ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Ольга Потемкина



Пьер Карден и его успех

Пьера Кардена по праву называют легендарной личностью. Именно Пьер Карден является своеобразным символом прекрасного и изменчивого искусства, называемого дизайном одежды. Сам мэтр, за плечами которого уже далеко за 80 лет, любит повторять: «Чтобы стать кутюрье, им надо родиться».

Он поначалу кажется олицетворением волшебной сказки. Шестой ребенок в бедной итальянской семье. Отец его был наемным солдатом, но мечтал о виноделии. Мечты его сбылись лишь в конце жизни. Маленького же Пьетро увлекал театр с его яркими костюмами, манящими декорациями, и куклы, которых можно было наряжать в пестрые ткани. Он был уверен, что с ним должно случиться что-то необыкновенное. Гадалка предсказала ему счастливую жизнь, символом которой будет прекрасное дерево, приносящее красивые цветы и плоды. Он поставил перед собой цель – создать свою империю. И империя существует…

Пьер Карден родился 7 июля 1922 г. в Италии недалеко от Венеции. Семья переезжает в провинциальный городок Виши во Франции, а четырнадцатилетний Пьер устраивается помощником портного. Приобретя определенные навыки профессии, напористый и честолюбивый Карден едет покорять Париж. В 1944 г. П. Карден устроился на работу в Дом «Пакэн» (потом – «Скьяпарелли»).

Пьер Карден не строил иллюзий. Он понимал, что без денег, без имени, без связей одному в столице моды не выжить. Но его острый ум подкупает известного поэта и драматурга Жана Кокто, что дает ему возможность войти в узкий круг элиты Парижа. В 1946 г. он сделал костюмы для фильма Ж. Кокто «Красавица и чудовище», а затем его как самого перспективного из начинающих модельеров приглашает К. Диор. «Я был одним из первых дизайнеров, которые работали для Кристиана Диора, – говорит П. Карден. –Помню, как стоял у него за дверью, пытаясь попасть к нему на работу, когда он впервые начал свой бизнес «от кутюр». Тогда не было понятия «Готовое платье», только «от кутюр». Проходит всего год, и Карден становится ведущим дизайнером в студии К.Диора. А спустя пять лет после приезда Кардена в Париж, Кристиан Диор прислал своему ученику 170 роз в честь открытия его собственного Дома.

Революция моды

Собственный стиль Пьер Карден нашел довольно быстро: его силуэт становился все более прямым и узким, с очень четкими контурами. Им запатентовано более 500 изобретений, например, цветные чулки и высокие сапоги, мини-сарафаны, фривольные галстуки «в цветочек», длинные пиджаки без воротника и узкие брюки на пуговицах, первоначально созданные для «Битлз». Он одним из первых занялся джинсовым направлением, одеждой для молодежи и детей.

В 1951 г. Пьер Карден решился показать первую коллекцию, которая имела оглушительный успех. Хотя дебютант и не подражал впрямую стилю Диора или Баленсиаги, он еще следовал господствующему женственному силуэту нью-лук. Тем не менее, оригинальные модели принесли молодому кутюрье не только славу, но и немалые деньги. Коллекция предназначалась для знаменитого французского универмага «Printemps», а затем были открыты авторские бутики «Адам» и «Ева». В 1957 г. Карден стал членом Синдиката высокой моды и представил полную коллекцию одежды из 120 моделей, качество, изысканность и оригинальность которых привлекли самую взыскательную публику. Пьер Карден установил своеобразный рекорд по количеству лицензий, принадлежащих ему в разных странах мира, доказав тем самым, что обладает не только талантом кутюрье, но и незаурядными способностями бизнесмена. Профсоюз высокой моды счел это за дерзость, исключив дизайнера из своих рядов, считая, что Карден нанес урон имиджу высокой моды. Однако время все расставило по своим местам – уже в 1960-е гг., когда высокая мода «вышла из моды», почти все кутюрье по примеру Кардена стали выпускать коллекции прет-а-порте. П. Кардена опять приняли в профсоюз, а модельеры разделились на два лагеря: тех, кто создает чистый от кутюр, со всеми его традициями, и мастеров прет-а-порте.

А еще Карден имеет дизайнерские изобретения и в архитектуре, на транспорте, в сфере рекламы товаров и всякого рода зрелищ. Как гарантию качества его имя носят 800 различных изделий, 8 тыс. магазинов, два театра, рестораны, часы, парфюмерия, сигареты, зонтики, ремни, сумочки, облицовочная плитка и многое другое…

Пьер Карден первым с 1957 года стал проводить дефиле в больших магазинах. С его легкой руки становятся популярны мини-юбки, черные женские чулки и высокие сапоги. Мужская линия, запущенная в 1958 году, кардинально преобразовала мужскую моду. «Новые критерии моды: комфорт и элегантность. Да здравствуют, пиджаки, в которых можно отвинчивать гайки у машины, но можно и появиться в Windsor», – пишут модные журналы того времени. В этом же году Карден придумал силуэт «баллон» для пальто и платьев для коктейля.

От платья-шара к костюму-Мао, от космической моды до моды унисекс, от двуполой накидки с прорезями для рук (церковная риза) до облегающего платья из синтетических волокон – Карден демонстрирует невиданное стремление к экспериментам. С 1969 г. П. Карден использует винил, пластик и кожу, покрашенную в серебристый цвет.

Пьер Карден в Китае

С 1977 г. мастер моды открывает галерею Evolution в Париже, в которой собраны эксклюзивные предметы мебели и аксессуары. В 1979 г. он становится первым западным кутюрье, чьи модели попадают в Китай, преодолев «железный занавес». В 1988 году Карден создает новые силуэты, модели со швами, прошитыми проволокой, и юбки с рисунками в виде тату.

200 млн. людей на всех континентах приобретают продукцию с маркой Pierre Cardin. Он убежден, что мода – не привилегия королей. Одеваться по моде может каждый. Под впечатлением первого полета Юрия Гагарина в космос Пьер Карден создает футуристическую коллекцию «Space». Он превратил моделирование одежды в искусство, и его модели можно по праву назвать живыми картинами. Клиентами Кардена становятся артисты и мировые знаменитости: Эва Перон, Софи Лорен, Марлен Дитрих.

Пьер Карден не раз признавался, что питает большую любовь к России и с особым пристрастием относится к русскому театральному искусству. Легендарный кутюрье побывал только в Москве около 30 раз. Каждый приезд метра – это большое событие, за который следуют интересные начинания.

Личность Пьера Кардена много шире, чем модный бизнес. Очарованный танцем М.Плисецкой, он становится другом и партнером великой балерины. Потрясенный спектаклем «Юнона и Авось» в Ленкоме, который он посетил вместе с Марлен Дитрих, Карден забрасывает письмами министра культуры Е. Фурцеву по поводу мировых гастролей Ленкома. И, наконец, добивается этого. П. Карден сам делал эскизы к знаменитому спектаклю Ленкома «Юнона и Авось», шил костюмы к балетным постановкам Майи Плисецкой «Анна Каренина», «Вешние воды», «Чайка». В 1998 г. к столетнему юбилею МХАТа кутюрье создал модели одежды в стиле «Чеховские женщины». В Санкт-Петербурге на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» состоялся концерт, объединивший выступления лауреатов двух первых конкурсов «Майя» и ретроспективный показ моделей Дома Кардена. Майя Плисецкая демонстрировала платье П. Кардена под названием «Костюм ХХI века». Сшитый из мерцающей серебристой ткани, костюм был украшен настоящими электрическими огнями. Концерты прошли и в Москве на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия».

Пьер Карден с Майей Плисецкой

В 2007 году в зале Театра им. Маяковского состоялись гастроли театра Пьера Кардена. Пьер Карден основал свой театр более 30 лет назад. В разное время на его подмостках, кроме Плисецкой, выступали Марлен Дитрих, Марина Влади, Марсель Марсо, Жерар Депардье и Чечилия Бартоли. В спектакле его театра «Тристан и Изольда» участвовала мужская группа ансамбля чеченского народного танца «Ловзар».

Балет «Дама с собачкой» была четырежды показана на сцене «Эспас Пьер Карден». Верная себе, Плисецкая приготовила для парижской публики еще одну премьеру – во втором отделении ее вечера шел номер «Королева преисподней» на музыку Ф. Гласса в постановке индийского хореографа Астада Дебу, который она репетировала уже непосредственно в Париже.

Оба музыкальных спектакля были представлены в Париже и в замке маркиза де Сада, которым владеет модельер. В настоящее время Карден занят реставрацией замка, который станет музеем маркиза де Сада. Как рассказал Карден в эфире радиостанции «Эхо Москвы», основой для музея станет коллекция одного из друзей модельера, который намерен передать в дар библиотеку из произведений де Сада, а также различные предметы, связанные с маркизом. Помимо музея, в замке будут оборудованы конференц-залы, а также жилые помещения для самого владельца.

Пьер Карден является к тому же владельцем сети ресторанов «Максим». Он занимался продюсированием музыкальной комедии, посвященной истории «Максима». Эта музыкальная комедия будет показана в Москве.

Первый контракт на производство своей коллекции одежды на территории России он подписал в 1986 году. А 4 июля 1991 г. состоялось грандиозное событие – показ 50 моделей Пьера Кардена на Красной Площади в Москве перед 200-тысячной аудиторией в честь сорокалетия его деятельности. По признанию самого Кардена, это было самое волнующее и знаменательное событие в его жизни: по Красной площади вместо военной техники дефилировали прекрасные женщины.

Империя моды

Склонность к учету и прагматичный ум помогли ему создать уникальную империю моды, которая в прямом смысле слова сшибала с ног общественные устои. На протяжении вот уже более 60 лет французский кутюрье остается одним из самых знаменитых людей мира. За это время ему удалось создать целую империю, где трудятся стилисты, дизайнеры, портные и манекенщицы.

Но успех не сваливается на Кардена с неба. Барон шелка, как его часто называют, «каторжно» работает. На сон уходит всего пять часов, при этом увлечения Кардена, помимо моды, включают в себя спорт, архитектуру, театр, рестораны, балет. Подчас будущему мэтру приходилось засыпать в офисе и наутро подметать вместо уборщицы кабинет. На сегодняшний день годовой оборот компании составляет примерно $12 млрд., что является высшим достижением среди всех стилистов мира.

Карден – обладатель 24 престижных международных и французских наград. В 1974 г. он стал кавалером ордена Почетного легиона, а в 1988-м – итальянского ордена «За заслуги» и высшей награды Ватикана «Священные сокровища». Он трижды награжден «Золотым наперстком» – одной из самых престижных наград для кутюрье. Он – Командор ордена Почетного легиона, Кавалер ордена искусств и литературы, Кавалер Орден Франциска Скорины. Карден – первый кутюрье, избранный членом Французской академии изящных искусств. Он – посол доброй воли ЮНЕСКО, директор культурного центра «Espace Cardin». В 1990 году коллекции Кардена выставлялись в лондонском Музее Виктории и Альберта, что является большой честью даже для знаменитых мастеров.

Изделия Дома моды Пьера Кардена не знают распродаж. Все, что не продано, хранится в личном музее. Так была собрана уникальная коллекция одежды и мебели. Несмотря на свой возраст, метр не прекращает работать. У него много новых идей, а он умеет их воплощать. «Мой элексир молодости прост. Это – работа. Любимая, настоящая, самая лучшая. Я буду продолжать работу, буду страстно ее любить и получать от нее удовольствие. Мне ничто еще не надоело. В работе я обрел душевную гармонию».

 


Евгений Минин



На свежую голову

Пародия на Дарью Донцову

Не надо бояться превратностей судьбы, вполне вероятно, что, получив от нее пинок, ты удивишься тому, на что способна.

Дарья Донцова. «Белка с часами»

Вы не читали мой рассказ «Белка с Часами»? Какая жалость! Короче – бежала в магазин за качаном капусты, а тут бац – на голову часы упали. С брильянтами. Где-то на сто тысяч баксов. Или больше. Взять себе?? Да что вы! Я из этих часов такой сюжет раскрутила, что получила гонорар вдвое больше, чем стоят те часы. Но с той поры что-то не то со мной – тянет стоять под окнами на свежую голову. Конечно, весной опасно – сосулька может упасть. Или мужик, который чистит крышу. А зачем мне мужик на голову, когда я замужем? И мой муж Фри любит пирожки с капустой! А то не поняли, чего за капустой каждое утро бегаю?? Соображай, читатель! А сегодня день святого Валентина. Как же в такой день и без пирожков с капустой?? Просмотрела на часы – успею в магазин, и еще будет десять минут постоять под окнами.

Так вот на восьмой минуте кто-то выбросил клочки разорваной записки. Читаю тот обрывок, что на голову упал: «целую люблю гоша!». Я сразу поняла – что-то не то! То есть ц е л у ю любит! А не целую, в смысле – расчлененную, – не любит! Кошмар. Бегу в магазин, радостно напевая, – у входа – пьяный мужик. Видимо, от горя. Сразу поняла – это Гоша.

Я к нему: «Гоша, что с вами?». А он заплетающимся языком пробормотал: «Уморххе».

Умора, у моря, у морге!! В морге! Она, эта уже не целая любимая женщина несчастного Гоши в морге. Бегу, радостно напевая, в морг. Спрашиваю – есть ли женщина, порезанная на части. Санитар весело мне улыбнулся и указал на носилки. Там лежала женщина, порезанная на четыре части трамваем. Сумасшедшие у нас в Москве трамваи.

Если наедут – то все. Смотрю – на лодыжке родинка. На лицо точно – дочь олигарха З. Но чтоб дочь олигарха бегала перед близко идущим трамваем, когда у нее семь «Мерседесов» и «Жигуль» от любовника. Но что делает нас, баб, счастливыми? Умение все замечать!

У настоящей дочери олигарха родинка была на ягодице – видела как-то в бассейне. Значит, это незаконная дочь олигарха, спешившая к папе и угодившая под трамвай. Оглушенная открытием, постояла пару минут, потом сбегала к метро, купила в газетном киоске блокнот, ручку и набросала начало сюжета. Назову – «Трамвай-маньяк»! Тираж 100 000 экз. обеспечен. Тут же позвонила олигарху. Тот сразу признался в давнишней связи с женщиной из Бирюлева. «Она меня шантажировала: обещала рассказать о моей связи пятой жене – признался тот. Но в милицию не звоните – я улетаю на Багамы через пять минут, где у меня небольшой бизнес по продаже морских ракушек.

Я знала, что олигарх З. через подставных лиц купил трамвайное депо, и сбрендившие от электричества трамваи рыскали по Москве в поисках конкретной жертвы – бедной незаконнорожденной от олигарха З. девушки. В самом деле – разве может нормальный трамвай переехать вас четыре раза – только трамвай, перевозбужденный повышенным напряжением. Мне все стало ясно, кроме того – где купить капусту? Не надо бояться превратностей судьбы, вполне вероятно, что, получив от нее пинок, ты удивишься тому, на что способна. Тем более в день святого Валентина. Боковым зрением увидела лотошницу, продававшую пирожки с повидлом. С обожаньем посмотрела на нее.

– А с капустой есть? – весело напевая, трагически прошептала я.

– Да, остался один!

– Беру все – дрожа от счастья, воскликнула я.

Окинула взглядом лотошницу – маловероятно, что на свете найдется хоть один мужчина, готовый одарить эту бабищу подарком в день такого святого, как Валентин.

А мой Фри будет счастлив – он всегда говорил, что пишу я еще лучше, чем пеку пирожки. Конечно, ему нелегко, жить с гением непросто, и я нервничаю из-за его болячек, но… хотите совет? Никогда не бойтесь трудностей, которые падают на вашу голову – в них кроются новые сюжеты.