ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Танхум Бусин



Рукотворный праздник

Мы продолжаем цикл бесед с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕСа) Танхумом БУСИНЫМ.

– В этом году два Пурима: сначала малый Пурим, а спустя месяц – собственно Пурим. «Информпространство» выходит между этими событиями. Почему же два Пурима?

– Сам еврейский календарь, как известно, солнечно-лунный, он определен Торой и составлен по девятнадцатилетнему циклу. Обычно в году двенадцать месяцев, но поскольку лунный месяц короче солнечного, за год набирается десять суток разницы. Для компенсации раз в три года добавляют лишний месяц, т.к. в Торе месяц Нисан назван первым, а Тишрей седьмым, месяц Адар оказывается двенадцатым, и к нему добавляют второй Адар. События Пурима произошли 14 Адара. Следовательно, в високосные годы малый Пурим первого Адара предшествует большому Пуриму второго Адара. В малый Пурим в молитве не читают Таханун. В остальном он не отличается распорядком от обычного дня. Ну, а большой Пурим соответственно – самый веселый праздник нашего календаря.

– Как бы вы интерпретировали значение Пурима в контексте истории и современности?

– События, описанные в свитке Эстер, происходят в период с 3392 г. по 3406 г. от сотворения мира (367–353 г. до н. э. по нееврейскому исчислению), в период после разрушения Первого Храма. Кульминация событий – казнь Амана произошла 17 нисана 3404 г. (355 г. до н. э.) в Вавилоне. Кстати, на территории современного Ирана сохранились могилы спасших еврейский народ от истребления Мордехая и Эстер. (Сейчас Ахмадинеджад снял охрану с этого почитаемого всеми евреями и значимого для всемирной истории места.) Злодей Аман, в сущности, повторяя сказанное почти тысячу лет назад Биламом, внушает царю Ахашверошу, что среди его подданных есть народ, который не признает законы его царства, а «отдельно стоит», живет по-своему, вынашивая в отношении Ахашвероша коварные планы. После этого ложного доноса еврейскому народу угрожало физическое истребление.

Когда позднее греки накануне ханукального чуда требовали от евреев духовной ассимиляции, евреи взялись за оружие. Что же делает Мордехай, раввин, член Сангедрина, при угрозе физического истребления еврейского народа? Он собирает не менее чем двадцать тысяч детей для долговременного изучения Торы и учреждает трехдневный пост. Таким образом, материальной угрозе противопоставлено духовное противодействие. Ведь незадолго до доноса Амана евреи согрешили тем, что на пиру у Ахашвероша пили и ели из храмовых сосудов, которые вавилоняне вывезли из разрушенного ими Первого Храма. Мордехай начал с духовного исправления своего народа и именно с детей, потому что от них пойдет следующее поколение.

Когда Эстер уже была во дворце Ахашвероша царицей, она стояла перед выбором, просить ли ей Ахашвероша за свой народ. Мордехай разъяснил Эстер, что, если она не обратится к царю, все равно волей В-вышнего евреи будут спасены, но помимо нее. Злодей Аман же был потомком Агага, амалекитянского царя, казненного наутро после задержания нашим пророком Шмуэлем, помазавшим на царство Давида, а до того – Шаула. А Мордехай как раз из рода царя Шаула, который не убил Агага сразу, и тот за одну ночь успел дать потомство.

Тут мы наблюдаем, как по воле Б-га спустя поколения «доигрывается» история: потомок царя Шаула завершает в отношении потомка амалекитянского царя Агага то, что когда-то не сделал вопреки воле В-вышнего царь Шаул. Как известно, это было настолько важно, что в итоге Шаул лишился царства. В результате усилий Мордехая и Эстер (она поведала Ахашверошу о заговоре Амана против него) на виселицах, приготовленных для Мордехая и других евреев, оказывается не только Аман – потомок Агага, но и его десять сыновей. Кстати, написано что, несмотря на разницу в возрасте, Эстер была дочерью дяди Мордехая, то есть его двоюродной сестрой, и существует спор, кем она была до того, как ее забрали в дом к Ахашверошу: его воспитанницей или его женой. По еврейскому закону, она не могла жить в одном доме с раввином, не будучи его женой, но, по вавилонскому закону, она могла значиться как удочеренная, иначе получается, что царь Ахашверош взял в жены чужую жену.

Эстер было суждено родить Ахашверошу будущего царя Дария II, который спустя 70 лет после разрушения Первого Храма издаст указ о строительстве Второго Храма. Между прочим, брак Эстер и Ахашвероша оказался вполне династическим. Она ведь тоже, будучи двоюродной сестрой Мордехая, была царского рода. Ведь Шмуэль, лишив Шаула царства, не лишил его потомков принадлежности к царскому роду.

Все это происходило при покровительстве Высшей воли. Между прочим, в Свитке Эстер не упоминается привычных наименований из Торы, обозначающих В-вышнего. Но он называется там Царем – в смысле Царя царей. Мы видим в истории с Пуримом цепочку вроде бы случайных обстоятельств, которые явственно подчиняются внятной закономерности, обусловленной волей В-вышнего. Мордехай совершил именно те духовные действия, которые открыли реальные обстоятельства для низвержения Амана и его приспешников.

Отсюда вытекает главный урок Пурима в наше время неослабевающей угрозы ассимиляции – основой завтрашнего дня для нас является еврейское образование во всевозможных формах. Очень важно, чтобы оно начиналась с детства и с изучения Торы. И это образование может быть по-настоящему осуществимо только при условии преодоления еврейской разобщенности, имеющей место в современном галуте. И именно сами евреи на самих себе чувствуют последствия внутриеврейских раздоров.

При этом сегодня, если полагаться на данные Федерации еврейских общин России, в Москве живет до полумиллиона евреев. При этом количество еврейских школ и других учебных заведений здесь весьма незначительно. При такой численности и синагог меньше, чем могло бы быть. Сейчас, к примеру, Московский ортодоксальный еврейский союз уже почти год ведет переговоры с властями столицы о выделении площадок под строительство трех синагог в Западном округе. На сегодняшний день в Западном, да и в некоторых других округах, нет ни одной реально действующей синагоги и еврейской школы. А, например, в Юго-Западном и Южном округах Москвы сейчас нет раввинов.

Вернусь к самому празднику. В Пурим полагается два раза вечером и утром слушать мегилу, посылать подарки, устраивать пир, разыгрывать пуримшпиль, бурно радоваться нашей победе – и выпивать до той поры, пока не перепутаешь «благословен Мордехай» с «проклят Аман». В празднование, как в никакое другое еврейское торжество, вовлечены дети. Ведь дети – среди главных героев событий Пурима. В городах, которые в то далекое время были обнесены крепостной стеной, отмечается второй день Пурима – Шушан Пурим. В то же время Пурим, как мы видим, это – повод для серьезных размышлений. Ибо похожие события повторяются от века к веку.

– С талмудических времен принято считать, что есть два праздника, которые останутся даже после прихода Машиаха – Пурим и Ханука. Почему именно они?

– Все остальные праздники еврейской религии даны нам свыше. Эти же два рукотворны. Они, можно сказать, созданы усилиями нас самих. В этом смысле они стали проявлением свободного выбора евреев. Но, конечно же, не без соответствия воле В-вышнего. Важно помнить и о том, что следствием событий Пурима стало решение сына Эстер и Ахашвероша – царя Дария II о восстановлении Второго Храма. Когда Эзра и Нехемия отправились восстанавливать Второй Храм, в дорогу они взяли с собой всевозможную священную утварь из Первого Храма, оказавшуюся на время в Персии по известным причинам, строительные материалы и еще «соли без счета». Но это уже – тема для другой беседы…

 

Беседу вел П. Людин