ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Леонид Гомберг



Лица, города и даты

Его глаз непостижимым образом схватывает самую суть того или иного человека, явления или действия, — сказал на открытии выставки главный редактор газеты «Информпространство», писатель и культуролог Евгений Бень, — При этом уникальное свойство глаза, кажется, ведет за собой мастера независимо от его воли…

На вернисаже Яков Назаров (слева)
и Евгений Бень

В Москве в Центральном Доме кино прошла фотовыставка «Путешествие по жизни» известного российского мастера, постоянного автора нашей газеты Якова Назарова. На вернисаже был представлен Альбом фотографий, изданный при содействии газеты «Информпространство».

«В общей сложности у меня было восемь выставок, — рассказал Яков Назаров. — Первую — в 1966 году в Баку мне помог организовать известный деятель кино, сценарист Рустам Ибрагимбеков. Она прошла в союзе кинематографистов и называлась, может быть, немного наивно — «Есть на земле еще люди, которым не хватает человеческого тепла».

Яков Назаров никогда не входил ни в какие сообщества фотохудожников или репортеров, не состоял членом фотоклубов, весьма распространенных в 60-х — 70-х годах. Вероятно, поэтому его взгляд нисколько не замылен и не заболтан так называемым профессиональным общением.

Вырос он в Баку, в городе, где самая популярная профессия — химия; его дед был известным химиком, тетя тоже, мама окончила химический вуз, по инерции стал химиком и Назаров. Потом работа в научно-исследовательском институте, подготовка кандидатской диссертации… Но вдруг он почувствовал, что все это не его, чужое, неинтересное. Однажды, бессонной ночью, придумал, что уйдет в кино… Странное решение. Он неожиданно понял, что должен снять фильм о своей тете Марине Вениаминовне Юдиной.

С той ночи начала шестидесятых прошло ровно тридцать лет до тех пор, когда он реализовал эту идею в жизни.

В то утро Яков Назаров впервые взял в руки фотоаппарат и вышел на улицу. Кадры с той первой пленка и сегодня входят в его основную коллекцию. Стало быть, он миновал и этап детского увлечения фото, и этап становления зрелого мастера. С тех пор, с первого дня работы, его взгляд на мир через объектив фотокамеры сохранился, и дальше по существу ничего не менялось.

В 1969 году Назаров уехал в Москву и поступил во ВГИК, но не на операторский, как можно было бы ожидать, а на режиссерский. Вопреки обывательским представлениям, по его мнению, профессии оператора и фотохудожника ничего общего не имеют. После ВГИКа, в 1973-м, он уехал в Питер, работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Неудивительно, что с тех пор два таких непохожих города, как Баку и Ленинград, оставили особенный след в его творчестве.

Работы Назарова оставляют странное, навязчивое ощущение загадочного подобия человеческого лица, с одной стороны, — и города, окружающей человека среды, с другой, физиономии личности и места. И то, и другое — вселенная, со своими неповторимыми физическими и биологическими законами, где тождество и контраст порой нераздельны. Неужели так работает объектив фотокамеры? Или глаз мастера?

И никаких заковыристых подписей. Только лица, города и даты.

«Авторы придумывают всякие поэтические названия, которые или мешают, сбивают с толку или просто не нужны, потому что изображение несет достаточно много, причем для каждого — нечто свое. Заголовок, который ты навязываешь, отвлекает… Это не моя идея, а Анри Картье-Брессона, одного из лучших в мире фотографов, учеником которого я себя считаю», — говорит Назаров.

И при этом почти на всех фото — бедность, неустроенность, задворки, одинокие старики, беспризорные дети? Видимо, не случайно родилось название самой первой выставки, 60-х годов…

«Меня всегда это привлекало, и мне хотелось привлечь внимание зрителей. Но здесь есть и практический смысл, как ни цинично это звучит. Отсутствие глянца удачи делает и людей, и улицы притягательными. Старые лица более значимы для меня, потому что в них видна прожитая жизнь; да и как фактура — они интереснее. Пока все смотрится молодо и бодро — мне скучно. А когда со временем проникается индивидуальным смыслом, человеческими трагедиями, от которых никогда уже не суждено освободиться, — мне кажется, это даже эстетически красивее».

Долгие годы Яков Назаров работал исключительно с черно-белой фотографией.

Он считает, что она более адекватно отражает мир. Цвет часто лишает картину содержания. А в черно-белом концентрируется смысл. Не случайно до сих пор при невероятной популярности цветной печати все крупные мастера усиленно сопротивляются переходу на цвет. И сегодня многие снимают черно-белое фото, несмотря на то, что это гораздо дороже. Да и Назаров вряд ли изменил бы своей давней страсти. Но вмешался случай…

В преддверии празднования 850-летия Москвы главный редактор газеты «Информпространство» Евгений Бень стал инициатором масштабного проекта — выхода юбилейного фотоальбома. Не все получилось, как задумывалось вначале, но все же к празднику вышел фотоальбом «Моя Москва», причем участие Назарова в проекте было решающим: около 100 фото, но при условии, что 50 из них будут цветными. Как говорится, лиха беда — начало: с тех пор он понял, что цвет — это и современно, и дешево, и технологически гораздо проще.

«Прежде я был свободен от страстного желания показать людям мои фотографии, завершает разговор Яков Назаров. — Но со временем понял, что был не прав. Кроме самоудовлетворения, у моей работы есть и иной смысл: надо, чтобы все ее видели. Впрочем, я считаю, что фотография рассчитана не столько на многолюдный выставочный показ, сколько на более интимное книжное знакомство в альбоме, может быть, с комментирующим текстом, когда человек остается с фото один на один».

И это правильно. Однако и выставка художника в ЦДК тоже имела несомненный успех у публики.