ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Игорь Харичев



Почему Москва — не Окленд?

Московское правительство опять озаботилось пробками на дорогах. Слишком острый характер приобрело это хроническое столичное заболевание. Один из выходов чиновники видят в том, чтобы вообще запретить парковку автомобилей в центральной части Москвы вне специально отведенных мест и подземных паркингов. Но если учесть, что общедоступных парковок в пределах третьего кольца практически нет и построить их в достаточном количестве негде, это равносильно запрету поездок в центр — как ехать на работу, к партнерам, в магазин или театр, если машину все равно оставить нельзя даже на короткое время. «Лучшего» решения горячей проблемы для москвичей, владеющих автомобилями, не сыскать. Все в привычных для нас бюрократических традициях — в ущерб гражданам.

Недавно автору этих строк довелось побывать в далекой стране, Новой Зеландии. Прежде всего, в самом крупном городе этой страны, Окленде. Конечно, это не Москва, но более миллиона человек там проживает. И с немалым комфортом.

Отменное качество дорог — и в центре города, и на его окраинах. Окленд. 2008 год

Первое, что бросается москвичу в глаза — отсутствие пробок, хотя обеспеченность машинами выше, чем в Москве. Часто можно увидеть весьма престарелых старушек, не без труда выбирающихся из автомобиля, причем, с водительского места. Молодежь тоже, как правило, имеет машины. Кстати, купить или продать подержанную автомашину невероятно просто: нашел интересное предложение в газете, в интернете или прямо перед домом продавца, сговорился с ним, заплатил деньги и уехал, а потом на почте надо заполнить несложную карту и послать в полицию — известить, что сменился хозяин. Всё. Машина от первой продажи до списания живет с одним и тем же номером.

Отсутствие пробок в значительной мере связано с хорошими дорожными развязками. В центре Окленда распространены многоуровневые развязки: все продумано так, чтобы потоки не пересекались — выезды на трассы имеют разгонные полосы. Впору напомнить, что наши умники умудрились обеспечить пересекающиеся потоки даже на третьем кольце, построенном совсем недавно. Отменное качество дорог и в центре Окленда, и на окраинах, и между населенными пунктами, при этом большегрузные фуры встречаются довольно часто. Выходит, причина быстрой порчи наших дорог не в злокозненных фурах, а в чем-то другом. Не в качестве ли дорожного покрытия?

Второе, что вызывает жестокую зависть — парковки: подземные, многоуровневые и надземные, многоэтажные, до шести-семи этажей. Они повсюду в центре города. За деньги, — однако, плата вполне посильная для работающих граждан. Но едва отъезжаешь от центра, появляются бесплатные стояночные места вдоль тротуаров — иногда выделенные отрезки, но чаще без всяких ограничений. И везде ширина улиц позволяет спокойно разъехаться двум машинам, даже если с обеих сторон припаркованы автомобили.

Наземная многоэтажная парковка.
Окленд. 2008 год

Почему нельзя было построить достаточное количество многоэтажных парковок в Москве? Наверно, потому что все свободные места использовали для возведения элитного жилья и престижных офисов. То, что машины стоят вдоль улиц, затрудняя и без того не идеальное движение, — следствие отсутствия парковок. Кажется, московские власти никогда не думали, что люди садятся в машины отнюдь не для того, чтобы покататься, а чтобы ехать на работу или по делам. И что в этом случае машину надо где-то оставить. Желательно, неподалеку от места, куда человек приехал. А перехватывающие парковки, горячо рекламируемые московскими властями, приемлемы лишь для тех, кто живет за пределами Москвы и не пользуется общественным транспортом в часы пик.

Кстати, в Окленде много красивых природных мест, где устроены общественные парки, садики. Приехавшего из Москвы гостя постоянно раздирает удивление — тут или там давно пора было поставить элитный жилой комплекс! А никто не поставил. Вместо этого людям дают возможность наслаждаться природой, городскими пейзажами. Странные у города руководители, неправильный какой-то строительный комплекс. Нет у них настоящих градостроителей, фамилии которых так хорошо известны москвичам.

В завершении хотелось бы коснуться темы, которую у нас не принято широко обсуждать — общественных туалетов. В Новой Зеландии ситуацию с этой совершенно необходимой для человека институцией следует охарактеризовать так: распространенность и доступность, бесплатность и чистота. В Окленде во всех общественных местах — прежде всего, многочисленных парках — неизменно стоят туалеты, бесплатные, чистые, с туалетной бумагой и жидким мылом, бумажными полотенцами и рукосушителями. Есть они на многоэтажных парковках и в крупных торговых центрах. Даже на далеких окраинах города, в местах, которые привлекают много людей — у заповедника «Скала бакланов», в природном Шекспир-парке и т.д., и т.п. — с туалетами все в порядке. При этом в каждом из них предусмотрены места для инвалидов.

Разумеется, Окленд не исключение. Скажем, в небольшом городе Напьере, приятном курортном местечке, расположенном на берегу Тихого океана, аккуратные чистенькие туалеты, абсолютно бесплатные, тянутся вдоль прибрежного бульвара. И в центре города их достаточно.

Все продумано так, чтобы транспортные потоки не пересекались. Окленд. 2008 год

Невольно вспоминаешь Москву, в которой туалетная проблема отчасти решается убогими пластмассовыми кабинками, доступными за приличные деньги. Но и этих кабинок в самом центре города катастрофически не хватает, впрочем, как и тех стационарных заведений, которые они призваны заменить. Если уж московским властям не слишком охота думать о москвичах, пусть позаботятся о туристах, которые полезны для экономики любого города. А гости из экономически развитых стран не привыкли к проблемам с туалетами. Про общественные туалеты в российской провинции вообще говорить не хочется. Есть немало мест, где ничего не изменилось за последние сто лет.

Конечно, ничего удивительного в новозеландских удобствах жизни нет. В любой цивилизованной стране все в порядке с парковками, развязками, туалетами. И Новая Зеландия далеко не единственное государство, которое строит свое благополучие не на нефти и газе — основу ее экономики составляют сельское хозяйство, обрабатывающая и пищевая промышленность, да еще туризм. Невольно возникает вопрос: почему все необходимое для комфортной жизни есть в этой небольшой стране при отсутствии тех огромных нефтяных денег, которые крутятся в Москве? А у нас все наоборот?

Объяснение простое и не столь уж оригинальное: все это следствие нашей устоявшейся практики взаимоотношений власти и общества. Там, где в силу тех или иных причин не забывают об интересах граждан, есть и парковки, и удобные развязки, и доступные общественные туалеты. Там, где власть занята, прежде всего, своими частными проблемами и, по сути, не контролируется обществом, граждане имеют те проблемы, которые имеют. И которые прекрасно известны россиянам.