ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Дина Рубина



Удаль карлика

В минувшем 2010 году в российском издательстве «Эксмо» вышла в свет книга Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ» (редактор русского издания – А. Этерман), вызвавшая немало возражений ученых-историков и возмущение широкой общественности. Сегодня в одном из московских издательств к выходу в свет готовится книга Эфраима Бауха и Леонида Гомберга «Апология небытия. Шломо Занд: новый миф о евреях». Мы представляем два фрагмента из этой книги, а также вступительное слово к ней, написанное писателем Диной Рубиной.

Более всего мне импонирует интонация авторов этой книги: сдержанная и ироничная. В ней и горечь есть, но ровно столько, сколько требуется для осознания: мы – старый народ, прошедший долгую дорогу, подхвативший в пути некую заразу под названием «еврейская самоненависть». Время от времени этой болезнью страдают вполне талантливые, даже выдающиеся люди нашего народа. Самый известный пациент – Отто Вейнингер. В этом жгучем нестерпимом желании затоптать, оплевать свое еврейство, отпасть, во что бы то ни стало отречься от своего народа, есть что-то жалкое. И можно бы пожалеть этих страдальцев, кабы не вполне житейские выгоды, которые извлекают они из собственной болезни.

Есть замечательная испанская поговорка: «Удаль карлика в том, чтобы далеко плюнуть». 

Меня не удивляет широкое распространение книги Шломо Занда в странах изолгавшейся, трусливой антисемитской Европы, уже болтающейся в удавке Ислама, но все еще охваченной страстной заботой о правах палестинцев. Меня не удивляют тиражи этой книги в России: кто из антисемитов не потратит кровные денежки на покупку книги, в которой автор-еврей доказывает то, что он там стремится доказать. У меня нет сомнения, что для этой книги всегда найдется издатель, так как издателя в первую очередь заботят барыши.

Именно поэтому мне нравится позиция авторов, которые явно не ждут прибыли от опубликования, и которые, подавляя естественное отвращение здоровых людей, стараются дать отпор очередному еврейскому самоненавистнику.

 


Эфраим Баух



«Вымышленная письменность»

Эти слова – из предисловия к книге Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ», написанного редактором русского издания А. Этерманом.

Бессмысленность сочетания «вымышленная письменность» бросается в глаза. Любая письменность, по самой своей сути, замысливалась, изобреталась, исчезала или пробивалась сквозь время. Тем более, если речь идет о письменности, которая стала основой главных современных языков.

Одна из древнейших надписей на иврите, сделанная около трех тысяч лет назад

В 1904–1905 годах Ф.М. Петри отрыл на Синае, вблизи обнажений и шахт, где в древнем Египте добывали медь, в районе Вади-Маджара и культовом месте у Цравит-Аль-Гаадам, надписи на скалах и остраконах, начертанные неизвестными доселе знаками. Только в 1917 году семитологи А. Гардинер и Т. Пит опубликовали статью об этих эпиграфических знаках. Гардинер в это время занимался исследованием привезенных Петри из Синая древнеегипетских эпиграфических материалов и обратил внимание на незнакомые знаки. Расшифровав слово из четырех этих знаков: «ба - ал - а - т» («хозяйка, владелица, богиня»), он опознал эти знаки как прототипы букв иврито-хананского семитского алфавита. Они отличались от вырезанных на камне букв египетского иероглифического письма. Гардинер считал их переходом от пиктографического письма рисунками к знаковому, абстрактному письму, обозначающему начало нового периода письменности в конце Среднего египетского царства в XVIII веке до н. э.

К. Зете, не имевший никаких контактов с Гардинером, также доказывал в статье (1916), что источником этих семитических знаков является иероглифическое письмо. Их, по его мнению, распространили гиксосы в Азии. Создание нового алфавита пришлось на начало периода властвования в Египте гиксосов, около 1750 года до н.э.

После длительных дискуссий ученые, изучившие материалы археологических экспедиций в Синай Гарвардского университета в 1927 и 1930 годах, финских ученых в 1928 г., Католического университета в Вашингтоне в 1935 г., пришли к общему выводу, что эти знаки представляют самый древний этап создания новой письменности, которая родилась гораздо раньше XV века до н. э.

Затем знаки, названные учеными протосинайскими, были найдены во время раскопок в Израиле – в долине Бейт-Шеана, Хацоре, Тель-Нагиле. В Лахише на стене правительственного здания VIII века до н.э. обнаружили начертания пяти первых букв иврито-ханаанского алфавита.

В результате многолетних раскопок по большому периметру можно отметить некоторые абсолютно ясные факты. Во-первых, алфавит после длительного развития был завершен двадцатью двумя буквами, – еще в первичном написании, примерно, в XI веке до н.э.

Во-вторых, мы видим, что во второй и третьей четверти II тысячелетия до н. э. западные семиты в западной части Плодородного полумесяца открыли новый способ письма, отличавшийся от письма не семитических народов этих мест, которые избрали клинописное письмо.

Попытаемся пронаблюдать некую систему в возникновения алфавитного письма. Еще в XIX века до н.э., семиты, работавшие на добыче меди в Синае, под влиянием египетской письменной системы создали пусть еще несовершенную, но все же новую систему письма, чтобы писать жалобы и исповеди своей богине, ассоциировавшейся ими с египетской богиней Хатхор. Система, намного более гибкая и простая, чем египетская, с минимальным числом букв, быстро распространилась среди семитических колен. Причем, создана она была, очевидно, в низших слоях общества, ибо элита продолжала пользоваться «культурным» письмом избранных – месопотамской клинописью или египетскими иероглифами.

Основу этого семитического письма составляет корень из согласных букв, в то время как гласные имеют второстепенное значение. Таким образом, один знак, положим, «б» может при помощи диакритических знаков или, исходя из контекста фразы, читаться как «ба», «би», «бе», «бо», «бу», при этом каждое слово можно изображать двумя-тремя согласными. К примеру, египтяне должны были использовать разные знаки для одинаковых по звучанию, но разных по смыслу слов. В новом письме одно слово в зависимости от контекста могло означать разные понятия. К примеру, «ДаВаР» – вещь, «ДеВеР» – чума, «ДВиР» – священная лампада, «ДиБуР» – речь.

В IX веке до н. э. греки взяли этот алфавит, добавили отсутствующие гласные, стали писать слева направо, – и тогда обозначилась разница между согласными и гласными буквами. От них пошла латиница римлян.

Изучая происхождение и различные варианты алфавита, ученые пришли к выводу, что его развитие началось в древнем Израиле, но вскоре было заимствовано и систематизировано ханаанейцами (финикийцами).

Поразителен уже сам факт возникновения древнееврейского письменного языка в XIX–XVIII веках до н. э. в забытом углу Синая. Несколько начальных знаков, названных протосинайскими, нацарапанных на черепках и скалах, положили начало новой письменности на обочине двух ведущих имперских культур того времени Египта и Вавилона с их устоявшимся, казалось бы, письмом – иероглифами и клинописью. Из этих невзрачных протосинайских знаков в довольно короткий срок возник алфавит, ставший родоначальником многих сегодняшних знаковых систем.

Цепочка «отрицателей» типа Ш. Занда и А. Этермана возникла не сейчас. Такие люди, если они с потрохами не запроданы «желтому дьяволу», совершенно искренне встают в тупик перед, казалось бы, невозможным: трудно понять тайну этого малого народца «выскочек», тысячелетиями порождающих ненависть вечно запаздывающих огромных народов.

Этот народец, не обладающий «массой» и потому не поддающейся ее слепой воле, в истоке своем был достаточно одинок, что позволило ему услышать голос Б-га.

Этот народец построил свою вечность на таком хрупком и легко стираемом феномене как Слово, давшее толчок всей мировой письменности. От «алеф-бет» к «альфе-бете» греков. От них – к латинице римлян, и далее – к кириллице, где буквы «ш» и «ц», отсутствующие в латинице, скалькированы пришедшими в Рим Кириллом и Мефодием с ивритских «шин» и «цади».

Колоссальные комплексы архитектурных сооружений Египетской, Ассирийской, Вавилонской, Римской империй рухнули и ушли в небытие. А словесный свод Книги Книг – несмотря на то, что на него обрушивались силы всех этих империй, несметные потоки столетий, наконец, воды легендарной Леты, которые, как известно, поглощают все, – остается в потрясающей человеческое сознание целостности.

В связи с этим стоит вспомнить удивительные слова Сергея Аверинцева: «Литература, являющая собой лишь род декоративного искусства внутри культуры, основной смысл которой выражается внелитературными средствами, может иметь в своем активе сколь угодно высокие достижения, но при любом серьезном повороте в судьбе народа она оказывается забытой. Так случилось с египетской литературой. Это не означает, что в древнем Египте не писались прекрасные и глубокие сочинения. Их было немало. Но содержание всенародной жизни выражало себя не в них. Египтяне из века в век, из тысячелетия в тысячелетие возводили здание государства, здания храмов, пахали и вырезали из неподатливого базальта статуи, выражая в молчаливой весомости своих трудов суровый пафос безличного порядка... Все это можно было забыть, потому и забыли... Но когда слово вбирает в себя основной смысл культуры, вступает в действие принцип «рукописи не горят».

ТАНАХ и есть такая рукопись, с изобретением печатного станка ставшая Книгой Книг.

Все великие писатели мира сего так или иначе подвергались влиянию этой Книги, представляющей сплав всех оформившихся впоследствии литературных жанров. Гете, а за ним Толстой, были потрясены простотой и мощью истории Иакова и его сыновей из книги Бытия (Бэрейшит), с трудом удерживаясь от искушения пересказать и развить ее. Томас Манн не устоял перед этим искушением и с немецкой дотошностью утомительно длинно выплел ткань этой истории, но она так и осталась на недосягаемой высоте в силу философской и эпической мощи замысла как некий «архетип», данный человечеству однажды и навсегда.

Открывая книгу на иврите, мы как бы распечатываем языковый колодец глубиной в три с половиной тысячи лет. Ребенок в Израиле читает первую строку, открывающую Книгу Книг – «Вначале сотворил Б-г небо и землю» – точно так же, как читали его предки тысячи лет назад. Пишущий на иврите уже самим этим фактом втянут в мощнейшее силовое поле, в полость Времени, где любое воспоминание или событие настоящего восстанавливает всю цепь прошлого, а значит, и грядущего, ту самую «цепь времен», которая виделась шекспировскому Гамлету распавшейся.

Текст Книги – одновременно и запись, и речь, и скрытая в ней музыка, ведь каждый год ее прочитывают и выпевают, а в безмолвии пауз, чудится: в диалог вступает сам В-вышний.

Все это несет в себе иврит, в котором, кстати, нет заглавных букв, и книга за книгой, священная и не входящая в канон, как бы перетекают одна в другую, составляя единый поток сквозь тысячелетия. Разрыв между книгами, как пауза между поколениями – для смерти и для нового дыхания. О Книге Книг и продолжающих ее комментариях – кольцах Мидрашей, Талмуда и Каббалы – написаны, без преувеличения, тысячи книг на всех языках народов мира.

Конечно, можно делать вид, что всего этого не существует, но от фактов, как известно, некуда деться.

 


Леонид Гомберг



Тюркские орды или колена Израиля?

Пространно рассуждая о прозелитизме, якобы ставшим главным способом формирования еврейского народа уже со времен Маккавеев, Шломо Занд упоминает два небольших иудейских царства – в Южной Аравии (конец IV – начало VI веков) и Северной Африке (VII век), о которых имеются документальные свидетельства. Сколь бы ни были важны эти данные, дело, разумеется, не в экзотических приключениях колоритных иудейских лидеров Востока, а в гораздо более важной и существенной теме, которую можно обозначить двумя словами «Хазарский каганат», вызвав при этом бурю эмоций у озабоченной публики. Ну, так и есть: евреи все-таки происходят от тюркских орд, а не от колен израилевых!

Еврейки – жительницы Парижа. XIV век

Почему израильский историк заговорил о загадочных хазарах, мы скоро поймем. А пока отметим, что, кроме обычной, ставшей в книге Ш. Занда чем-то вроде ритуальных заклинаний, критики национально ориентированных сионистских историков, в этом разделе имеется и специальная хазарская историография, из которой черпал информацию автор. Первое, что бросается в глаза – среди множества фамилий здесь нет даже упоминания о Льве Гумилеве – не только главном российском специалисте по Хазарии, но и вообще главном нашем историке, сочинениями которого завалены книжные магазины по всей необъятной стране. Профессор Занд просто не знает историка Гумилева! И это, признаться, радует, поскольку говорит о том, что мировая академическая наука все еще способна отличить замысловатые наукообразные байки от серьезных исторических книг и научно-популярной эссеистики.

Второе, что непременно заметит внимательный читатель – это весьма странный набор хазарологов, сочинениями которых пользуется автор: В.В. Григорьев, И. Лернер, А. Гаркави, П. Коковцов, – все это ученые, работавшие в XIX – начале XX века. Последний крупный русский ученый, которого упоминает Ш. Занд, – Михаил Артамонов, опубликовавший второе издание своей «Истории хазар» в 1962 году. Что касается израильских ученых, то, как указывает Ш. Занд, «с 1951 года и до сего дня на иврите не было опубликовано ни одной исторической книги о хазарах». Не так в России, – здесь «хазарская проблема» традиционно вызывает пристальное внимание ученых. Автор странным образом оставляет в стороне все новейших достижения российских археологов и историков в области хазарологии. Ничего неслышно о работах В.Я. Петрухина, С.А. Плетневой, о двухтомном «Хазарском альманахе» под ред. В.К. Михеева (2004), о Хазарском проекте и сборнике «Хазары» под ред. Вольфа Московича (2005). А ведь это только самые громкие начинания в этой области за последние годы!

Конечно, хазарский сюжет мировой истории тревожит Ш. Занда неслучайно. Автору книги об «изобретении еврейского народа» очень важно показать, что после распада каганата «хазарские иудеи» не исчезли в водовороте событий, а мигрировали в Западную Украину, Польшу и Литву. Именно они, эти самые переселенцы из Хазарии, а отнюдь не потомки израильских колен, стали впоследствии тем самым сообществом, которое известно как ашкеназские евреи, вплоть до Второй мировой войны составлявшие более 80% мирового еврейства. Еще в сороковые годы прошлого века «хазарскую версию» поддержал израильский историк Авраам Полак, а в 1976 году знаменитый писатель Артур Кестлер посвятил доказательству «восточного происхождения» ашкеназов обширное эссе под название «Тринадцатое колено». Разумеется, выводы этих ученых, отнюдь не бесспорные с точки зрения современной науки, нашему профессору как бальзам на сердце.

Чтобы доказать восточное происхождение ашкеназских евреев Ш. Занд должен продемонстрировать, что хазарский каганат не был уничтожен к концу X века (или, максимум, в начале XI) вскоре после победоносного похода киевского князя Святослава, а просуществовал вплоть до нашествия Чингисхана в XIII веке. И еще, что совсем уж не лезет ни в какие ворота (особенно для любого еврея, учившего немецкий и в детстве слышавшего живой идиш), – мол, язык идиш не был диалектом немецкого языка, а сформировался на «славянской основе». XIII век понадобился Ш. Занду, поскольку именно в то время началось массовое выселение евреев из Западной Европы, апогеем которого стала испанская трагедия в конце XV века. С идишем также все понятно: если евреи пришли с востока, то и язык свой они должны были принести из славянского региона…

Получается так: если ты говоришь, что евреи пришли с запада, значит, ты сионистский подпевала, если с востока – значит, «новый историк» и «первопроходец», вроде Исраэля Финкельштейна и его друзей из Тель-Авивского университета.

«Как известно, традиционная сионистская историография, – пишет Ш. Занд, – утверждает, что восточноевропейские евреи пришли из Германии (до этого они временно жили в Риме, куда были переправлены из «Эрец Исраэль»). Если у сионистов и в самом деле это написано, то напрасно профессор Занд тратил время на чтение всякой чепухи! «Число иудеев, – продолжает он, – живших на территории между Майнцем и Вормсом или между Кельном и Страсбургом (проще говоря, по всему пространству, которое теперь называется Германией – Л.Г.) в XI, XII и XIII веках было крайне незначительным. Мы не располагаем точными данными (еще бы! – Л.Г.), но, по различным оценкам, их было от нескольких сотен до нескольких тысяч – никак не больше».

Несколько тысяч – это сколько? Раз уж «мы не располагаем точными данными», то позволю себе привести некоторые приблизительные оценки: только во время первого крестового похода (1096 г.) в Германии были убиты или покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать насильственного крещения, по минимальным оценкам около четырех тысяч евреев, а по некоторым источникам – до 12 тысяч. При этом все еврейское население Германии составляло около тридцати тысяч человек. Ну, вот вам и несколько тысяч!

Конечно же, речь идет не об этих тысячах, или того, что от них осталось после первого крестового похода. Ведь евреи жили не только в Германии, хотя, вероятно, именно в Германии они оказались уже в очень отдаленном прошлом. Известно, что евреи селились в городах Рейнской долины еще во времена римлян, а к VIII веку – по всей Германии. В Италию в конце V – начале VI века евреев пригласил Теодорих Великий, они могли селиться в любом городе его владений – в Риме, Неаполе, Венеции, Милане и даже новой столице Равенне. Во Франции до VI века евреи пользовались религиозной свободой и даже занимали государственные должности, но уже в 629 году начались преследования, которые никогда больше не прекращались. В XIII веке преследования приобрели тотальный характер, нередки были и смертные казни. В 1306 году их изгоняет Филипп Красивый, но им удается вернуться, правда, ненадолго. Окончательно евреи покинули Францию в 1394 году при Карле VI.

В Англию евреи прибыли лишь в 1066 году по приглашению Вильгельма Завоевателя, который нуждался в привлечении капиталов для создания сильного государства. Вскоре начались преследования. Уже в 1290 году при Эдуарде I евреи вынуждены были покинуть страну под угрозой смертной казни. В XIII веке, как видим, началось тотальное вытеснение евреев из Западной Европы: сначала из Англии и Италии, к концу XIV века из Франции, а в конце XV века из Испании и Португалии.

К началу XVI века еврейское население Западной и Центральной Европы практически перестало существовать. А поскольку оно не испарилось вовсе (у нас нет таких данных!), следовательно, оно оказалось на Востоке, в основном, в Польше и Литве, отчасти в Чехии, Австрии, на Балканах. Конечно, это не отменяет и «встречного движения» еврейского населения, пусть и не столь значительного, – с востока на запад, из разгромленной Хазарии в Европу. Возможно, это движение началось еще в конце X века после победоносного похода Святослава, и уж наверняка в начале XI века после разгрома Византией хазарских укреплений в Крыму. Не исключено, что Хазария и в самом деле существовала до нашествия монголов в XIII веке, но это было небольшое государственное образование, не имеющее никакого влияния на геополитику, и вряд ли хоть в малой степени сохранившее свой иудейский характер.