ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2009

 


Леонид Гомберг



Первый после Фараона

Предлагаем вниманию читателей фрагмент новой книги писателя и историка Леонида ГОМБЕРГА «Израиль и Фараон», которая готовится к выходу в свет в российском издательстве «Феникс» (Ростов-на-Дону)

История Иосифа резко отличается от предыдущего и последующего текстов Пятикнижия, прежде всего, в стилевом отношении: это лирическая повесть, помещенная между эпической сагой о патриархах и жизнеописанием вождя с отчетом о многолетней экспедиции в пустыне накануне военного завоевания Ханаана. В ходе этой экспедиции, произошедшей через полторы-две сотни лет после смерти Иосифа, сюжет был зафиксирован текстуально. При этом повесть хорошо ложится на исторический контекст эпохи, начавшейся гораздо раньше — еще во времена так называемого II переходного периода между Средним и Новым царством в Египте. После того, как XIII династия египетских фараонов «захлебнулась», события в стране, уже давно развивавшиеся по худшему сценарию «снежного кома» (то есть, внутренней неразберихи и внешнего давления) приобрели характер лавинообразный. Восстание внутри страны было поддержано вторжением «полчищ азиатов», которые вскоре покорили страну, во всяком случае, ее северную часть. Вероятно, произошло это в 1730/1720 годах до н.э.

Если верить египетскому жрецу Манефону, написавшему по-гречески «Историю Египта» в III веке до н.э., в первую династию гиксосских фараонов вошли шесть правителей... (Цари часто называют себя «хека хасут» — «царь иноземцев» или «царь стран», греческим искажением которого и является слово «гиксос», впоследствии перешедшее на весь народ.)

Движение гиксосов имело существенную «семитскую составляющую». Об этом свидетельствует, в частности, значительное количество имен семитского происхождения, оставшихся в памятниках. Как отмечает Борис Тураев, «и иудейское, и христианское, и мусульманское предания склонны относить к этому времени поселение евреев в Египте». Иногда древние авторы вообще отождествляли гиксосов с евреями. На самом деле, в этом нет ничего невероятного: Авраам, а потом Иаков и особенно Иосиф, скорее всего, в той или иной форме принимали участие в гиксосском движении.

Александр Иванов. Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару

История Иосифа, представленная в Пятикнижии, начинается в Ханаане, в кочевьях, где протекала жизнь уже трех поколений патриархов. Истоком сюжетной линии повести становится банальная зависть: братья, раздосадованные особым местом, которое Иосиф занимал в сердце своего отца Иакова, решают убить юношу, но потом, испугавшись такого отъявленного злодейства, продают его исмаилитским купцам, следующим с караваном в Египет.

На берегах Нила купцы продали юношу в рабство «начальнику телохранителей» Потифару, который со временем передал на попечение молодого «иври» весь свой дом. Однако неумолимая судьба не оставляла в покое юношу. Жена вельможи стала домогаться его со всей страстью измученной вожделением женщины. Однажды в порыве страсти она схватила его за одежду, но Иосиф вырвался из ее неумолимых объятий и убежал. Госпожа подняла крик, объяснив, что дерзкий домоправитель напал на нее с намерением надругаться. Потифар приказал заключить вероломного слугу в темницу. Видимо, это была привилегированная тюрьма, — и умный и находчивый Иосиф не пропал в узилище. Он познакомился с двумя проштрафившимися царедворцами Фараона, оказавшимися в заключении. И однажды опальные вельможи поведали Иосифу о своих снах…

Провидческие сновидения Иосифа и умение толковать свои и чужие сны — не просто двигатели сюжета, но, прежде всего, сакральный компонент повествования, проводящий любимого сына Иакова по особой стезе, указующей магистральное направление жизни народа.

Иосиф в точности разгадал и разъяснил значение сновидений репрессированных вельмож. Случилось все так, как он и предсказал: через несколько дней царский виночерпий был возвращен во дворец, а глава дворцовой хлебопекарни казнен по прихоти Фараона. После этих обнадеживающих событий Иосиф еще два года провел в тюрьме, поскольку обласканный царем виночерпий, кажется, просто забыл о своем прежнем товарище по несчастью. Но вот Фараону приснился широко известный сон — тот самый — о семи тучных и семи тощих коровах. Тогда-то виночерпий и посоветовал правителю обратиться за разъяснениями к необычному заключенному. Вызволенный из небытия, Иосиф не только растолковал сон царю, но и дал свои рекомендации: в течение семи изобильных лет создать запасы продовольствия на семь лет голодных, которые неминуемо последуют в соответствии со сновидением. Оценив мудрый совет, Фараон принимает решение назначить Иосифа «главным» над всем Египтом. Далее описана церемония назначения визиря, то есть, премьер-министра — второго после царя лица в государстве... Верховный властитель пожаловал Иосифу имя Цафнат-Панеах, в жены ему была дана Аснат, дочь жреца города Она, одного из центров жреческой учености Египта.

Тем временем наступили предсказанные в сновидении Фараона семь лет изобилия, во время которых визирь доверху наполнил государственные амбары зерном. Потом пришли и годы неурожаев. Голод охватил весь регион, в том числе и Ханаан. Иаков принял решение послать своих сыновей за хлебом в Египет. Поскольку торговлей хлебными запасами ведал лично визирь Цафнат-Панеах, то есть, Иосиф, происходит неизбежная встреча братьев. Сперва отношения Иосифа с вновь обретенными родственниками складывались непросто… Но потом расчувствовавшийся визирь открыл братьям правду своего происхождения, предложил привести в Египет отца и обосноваться в нем вместе со всей семьей.

Состоялась трогательная встреча Иосифа с отцом. После приема у Фараона семья поселилась в земле Гошен в восточной части Нильской дельты.

Между тем пророчество Иосифа продолжало сбываться. В Египте кончился хлеб, приходилось покупать его в единственном месте, где он еще оставался — в царских закромах…

Когда у египтян закончилось все скопленное в домах серебро, они пригнали свой скот. Но и это не помогло, ибо на следующий год голод только усилился. Тогда Иосиф купил за зерно всю землю, которая находилась в собственности египтян, кроме жреческих наделов. Взамен он раздал семена, чтобы египтяне смогли засеять хлеб, причем пятую часть нового урожая они должны были вернуть Фараону… Здесь Бытие представляет читателю «экскурс в историко-правовую сферу Египта», по мнению Александра Немировского, в целом верно отражающий реальную ситуацию.

Вообще, многие события и факты, упомянутые в «повести об Иосифе», представляются достоверными и в значительной мере могут служить источником для понимания реалий еврейской истории библейского периода.

Поселение в Египте «азиатов», в том числе и семитов, в разное время зафиксированы в различных источниках. Без сомнения, гиксосский период был особенно привлекателен для такого рода визитов.

Мы уже говорили, что в тексте досконально описан ритуал назначения визиря, административного верховного правителя Египта, — судя по всему, это стандартная государственная процедура, которая проходила на глазах у тысяч людей, ее следы зафиксированы историками в древних памятниках. Это не таинственные встречи Авраама и не ночные видения Иакова, неподвластные чувствам множества.

Конечно, повесть об Иосифе, так же как и многие другие тексты Библии, до письменной фиксации бытовала как устное сказание, составленное в гиксосско-израильской среде. Автор хорошо знаком с Ханааном — его бытовыми и географическими реалиями (в повести упоминаются реальные ханаанские города: Сихем, Дотан, Беэр-Шева), а в Египте — только с восточной Дельтой, где расположена земля Гошен, то есть, только с теми районами, которые были особенно связаны с гиксосами. В то же время он неплохо осведомлен о состоянии дел в царском дворце, употребляет настоящие египетские имена: Потифар (По-ти-пе-ра — «тот, кого дал бог Ра»), Аснат (Асенеф — «посвященная богине Нейт»), Цафнат-панеах («бог говорит — он живет»).

…Через 17 лет после своего поселения в Египте умер Иаков, который был похоронен в Ханаане, в родовой усыпальнице Махпела в Хевроне. После похорон братья вернулись в Гошен. Иосиф прожил в Египте еще много лет, увидев своих внуков и правнуков. Но так и не узнал, что они стали рабами… Он скончался в почтенном возрасте, завещав потомкам вынести его тело на родину предков, в Ханаан — в процессе будущего Исхода евреев из Египта.