ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Танхум Бусин



Изо дня в день

«Информпространство» продолжает цикл бесед с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС), раввином Танхумом Бусиным.

Раввин Танхум Бусин

– Московский ортодоксальный еврейский союз существует с 2006 года. Это при том, что в городе к тому времени давно уже была Московская еврейская религиозная община (МЕРО), входящая в Конгресс еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР). Были Московский еврейский общинный центр (МЕОЦ) и целый ряд районных организаций иудаизма, относящихся к влиятельной Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Для чего понадобилась еще одна централизованная община ортодоксального иудаизма в Москве?

– МОЕС учрежден в 2006 году тремя местными общинами Западного округа: Филевской, Давыдковской и Кунцевской. Эти общины возникли в конце девяностых – начале двухтысячных годов на месте ранее существовавших здесь местных миньянов вокруг вновь построенной в 1998-м синагоги на Поклонной горе. Необходимость создания еще одной структуры тогда была обусловлена сложными отношениями между ФЕОРом и владельцем здания синагоги – БФ РЕК, который, к сожалению, с июня 2001 года оставил в здании на Поклонной горе преимущественно представительские и выставочные функции.

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России, действительно, возник самым первым. В него входят не только представители ортодоксального иудаизма, но и реформисты. При создании в устав КЕРООРа не было внесено вероисповедование организации, и когда-то это породило шутку, что «евреи за Иисуса» теоретически могли бы претендовать на вхождение в нее, поскольку являются формально и еврейской, и религиозной организацией.

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) – объединение очень мощное. Это – огромная структура, работающая по России, имеющая достаточно жесткую вертикаль по принципу «сверху-вниз». В управленческой масштабности же, как известно, всегда есть и свои «плюсы», и свои «минусы». ФЕОР взаимодействует с крупными спонсорами преимущественно на уровне своего правления и занимается распределением средств на местах. Это нормально и свойственно крупным системам.

Общины МОЕСа в свое время создавались самими верующими из местного населения – «снизу». Соответственно наши общины живут на пожертвования тех, кто непосредственно участвует в их жизни. Среди них есть и представители бизнеса разного уровня. Это обеспечивает высокую эффективность управления и необходимую мобильность в ведении дел. К тому же наши меценаты всегда могут своими глазами увидеть, как реализованы их пожертвования.

Любавичский Ребе говорил, насколько важно достучаться до сердца каждого еврея. У жителей округа всегда есть возможность посетить небольшую синагогу в жилом доме, купить кошерные продукты. Есть возможность молиться вместе с другими, а когда это необходимо, регулярно читать кадиш в присутствии миньяна. Согласно нашей традиции, мы организовываем похороны в течение суток после того, как человек покинул этот мир. Это удается в том случае, если родственники своевременно известили нас о постигшей утрате и сотрудничают с общиной.

В этом случае задача «районного» раввина – на носилках без гроба доставить тело из дома на еврейское кладбище, в Салтыковку или Малаховку, где, согласно традиции, совершаются омовение и похороны. Если человек умер в больнице и оказался в морге, мы делаем все возможное, чтобы там избежать вскрытия и небрежного обращения с телом.

– В галуте похороны еврея в гробу допустимы в случае, если между досками под телом оставляется отверстие. В таком случае устраняется препятствие тому, чтобы прах соединился с землей. Это будет особенно важно, когда пробьет час Машиаха, и наши ушедшие начнут обретать новую жизнь на Обетованной Земле.

А если покинувший этот мир жил за пределами территории, где есть общины МОЕСа, поможете с организацией похорон?

– Только в каком-то исключительном случае по просьбе родных. В Москве, кроме нас, есть еще две Хеврат кадиша – при МЕРО и ФЕОРе, в ряде районов есть раввины, относящиеся к Федерации еврейских общин. Так или иначе, они тоже занимаются похоронами.

– Сколько всего евреев в Западном округе Москвы?

– По подсчетам ФЕОРа, в столице России сейчас проживает более трехсот тысяч евреев по галахе, в Москве 10 округов, следовательно, на округ приходится в среднем порядка 30 тыс. В Западном округе 11 управ. Каждая община обслуживает территорию двух-трех управ. Нашими общинами зарегистрировано больше шести тысяч евреев в округе. Но на самом деле их в несколько раз больше. До сих пор немало людей предпочитают не заявлять о своем еврействе. Правда, это само по себе своеобразно указывает на то, что «еврей» – не национальность в обиходном понимании. Чтобы вычислить количество людей еврейских корней, соответствующих закону о возвращении в Государство Израиль, можно помножить количество галахических евреев на 2,5. Практика показывает, что грубой ошибки не будет.

– Будет ли МОЕС увеличивать число входящих в него местных организаций?

– Сейчас в МОЕС входят 4 общины – в союз в 2007 году перешла из КЕРООРа община «Эш-А-Тора», кроме того, назрела необходимость создать еще две общины: в Дорогомилово и в Никулино – Тропарево с прилегающим к ним Проспектом Вернадского. В принципе МОЕС имеет право регистрировать общины по всей Москве. Если к нам приходит инициативная группа из какого-то района с предложением зарегистрировать себя как общину МОЕСа, а там уже есть местная организация ФЕОРа или КЕРООРа, мы даем людям совет войти в уже существующую структуру.

Если же в районе пока еще нет общины, мы интересуемся, располагает ли инициативная группа теми, кто хочет регулярно молиться, заниматься содержанием помещения, вести необходимую организационную работу? Имеется ли достаточно известный авторитетный лидер – не шарлатан и не реформист? Возможна ли реальная финансовая поддержка начинания «изнутри»? Только при наличии всего этого мы готовы создавать новую общину нашего союза.

– Именно Танхум Бусин убедил множество взрослых людей по всей Москве (!) решиться на брит-милу. И я знаю об этом не понаслышке. Люди осознанно делают важный шаг к большому благословению при том, что для них не секрет: немногочисленные московские моэли не всегда отличаются хирургической виртуозностью.

– Стараемся изо дня в день делать максимум возможного. Например, поддерживаем связь с еврейскими семьями, которые ждут рождения мальчика, рассказываем о необходимости своевременной брит-милы, организуем обряд и нашим малышам, и взрослым, осознавшим ее необходимость. Среди таких взрослых, принявших решение вступить в Завет Авраама, многие десятки людей из общин МОЕСа. Самому старшему из них было 79 лет. Сейчас же из тех, кого мы знаем в округе, не вступил в Завет Авраама лишь каждый пятый.

– Расскажите о своей повседневной работе.

– Естественно, мы должны заниматься многим. Проводим, например, бар-мицвы, при соответствующем желании организовываем обучение детей в еврейской школе. Организовали в наших общинах изучение Торы на местах: и для мужчин, и для женщин. Устраиваем специальные занятия для невест.

По нашему закону, каждый в миньяне должен хотя бы отчасти понимать во время молитвы, что и для чего он делает. Во всех еврейских общинах должна быть учеба. Если ее нет, то это уже не община, а кружок по интересам. Немало людей, в том числе преклонного возраста, у нас научились читать Сидур на иврите.

Мы организовали обучение нескольких молодых людей в Иерусалиме по десятимесячной программе «Маса». Кто-то из них обучался в Израиле в ешивах, кто-то в колелях при крупных иерусалимских синагогах.

В 1989 году в Кунцево в помещении, предоставленном горсоветом Москвы, раввином Штайнзальцем была организована первая в Москве ешива нового времени. Тогда она формально считалась отделением иудаизма при Академии мировых цивилизаций. Случилось так, что через несколько лет помещение, в котором учились, сгорело, и ешива прекратила работать. Я вижу одну из своих главных задач как председателя Московского ортодоксального еврейского союза и одновременно председателя Кунцевской общины в возрождении ешивы и в восстановлении там преподавания Торы и еврейской традиции в полном объеме. Самый насущный вопрос, связанный с ешивой, конечно, вопрос об учебных помещениях. Если его удастся решить, дело сдвинется с места.

Конечно, мы помогаем пожилым людям. В «Джойнта» существует программа помощи престарелым, которая реализуется через синагоги и хеседы. В частности, «Джойнт» выдает лекарства и продуктовые наборы через Межрегиональную благотворительную еврейскую организацию инвалидов «Эшель» при синагоге на Большой Бронной. «Эшель» распределяет эти наборы, в том числе и пенсионерам из наших общин, а те могут забрать их в том же месте, где они молятся. Это экономит силы престарелых и больных.

Надеюсь, что большинство из известных нам людей на нашей территории знает, куда им обратиться по тому или иному вопросу, связанному как с соблюдением традиции, так и с повседневной жизнью. Надеюсь, что с Б-жьей помощью они расскажут это тем евреям, которые еще не пришли в синагоги Москвы.

 

Беседу вел Павел Людин