ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Давид Зайдман



В раменском «Севен севенти»

11 и 12 июля в подмосковном Раменском, в Центре духовной и физической реабилитации, построенном по инициативе раввина Ицхака Когана как подобие нью-йоркской резиденции любавичского Ребе «Севен севенти», прошли экзамены для выпускников ешивы «Махон Ран». Десять молодых шойхетов и пять будущих раввинов успешно выдержали испытания.

Выпускники демонстрировали искусство шхиты и раввинское знание. Умения и способности ешиботников оценила высокая экзаменационная комиссия в составе четырех раввинов. Специально для этого из Израиля прибыли уважаемые раввины: главный раввин Кфар-Хабада Мордехай Шмуэль Ашкенази и раввин коллеля «Ор Зероа» в Реховоте Меир Аарон. Они присоединились к раву Ицхаку Когану и рош-ешива, раву Сегеву Фридману.
Экзмен на смиху по шхите успешно прошли все десять экзаменуемых. Вначале молодые люди проверялись по теоретической части, отвечая на вопросы по законам шхиты и трефот. Затем они продемонстрировали свои практические навыки, зарезав под пристальным взором знатоков цыплят и баранов. После этого пятеро других выпускников столь же успешно выдержали испытание на получение смихи раввинов.
В заключение в Центре «Севен севенти» в Раменском прошла торжественная церемония вручения сертификатов новым шойхетам и раввинам – выпускникам «Махон Ран» 2010 года. В церемонии участвовали и попечители ешивы.
В №136 за 2009 год «Информпространство» подробно рассказывало о строительстве раменского «Севен севенти» и задачах будущего центра. 24 августа 2010 года намечено его официальное открытие, репортаж о котором можно будет прочитать в следующем номере нашей газеты.


Алексей Молокин


Конфиденциальность гарантирована
 

10 августа в Московском доме национальностей состоялась встреча главы Росстата Александра Сурикова и ряда высокопоставленных сотрудников ведомства с главными редакторами национальных СМИ Москвы. Обсуждались вопросы подготовки проведения всероссийской переписи населения и роли, которую могут сыграть так называемые диаспоральные издания в успехе этого проекта.

Эта тема особо актуальна для еврейской общины России из-за вскрывшейся в ходе последней переписи 2002 года осторожности в указании своей национальности лицами, принадлежащими к еврейскому народу. В результате перепись показала чрезвычайно низкое число евреев в стране – не более 230 тысяч. Удивление вызвала и другая цифра – вдвое больше людей решили не отвечать на вопрос о национальности вообще. Руководители еврейской общины тогда дружно критиковали результаты переписи как необъективные и посетовали на десятилетиями копившийся страх, особенно у пожилого поколения. Важно подчеркнуть, что искусственное занижение численности национальной группы отрицательно влияет на ее имидж и положение в обществе. Глава Росстата развеял сомнения тех, кто опасается разглашения после переписи личных сведений, в том числе о национальной принадлежности.
В начале беседы Александр Суриков познакомил собравшихся редакторов этнокультурных газет, журналов и сайтов с планами, особенностями и нововведениями переписи населения, которая намечена на 14–25 октября 2010 года. Касаясь вопросов безопасности данных, он отметил, что конфиденциальность личной информации гарантируется не только компетентностью и правовой ответственностью работников ведомства и переписчиков. Дело в том, что сам переписной лист даже не содержит данных о фамилии, имени, отчестве и адресе опрашиваемых. Эти данные фиксируются переписчиками во внутренних документах, но связать переписной лист с каким-то конкретным лицом невозможно. Не случайно, подчеркнул г-н Суриков, на московских радиорынках так никто и не дождался ворованного диска с личными данными переписи 2002 года, хотя там можно найти базы данных ГИБДД, налоговой инспекции, сотовых операторов и всевозможных других служб.
Как обычно, все данные будут записываться со слов самих опрашиваемых, никаких документов, удостоверяющих личность, право собственности, национальность, гражданство или образование требоваться не будет. Переписчики не являются сотрудниками органов внутренних дел или миграционной службы и никак не связаны с ними. Таким образом, г-н Суриков ответил на озабоченность журналистов изданий диаспор народов СНГ о том, что перепись может повредить тем, кто не вполне законно находится на территории России. Кроме того, тем, кто пребывает на территории РФ меньше года (и не подпадает под определение «постоянное население»), будет предложено ответить всего на четыре простых вопроса.
По итогам встречи участники договорились сотрудничать в продвижении Всероссийской переписи населения – 2010.


Н. Файнких



Уникальная инициатива

Как было сообщено на пресс-конференции, состоявшейся 2 августа в Москве, Евроазиатский еврейский конгресс (ЕАЕК) оказывает организационную и информационную поддержку уникальному гуманитарному проекту – одиночному кругосветному плаванию на яхте с целью привлечь внимание к проблемам сохранения мирового океана.

Путешествие знаменитого российского яхтсмена Виктора Языкова стартует в сентябре текущего года. Яхтсмен-одиночка намерен преодолеть расстояние свыше 25 000 морских миль, обогнув Землю за семь месяцев.
Как отметили на пресс-конференции представители ЕАЕК, «поддержка акции Конгрессом обусловлена гуманитарной идеей общей ответственности всего человечества за жизнь на нашей планете, за наше будущее. Это близко тем базовым идеям, которые лежат в основе деятельности ЕАЕК. Мы стремимся организовать плодотворный диалог представителей разных народов и вероисповеданий, научить людей уважать тех, кто не похож на них, помочь разным людям почувствовать себя частью единого человечества. Океан во все века объединял страны и народы, и мы уверены: еще одно напоминание о том, что общими усилиями мы можем сохранить наш мир, сделать его уютнее и добрее не будет лишним».

 

 

 





/

Президент ЕАЕК стал гостем Главного раввина Израиля
 

В последних числах июля президент Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) Александр Машкевич побывал с визитом в Израиле. В ходе поездки он стал почетным гостем на свадьбе сына Главного ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгера, в течение ряда лет активно поддерживающего деятельность ЕАЕК по сохранению еврейской религиозной традиции и продвижению диалога между конфессиями.

Эта тема особо актуальна для еврейской общины России из-за вскрывшейся в ходе последней переписи 2002 года осторожности в указании своей национальности лицами, принадлежащими к еврейскому народу. В результате перепись показала чрезвычайно низкое число евреев в стране – не более 230 тысяч. Удивление вызвала и другая цифра – вдвое больше людей решили не отвечать на вопрос о национальности вообще. Руководители еврейской общины тогда дружно критиковали результаты переписи как необъективные и посетовали на десятилетиями копившийся страх, особенно у пожилого поколения. Важно подчеркнуть, что искусственное занижение численности национальной группы отрицательно влияет на ее имидж и положение в обществе. Глава Росстата развеял сомнения тех, кто опасается разглашения после переписи личных сведений, в том числе о национальной принадлежности.
В начале беседы Александр Суриков познакомил собравшихся редакторов этнокультурных газет, журналов и сайтов с планами, особенностями и нововведениями переписи населения, которая намечена на 14–25 октября 2010 года. Касаясь вопросов безопасности данных, он отметил, что конфиденциальность личной информации гарантируется не только компетентностью и правовой ответственностью работников ведомства и переписчиков. Дело в том, что сам переписной лист даже не содержит данных о фамилии, имени, отчестве и адресе опрашиваемых. Эти данные фиксируются переписчиками во внутренних документах, но связать переписной лист с каким-то конкретным лицом невозможно. Не случайно, подчеркнул г-н Суриков, на московских радиорынках так никто и не дождался ворованного диска с личными данными переписи 2002 года, хотя там можно найти базы данных ГИБДД, налоговой инспекции, сотовых операторов и всевозможных других служб.
Как обычно, все данные будут записываться со слов самих опрашиваемых, никаких документов, удостоверяющих личность, право собственности, национальность, гражданство или образование требоваться не будет. Переписчики не являются сотрудниками органов внутренних дел или миграционной службы и никак не связаны с ними. Таким образом, г-н Суриков ответил на озабоченность журналистов изданий диаспор народов СНГ о том, что перепись может повредить тем, кто не вполне законно находится на территории России. Кроме того, тем, кто пребывает на территории РФ меньше года (и не подпадает под определение «постоянное население»), будет предложено ответить всего на четыре простых вопроса.
По итогам встречи участники договорились сотрудничать в продвижении Всероссийской переписи населения – 2010.


П. Людин



Судьба старинного кладбища
 

Мало, кто знает о судьбе одного из первых еврейских некрополей на московской земле. Еврейское кладбище возникло в Дорогомилове в 1788 году по инициативе проживавших в Москве белорусских евреев и было одним из восьми в разное время созданных в городе иноверческих некрополей. Благодаря щедрым и многочисленным частным пожертвованиям кладбище постоянно благоустраивалось. Еврейское кладбище соседствовало с православным.
Здесь находились могилы художника-жанриста И.Л. Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора С.Б. Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Г.Б. Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника И.И. Левитана, крупных российских предпринимателей С.Л. и Л.С. Поляковых.
С конца 1920-х годов район оказался в зоне интенсивной застройки, что и предопределило судьбу обоих некрополей. В 1930-х годах на кладбищах прекращаются захоронения, а в 1950-е годы в ходе реконструкции этой части Кутузовского проспекта погребения окончательно исчезают под новой застройкой. Прах русских воинов из братской могилы был перенесен к Кутузовской избе, а останки великого художника И.И. Левитана, ранее покоившиеся на еврейском кладбище, – в некрополь Новодевичьего монастыря.
По свидетельству родившегося 80 лет назад и прожившего здесь всю жизнь старожила Ф.Ф. Егорова, родственникам тех, кто был упокоен на территории Дорогомиловского православного и еврейского кладбищ, государство предоставило возможность перенести захоронения на другое кладбище.
Как вспоминает Ф.Ф. Егоров, примерно в 1938 году вышло постановление о запрещении новых захоронений на этих кладбищах; евреям предлагалось перезахоронить родственников на Востряковском кладбище. Жители писали заявления в контору кладбища, им бесплатно выдавались гробы. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства – на машинах и подводах. Новым погребениям присваивались номера, и на новых могилах можно было поставить памятники. В основном перезахоронения велись в течение 1939–1940-х годов. Однако еще в 1946 году отдельные нетронутые могилы можно было перенести на Востряковское кладбище.
Сейчас на территории еврейского кладбища со стороны Кутузовского проспекта и Киевской улицы построен жилой дом № 30-32, а со стороны набережной Тараса Шевченко находятся дом №39 и театр Виктюка.


 

Сергей Белорусец


Негаснущий костер
 

Очередной костер Чуковского «Прощай, Лето» уже не за горами и состоится в воскресный полдень 12 сентября. Вообще же традиционных костров Чуковского два в году: «Здравствуй, Лето» и «Прощай, Лето!».
Оба придуманы дедушкой Корнеем и устраивались им самим на территории его литфондовской переделкинской дачи с 1955 года вплоть до смерти Патриарха отечественной детской литературы. Тогда костры предназначались для поселковой детворы и писательских детей. А правом на вход обладали те, кто приносил десять шишек… Теперь костры собирают московских ребят и их родителей. Всех желающих. Вход бесплатный. На костер регулярно приходит и приезжает несколько сотен зрителей. Есть специальная площадка для костра.
Он зажигается почетными гостями. Вокруг костра водятся хороводы под музыку. Есть сцена, сидячие и стоячие места для зрителей. На случай дождя – тент над сидячими местами. Публику «разогревает» театр «Игра» – всегдашний участник костров нового времени. Артисты изображают персонажей Чуковского и одеты соответствующим образом… Выступающих много, поэтому выступления короткие. В основном смешные стихи, песни под гитару, интерактивные игры со зрителями, забавные литературные викторины, экспромты, спонтанные розыгрыши…
Костры возрождены на излете прошлого века сотрудниками Дома-музея Чуковского в Переделкине. Идейные вдохновители – Лев Шилов (тогдашний директор), Сергей Агапов (директор нынешний) и Павел Крючков.
С 2007 года костры стали обязательной составной частью ежегодного Фестиваля детской литературы имени Чуковского. Сам же Фестиваль родился из моей идеи «Дом-музей собирает друзей» и идеи Сергея Агапова о литературной премии имени Чуковского. Предыстория же существующего четвертый год Фестиваля такова. Как-то я гулял по Переделкину – и вдруг меня осенило: жанр авторской песни в Переделкине имеет свое законное место – Дом-музей Булата Окуджавы. А в двадцати минутах неторопливой ходьбы от этого Дома-музея расположен Дом-музей Чуковского. Причем ровно напротив него находится Дом творчества писателей «Переделкино», где можно поселить множество хороших детских писателей, предварительно пригласив их поучаствовать в красочном литературном Фестивале…
Заключительное мероприятие Фестиваля-2010 планируется провести в декабре в большом зале ЦДЛ. Здесь на торжественном закрытии фестивального года будет вручена Литературная премия имени Корнея Чуковского – сейчас самая престижная в области детской литературы на русском языке.
 


 

Евгению Беню – 50!

Евгений Моисеевич Бень пришел в литературу в начале 1980-х и участвовал в возрождении ключевых фигур Серебряного века — Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Вл. Ходасевича… Важную роль в формировании литературной судьбы писателя и культуролога Беня сыграла его плодотворная работа в журнале «Наше наследие» (1988–1993) и других изданиях.

Читателям известны его книги — «Не весь реестр» (2000, 2005) и «Раненое счастье» (2009). Заметное место в нынешней культурной жизни по праву занимает созданная Евгением Бенем в 2001 году газета «Информпространство», которую он с той поры возглавляет в качестве главного редактора, — к авторству в ней привлечены многие видные писатели, публицисты, ученые. Будучи секретарем Союза писателей Москвы, Бень деятельно участвует в делах этого объединения.

В последние годы Евгений Бень размышляет о российской истории, о своих корнях, которые уходят вглубь многих столетий. Особенный еврейско-русский воздух, которым он дышит, составляет среду обитания писателя, его жизненное кредо и помогает ему быть подлинно российским мастером.

Дорогой Евгений Моисеевич, от имени всех ваших друзей и коллег по цеху мы поздравляем Вас с пятидесятилетним юбилеем и желаем Вам крепкого здоровья, новых творческих побед и неиссякаемой энергии.

 

Э. Баух, С. Белорусец, А. Воронель, Н. Воронель, Л. Гомберг, В. Енишерлов, р. И. Коган,
Т. Кузовлева, Е. Минин, Е. Попов, Е. Сидоров, С. Филатов, И. Харичев и другие