ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2009

 


Галина Подольская



Медитации и Свет

Впервые работы Эдуарда Пасховера мне довелось увидеть в кнессете в январе 2007 года на выставке группы русскоязычных художников «Са-Нура». Ныне «Са-Нура», ставшей заложником политических распрей, не существует. По иронии судьбы имя этой деревни русскоязычных художников дословно звучало как «неси огонь-свет»…

Сегодня этот свет искусства рассеян по Израилю. Не так давно в «ArtGallery 7+» в Нетании я вновь встретилась с частицей этого рассеянного света «Са-Нура». Я увидела цикл картин Пасховера «Медитации и свет» — работы интересные, неоднозначные, восходящие к русскому супрематизму, но не к «Черному квадрату» Малевича, а к его лирико-экспрессионистической грани и, прежде всего, — к свету…

В поиске золотой рыбки

Композиция из прямоугольников свечей, геометрически складывающаяся в звезду Давида… Известно, что сама по себе горящая свеча символизирует индивидуализированный свет, то есть жизнь индивидуума, в противоположность жизни космоса и вселенной. У Пасховера — это противоречие снимается. Белое переходит в свинцово-зелено-голубое и словно растворяется в живописи неба, его музыке, поэзии, превосходящей прозу земли. Такова медитация, в которой художник соединяется с небом. Не потому ли, что в этот момент Истина неустанно обновляет формы в жизни и в искусстве? К ней ведет рука художника, создающего свои концентрирующие внимание опознавательные знаки на полотне. «Медитации и свет» предвосхищают это последнее состояние покоя — в ритмичном сиянии белых свечей...

Свечи

Но до того нужно было пройти сквозь другие окна миров, готовящих к открытию этой истины, цветовые ощущения, найденные изобразительным искусством в момент этой истины. И пробирается глаз сквозь алую лаву с редкими желтыми пятнышками, светящимися словно зажженные огни неведомого селения в синеве вселенной. И подмигивает странный розово-лимонный кот, составленный из наложенных друг на друга геометрических фигур, удерживая лапкой пойманную золотую рыбку.

И каждый прочтет только свое в очертаниях зеленовато-бирюзовой пары предметов. И кажется, что солнце заходит одновременно с каким-нибудь еще светилом в оранжево-желто-терракотовых тонах, которые в другом ракурсе читаются уже иначе. И очеловечен лик мира. Но вселенная словно разбита на квадраты или просто пылает алым пламенем противоречий, зарешеченная от человека — формой, цветом, линией, плоскостью, ритмом? А может, это просто сеть, которую вновь нужно преодолеть той самой медитацией, чтобы обрести душевный покой свечи.

Таково своеобразие творчества как пластической медитации художника, стремящегося запечатлеть на холсте живописную музыку небес, очистившись от жизненных скверн и хаоса нескладухи людской. Таков пластический космос, в сетях которого все равно остается надежда на свою золотую рыбку.

Однако и в медитативном абстракте Пасховера порою прорывается предметность — буйством белых лилий и молодым месяцем, устремляющимся к внутренней раме голубого пространства. И вновь зеленовато-бурые глюки и выход к единственной чистоте белого сквозь потрескавшееся, как пустыня, пространство неба — дом уединения художника, творящего свою мистическую пустыню. Почему? Да потому что истина познается в одиночестве пустыни. Не случайно мистики разных времен устремлялись в пустыню, чтобы услышать глас Бога в глубинах души. Эта мистическая энергия не может исчезнуть. Она открывается каждому, кто готов ее воспринять, кто готов пройти через пустыню ради животворящей влаги. Она открывается человеку, наполняя его творческой, созидательной силой.

Пластический «знак отличия»

В апреле 2009 года выставка «Медитации и свет» с успехом прошла во Франции, в галерее Этьена де Казан, была высоко оценена критикой и зрителем, ценящим в живописи «запечатленное состояние». В статье, предваряющей экспозицию, было сказано: «Работы художника Эдуарда Пасховера “Медитации и свет”, привлекают своей пластикой и ритмом, внутренним свечением. Работы доведены до рукотворной завершенности. Тщательно выделена живописная фактура, далекая от обманной иллюзорности, подчеркиваемая даже прописанными рамами, словно продолжающими работы. Многолетние занятия архитектурной живописью, несомненно, отложили отпечаток на пластический язык и мировоззрение художника. Окружающая жизнь — настоящий источник впечатлений. Но художнику хочется подняться над реальностью, хочется сочинять. Поэтика этих картин в высвобожденном от деталей безграничном пространстве, в вибрирующей, трепетной материальности среди духовного обитания. Это изображение эмоциональных состояний сопротивляется переводу на язык словесных форм. Художник предстает перед нами, как самобытный, мыслящий, цельный, сумевший найти свой пластический “знак отличия”. Такого рода творческие решения сегодня представляют наибольший интерес для нашей публики».

Путь к Свету

Медитация

Эдуард Пасховер как художник прошел совсем не однозначный жизненный и творческий путь. Он родился в 1945 году в Одессе, окончил Одесское государственное художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. С 1970 года он участник престижных всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Много работает в области архитектурной живописи, дизайна, станковой живописи, преподает. Его работы есть в музеях и частных коллекциях России, Эстонии, Украины, США, Японии, Израиля, Греции, Канады, Франции...

В конце 1970-х о художнике много писали в советской прессе. Так, в «Вечерней Одессе» творчество Пасховера как-то назвали «приглашением в легенду» — столь эстетически оно выпадало из прибауток Дерибасовской и не вписывалось в каноны соцреализма. А в журнале «Знамя коммунизма» его архитектурную работу так и назвали: «Поэма на фасаде».

В 1980-е Пасховер продолжает достаточно успешно работать как монументалист. Статьи в изданиях «Образотворчи мистецтво» и «Декоративное искусство» обращали внимание на современное понимание и прочтение художником-монументалистом задач архитектуры и его серьезный вклад в ревитализацию городской среды. Работы Пасховера публикуются в альбоме «Молодость страны». Художник участвует во Всесоюзных художественных выставках. Пресса отмечает перспективность эстетических исканий Пасховера и самобытность его композиций.

В 1996-м Эдуард Пасховер репатриируется в Израиль. Его художественные искания в области архитектурной живописи, дизайна, станковой живописи помогли ему обрести свое место и в еврейском государстве. Он активно работает в деревне художников Са-Нур. Потом в Нетании становится председателем объединения художников и скульпторов «7+» и, как верно замечено в статье, предварявшей его выставку «Медитации и свет» в галерее Этьена де Казан, «всегда находится в русле движения мирового искусства».

Все это так, но почему-то мне вновь захотелось пройтись по галерее «7+» и вновь вернуться к стопке акварелей и масляных работ Эдуарда Пасховера, сложенных в углу. Боже! Да сколько же здесь цветов — таких, что и названий уж не припомнить. И вдруг мой взгляд упал на желтые розы — без вазы, крупным планом, взятые в таком ракурсе, что словно смотрят тебе в глаза… Говорят, желтые цветы — к «измене». Вот и художник меняется, чтобы потом через медитации обрести себя нового и приблизиться к совершенству света.