать в канун нового1945 года.

«…Закройте глаза, дети, — сказал кто-то из взрослых. — Сейчас к вам придет Дед Мороз».

…Бело-голубая зала в старинном особняке на Кропоткинской, казавшаяся тогда огромной сказочной страной, дышала ароматами елочной хвои и свежих булок. Красавица-елка и в самом деле украшала зал заседаний Еврейского Антифашистского Комитета, работавшего в этом доме с начала войны. Наши мамы хлопотали у праздничного стола, складывая в коробку нехитрые подарки военной поры. А мы, десятка полтора малышей, честно зажмурившись, ожидали Чуда.

Соломон Михоэлс
(1890 - 1948)

…Закройте глаза и вы, давно поседевшие дети той войны, а я постараюсь напомнить вам, каким он был — канун победного года в Москве!

Уже топят в домах, по вечерам загораются окна домов, расставшиеся с «маскировкой», горят огни и у театральных подъездов, и давно открыты школы…

До Победы еще сто тридцать шесть дней, идут бои на Висле и на Сандомирском плацдарме (отец, военкор «Правды», — там, и мне всегда очень страшно), и не распахнулись еще ворота Освенцима, и не пришел еще час битвы за Берлин, где навечно полягут четыреста тысяч наших солдат. Но Москва на исходе декабря сорок четвертого так устремлена в победное будущее, так полна радости, что это передается и нам, детям, — неповторимый голос Левитана звенит, рассказывая о новых успехах на всех фронтах, сообщения «От Советского Информбюро» сменяются мажорными аккордами военных маршей… Говорят, в Колонном зале начнутся праздничные представления для детей. И это правда: Снегурочкой — из сотен претенденток — выбрали девчонку из нашего класса! А тут еще нечаянная радость — в особняке на Кропоткинской будет елка, с подарками и угощением, с концертом и сюрпризами. Надо сказать, что в том здании во время войны располагались несколько Комитетов: кроме ЕАК, где работала моя мама, был и Славянский Комитет, и Комитет советских женщин. И елку, конечно, готовили для всех. Две молодые энергичные подруги, Мирра Железнова из ЕАК и Ирина Кириллова (жена всесоюзного любимца — спортивного комментатора Вадима Синявского) из Комитета советских женщин, и придумали этот новогодний подарок для всех детишек, чьи родители работали под одной крышей: и елку привезли огромную, и родителей организовали — каждый тащил, что мог: «довоенные» игрушки, незамысловатые «рукотворные» подарки… И стол накрывали сообща.

Мирра Железнова.
1945 год

Почему-то особенно врезалась в память белая нарядная лестница, хотя в Комитете у мамы я бывала почти каждый день: отец, Леопольд Железнов, главный редактор газеты «Фронтовая иллюстрация» и военный корреспондент «Правды», в своем московском служебном кабинете бывал нечасто. На фронте — месяцами. И мама большую часть суток проводила на работе: одна из ведущих сотрудников ЕАК, она была и обозревателем газеты «Дер Ейникайт» («Единство»), выходившей при Комитете. Так что после школы меня ожидала лишь гулкая пустота квартиры.

Но — лестница?.. В тот день ее украсили флажками и бумажными гирляндами, и наши принарядившиеся мамы встречали малышню. Только главное было, наверное, в другом: неожиданно отворилась дверь залы, зазвучала музыка, приглашая нас в Сказку. И Сказка началась: из голубой двери в глубине огромной комнаты (сейчас там какой-то суперважный офис) послышался веселый хохот, все пространство заполнилось движением, радостью, предощущением Чуда. Сегодня все это назвали бы «мощным энергетическим зарядом». А тогда… Тогда я просто онемела, узнав в пляшущем Деде Морозе, распахнувшем руки навстречу детворе, Соломона Михайловича Михоэлса. Мне доводилось нередко видеть его и во время повседневной работы, и на сцене Еврейского театра (он даже настаивал, чтобы детей брали по вечерам в ГОСЕТ на Малой Бронной, так что и «Тевье-молочника», и великого «Лира», а позже и «Фрейлехс» я успела посмотреть в детстве), да и пару раз у нас дома, на Неглинке — он был всегда открыт людям, встречам, общению. Но Михоэлс — в роли Деда Мороза?.. Вспомнит ли об этом сегодня еще кто-нибудь? Когда позже, в начале пятидесятых, мне доведется встречаться с немногими из детей «комитетчиков» в очередях к справочным окнам МГБ на Лубянке или в Лефортово, о елке 45-го года мы говорить не станем.

Но в тот декабрьский вечер мы, дети, еще в предпобедном году, в том бешеном хороводе, который кружит для нас чудесный сказочник и веселый придумщик новых игр, гордость российского театрального искусства, не знающий устали депутат Моссовета Соломон Михоэлс — его имя открывает любые двери, и тысячи людей, познавших трагедию войны, благодарны ему за помощь…

С. Михоэлс и В. Зускин
в спектакле «Король Лир»

У Соломона Михайловича — во время его поездки в Америку и Канаду в 1944-м году, — загадочным образом была сломана нога. Долгое время он ходил с палкой. И сегодня я, наверное, задумалась бы: как же мог он пританцовывать, бегать с нами по залу, успевая каждого малыша приобнять, погладить по голове и сказать что-то ласковое. Тогда я просто не сознавала масштабов такого чуда. Да и обалдев от радости, простодушно смотрела на симпатичного гнома с огромным мешком подарков, поспешавшего за дедушкой Морозом. Ведь это был сам Вениамин Зускин — гениальный актер, разделивший трагическую судьбу писателей и поэтов, ученых и врачей, общественных деятелей мирового масштаба — руководителей Еврейского Антифашистского Комитета, без устали сражавшийся против фашизма всех мастей в годы Великой Отечественной…

Не помню, долго ли продолжалось сказочное действо… Михоэлс пел и читал нам стихи поэта Льва Квитко, устроил для нас конкурс на лучший танец, одарил всех подарками из огромного мешка, и каждому достался кусок пористого «трофейного» шоколада. Но помню, как по дороге домой мама мне сказала: «Вырастешь большая — будешь своим детям рассказывать, что к тебе на елку приходил сам Михоэлс».

Вот я и рассказываю, потому что доброта и талант любви этого человека приходились не только на праздники. Например, он распорядился, чтобы всех «комитетских детей», приходивших днем на работу к своим родителям, кормили — чем придется. И нас кормили. Как могли. А сразу после конца войны Соломон Михайлович настоял, чтобы сотрудники ЕАК начали заниматься английским языком. Желательно вместе со своими детьми — чтобы разговорная практика была и на работе, и дома. Иногда я думаю: понимают ли мои дочери и внуки, что в истоках их безупречного английского языка лежит то доброе и мудрое пожелание… А мимо особняка на Кропоткинской прохожу теперь ежедневно — живу рядом. И что поразительно: вопреки времени и трагедии, выпавшей на долю всех, кто был связан судьбой с горсткой смелых и талантливых людей, по-настоящему любивших свое Отечество, Россию, — память воскрешает не горечь пережитого, а волшебную новогоднюю улыбку Деда Мороза, который так хотел собрать всех в единый хоровод. Обнять и уберечь.

Жизнь — по каким-то только ей известным законам — распоряжается памятью о людях даже после их ухода. Так случилось, что символический памятник моей маме стоит неподалеку от могилы Михоэлса. Когда я бываю на кладбище Донского монастыря, — обязательно подхожу и к обелиску с гордо поднятой головой Гения. К могиле Соломона Михоэлса. И сквозь потоки времени слышится нехитрая песенка, которую он придумал и спел мне, третьеклашке, однажды: «Девочка-земелах! Ах! Девочка-земелах! Покажи мне вишневые глазки…».

Земелах — это сладкое, пахнущее корицей печенье. Его вкус я узнала много позже — уже после гибели Михоэлса…

 

Из «портфеля» журнала «Кольцо А»