ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 

Синагога на Большой Бронной. Современный вид

Ицхак Коган



Мост через реку забвения

«Синагога Полякова» – давняя московская достопримечательность.

Так в конце прошлого века понимающие люди величали захудалую двухэтажную постройку, скроенную по меркам традиционного дома культуры времен культа личности, и было совершенно не понятно, какое отношение имел этот сталинский архитектурный монстр к еврейскому культовому сооружению, запечатленному сто лет назад…

В 1872 году крупный промышленник и банкир, строитель российских железных дорог, статский советник Л.С. Поляков, многие годы возглавлявший московскую еврейскую общину, добился от властей разрешения на открытие в собственном доме «молитвенного учреждения с количеством прихожан до 40 семейств». Через несколько лет, в 1883 году, он приспособил под синагогу один из своих домов у Тверского бульвара, выходивший фасадом на Большую Бронную улицу. Здание в мавританском стиле, увенчанное шестиконечной звездой, было построено по проекту архитектора М.Н. Чичагова.

В советские годы большевики обрушили на «синагогу Полякова» и ее лидеров шквал гонений и репрессий. В 1937 году по обвинению «в проведении контрреволюционной пропаганды террористического характера» был сначала арестован, а потом и расстрелян особенно популярный среди евреев кантор М.Х. Гуртенберг.

Не прошло и месяца после казни кантора, как был арестован раввин московской общины Ш.Л. Медалье, проводивший большую работу по оказанию помощи голодающим евреям. Обвиненный в «участии в террористической организации», он был расстрелян в апреле 1938 года. Вскоре синагога была закрыта.

В начале 1950-х годов здание было передано ВЦСПС, в нем разместился Московский дом художественной самодеятельности, впоследствии Дом народного творчества им. Н.К. Крупской. При этом власти совершенно изменили облик здания. «Спрямив» фасад, полностью перестроили помещения, чтобы ничто не напоминало о первоначальном назначении дома на Большой Бронной.

Рассказывает раввин общины «Агудас Хасидей ХаБаД» Ицхак КОГАН.

Синагога на Большой Бронной в начале ХХ века

Идея вернуть синагогу к служению Всевышнему, возвратить к первоначальному замыслу ее создателей принадлежала Любавичскому Ребе Менахему Мендлу Шнеерсону. Соответствующее указание от Ребе получила миссия его представителей в Советском Союзе, состоящая из четырех раввинов, в числе которых был и я. Почувствовав неладное, поняв, что евреи «прицеливаются» к зданию, чтобы вернуть его, власти в спешном порядке принимали решение отдать его в пользование всесоюзной организации курдов.

Но сработало предвиденье Ребе: он дал нам задание немедленно освободить Синагогу на Большой Бронной. Я позвал своих друзей из Ленинграда, попросил их привезти арон кодеш со свитком Торы, который находился у меня в квартире, где одно время размещалась подпольная синагога. Собралось человек тридцать. Понятно, что такая акция неординарна даже в постсоветское время, а тогда ведь еще доживал Советский Союз! Был март 1991 года.

Итак, я шел впереди, нес арон кодеш, за мной следовали мои товарищи и студенты иешивы. Мы шли молиться. Когда мы подошли к двери, тамошние работники, в основном, женщины, бросились навстречу, чтобы остановить нас. Я сказал им: «Каждый, кто тронет реликвию, умрет на месте». Они испугались, убежали куда-то. В это время раввин Кунин дернул дверь и сорвал замок…

Мы начали молитву. Вскоре появилась милиция.

Как старший я спросил их: «Зачем вы приехали?»

Они ответили: «Мы будем вас выбрасывать на улицу».

Я сказал: «Сейчас не время для таких действий. В этой синагоге мы молились долгие годы… И много лет мечтали сюда вернуться. Дайте нам спокойно помолиться. Дальше будем разбираться». Надо отдать им должное – они позволили нам закончить молитву. Потом меня задержали и составили протокол.

Не прошло и трех месяцев, как появился указ мэра, и решение правительства Москвы о возврате этого здания еврейской общине. Это случилось 8 мая 1991 года.

Мы начали формировать синагогу на первом этаже здания, но на втором все еще оставалось ведомство ВЦСПС. Так продолжалось 11 месяцев, вплоть до праздника Песах.

Перед праздником я встретился с заведующей Дома творчества. «У нас есть закон, – сказал я ей, – никто не может позволить себе войти в дом молитвы во время праздника и принести с собой квасное, хомец; но я – цивилизованный человек и не могу допустить жестокости, поэтому готов помочь вам оплатить расходы на переезд». Мы пришли к соглашению, и я перевез их имущество за наши деньги.

Но не обошлось без инцидента. Советская власть, как известно, просто так не уходит. В газете «Советская Россия» появилась статья под названием «Незаконное сожительство». Приближался Йом Кипур, и мы приобрели несколько цыплят для традиционного очистительного обряда «капарот». Так вот в статье речь шла о том, что в центре Москвы в курятнике при синагоге разводят цыплят. Мол, в доме, который раньше распространял свет культуры, теперь творится такое безобразие. Меня здорово задели эти слова – «незаконное сожительство». В здании еще оставались прожектора и всякое другое имущество. После выхода этой статьи мы за ночь сняли все 48 прожекторов, в том числе и из-под купола, и сложили все это в кучку. Я им сказал: «Статья «Незаконное сожительство» вышла, наверное, не без вашего ведома; вот мы и поняли, что это относится к вашему оборудованию в нашем в зале; действительно, оно нам очень мешает. А сожительствовать с вами мы не собираемся – здание должно принадлежать нам полностью».

…Я долго вынашивал идею вернуть синагоге первоначальный облик и даже разработал первый проект здания. Хотел восстановить фасад, надстроить третий этаж, не видимый с улицы, построить подсобное здание. Но мой давний приятель профессор Абелев как-то сказал мне: «Ты, Изя, находишься в центре Москвы: что маленькое здание строить, что большое – нет никакой разницы, будут те же самые проблемы; лучше строй большое». Мы сделали проект здания площадью 6 тысяч метров, согласовали, потом посчитали, сколько это стоит… и присели от ужаса…

В субботу перед Песахом 2000 года в синагогу пришел известный предприниматель и меценат Давид Рабинович – мы сделали «большой лехаим». Я ему говорю: «Давид, уже десять лет я вынашиваю идею строительства и боюсь начать, – лучше уж не браться совсем, чем взяться и недостроить». Он отвечает: «Ладно, считай, что у тебя 2 миллиона рублей уже есть». Прикинул: это около 70 тысяч долларов. Значит, можно начинать проектирование.

Моя семья все время атаковала меня за мой эскизный проект: «Ты что, решил строить обком партии?» И тут появился Амиэль Якубов, который и помог разместить заказ в архитектурной мастерской Г.С. Эстрина. Когда мы увидели проект, – просто ахнули: это было совсем другой уровень. Впоследствии Амиэль стал одним из главных спонсоров синагоги. А возглавил строительство член совета директоров, совладелец компании «Capital Group» Эдуард Берман. Однажды он пришел на урок Торы, который я провожу еженедельно. На следующий урок он опоздал на два часа и пришел со своим отцом. Я провел экскурсию по зданию. Потом услышал, как папа сказал сыну: «Эдик, мы будем строить эту синагогу!»

Потом всякое было… Приходили фашисты, кричали: «Убирайтесь, Россия для русских!» Камни бросали, бомбы подкладывали, резня была. Недавно во время Пасхального Седера мы читали в Агаде, что в каждом поколении есть те, кто хочет нас уничтожить. Но Всевышний избавляет нас от их рук. Народ Израиля жив, синагоги возвращаются к своему первоначальному назначению. Люди сюда приходят, – им это необходимо, поскольку приближает их к Б-гу.

Сегодня Синагога на Большой Бронной – одно из украшений центра столицы.

Это крупный религиозно-культурный центр Москвы, в котором ежедневно проходят молитвы, отмечаются праздники, проводятся традиционные обряды, сопровождающие жизнь евреев. При синагоге работает иешива «Махон РаН» – единственное в мире учебное заведение, в котором изучают теорию и практику шхиты, ритуального забоя скота. Здесь обучается еврейская молодежь из России, Израиля, США, стран СНГ.

«Всем, кто участвовал в возрождении общины, всем, кто работает в ней сегодня, раввин Ицхак Коган поставил задачу: центр на Большой Бронной – не просто синагога, он должен быть домом, где религиозная и духовная жизнь соединяется с памятью о тех, кто погиб за веру, кто поддерживал в тяжелые годы дух еврейства, – свидетельствует старожил общины «Агудас Хасидей ХаБаД» Вилен Столовицкий. – Эта идея требует конкретного воплощения. Поэтому в синагоге действуют Зал Героизма и Зал Памяти».

В Зале Героизма открыта экспозиция, посвященная кантору Мойше Хаиму Гуртенбергу: на стендах представлены его личные вещи, фотографии и документы. Выставка рассказывает о героических хасидах, в том числе, Иосифе Тамарине, деде раввина Ицхака Когана, вопреки преследованиям наладившем подпольное производство мацы в советском Ленинграде. В витринах выставлены старинные еврейские книги и вещи, необходимые для совершения религиозных обрядов, а также самодельные предметы культа, когда-то использованные в подполье в целях конспирации.

Экспозиция Зала Памяти посвящена участию евреев в Великой Отечественной войне. Здесь представлены материалы, рассказывающие о прихожанине Синагоги на Большой Бронной Гедалье Пустыльнике (Григорие Пустынникове), с первых дней войны действовавшем на передовой, плененном и бежавшем из плена и до конца войны воевавшем в партизанском отряде в Бельгии, о рядовом Абраме Когане, защищавшем блокадный Ленинград, рядовом Семене Додике, гвардии полковнике Израиле Турянском, еврейском писателе Илье Гордоне и других. История еврейского сопротивления отражена в документах о восстаниях в Варшавском гетто и лагере смерти Собибор, в других свидетельствах неповиновения евреев нацистам.

 

Беседу вел Леонид Гомберг