ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


р. Танхум Бусин



Когда Воля властна над всем

В преддверии Песах мы беседуем с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕСа) Танхумом Бусиным.

– Исходу евреев из Египта предшествовали казни египетские. Как их целесообразно интерпретировать с учетом дальнейшего исторического процесса и в цивилизационном контексте?

– В-вышний всесилен. Он мог наказать фараона и египтян раз и навсегда – одним решительным действием. Но Ему понадобилось целых десять казней. История с казнями длилась без малого календарный год.

В Египте находились все двенадцать колен Израиля, управляемых главами колен. Моше Рабейну был младшим братом главы самого малочисленного колена Леви – Агарона, возвратившимся, говоря современным языком, из эмиграции. Если колено Леви большею частью было готово идти вслед за Моше к Земле, «текущей молоком и медом», то другие колена не спешили откликнуться на зов Моше. Но воля В-вышнего об Исходе касалась всех евреев, а не только одного колена. И поэтому надо было показать всему своему народу, подвергшемуся за 210 лет жизни в Египте ассимиляции, что необходимость его освобождения из рабства исходит от В-вышнего. Десять казней шли последовательно по нарастающей, и это в первую очередь была своего рода демонстрация мощи Творца одиннадцати колеблющимся коленам Израиля, чтобы они убедились в том, что предстоящий Исход соответствует Высшей воле, а не чьей-либо другой. В-вышний показывал, прежде всего, именно евреям, что Его воля, направляющая народ на путь свободы, выше обычной природы сущего.

И через год в Исходе приняла участие пятая часть от всех евреев, находящихся в Египте. Оставшееся большинство кануло в лету. В Мидрашах же обозначено, что евреи, которые не желали покинуть Египет, погибли во время казни тьмы, когда на Египет спустилась кромешная, вызывающая ужас, мгла.

При этом к участникам Исхода стихийно примкнуло так называемое «эрев рав» – «большое сборище», состоявшее из самых что ни на есть разных, не имеющих отношения к евреям, людей. Известно, что всего с Моше вышла 601 тысяча евреев-мужчин в возрасте от 20-и до 50-и лет. Следовательно, в общей сложности вместе с Моше из Египта вышло примерно около трех миллионов евреев – разновозрастных мужчин, женщин и детей.

Кстати, существует вполне убедительная точка зрения, что число евреев в мире во все времена с древности составляло и составляет от пятнадцати до восемнадцати миллионов. За время пребывания в египетском плену только колено Леви соблюдало традицию брит милы. Мужчинам из остальных колен пришлось вступить в Завет Авраама во время сорокалетнего пребывания в пустыне.

И в наше время, после Второй мировой войны, идет новая волна Исхода. И вновь В-вышний показывает евреям суть своей воли, подтверждает, что Земля Израиля – основа нашей цивилизации, что в Ерушалаиме должен быть воздвигнут Третий Храм… К числу таких подтверждений относится победа Израиля сразу над столькими противниками в 1967 году. В 1991 году на Израиль падают десятки ракет Саддама Хусейна, и в результате от седечного приступа скончался единственный израильтянин. Само по себе развивающееся в таком окружении Государство Израиль – в известной степени являет собой современное чудо.

Конечно, высшее начало тем самым подтверждает свою историческую волю и евреям, и другим народам. Евреи вышли из Египта за очень короткий срок. Вспомним, что накануне последней казни – казни египетских первенцев – часть первенцев восстала против фараона. Так что евреи уходили из Египта, можно сказать, во время гражданской войны. Это и облегчило им сам Исход. К тому же фараон после смерти своего сына, наконец, сказал, чтобы евреи уходили.

Напомню, кстати, что гематрия (цифровое наполнение букв) в словах Египет и СССР на иврите одинакова (380). Из СССР в последние его времена «выходили» по двести тысяч евреев в год. И все-таки даже репатриация в Израиль из СССР не была столь грандиозным явлением, как Исход из Египта.

Исходу из Египта предшествовало сильнейшее духовное падение большей части нашего народа, его ассимиляция. Известно, что В-вышний зримо проявляет свою волю в отношении предназначения евреев, когда встает вопрос о возможном исчезновении еврейского народа. Со дня выхода из Египта до горы Синай евреи находились в пути 49 дней (за время же пребывания в Египте евреи «опустились» на предпоследнюю, 49-ю, ступень падения). На 50-й день после начала Исхода им была дарована Тора. И Моше Рабейну («для себя») с разрешения В-вышнего послал от каждого из двенадцати колен в Ханаан разведчиков, чтобы убедиться в благодатности Обетованной Земли. Двое разведчиков свидетельствовали, что Земля – хороша, остальные десять сказали об обратном. И тода волей В-вышнего евреи сорок лет блуждали по пустыне. Через сорок лет дети и внуки тех, кто совершил Исход из Египта, вошли в Эрец Исраэль. 120-летний старец Моше умер на горе Нево, по ту сторону Иордана, 7 адара 2488 года, так и не войдя в Святую Землю.

– Напомните, как складывалась судьба Моше до того, как он получил наказ об Исходе.

– Моше Рабейну родился в Египте 7 адара 2368 года от Сотворения мира. Его родители, Амрам и Йохевед, происходили из колена Леви. Рождению Моше предшествовало пророчество о том, что примерно в это время в мир придет человек, который выведет евреев из Египта. В связи с этим одной из превентивных мер стало преследование еврейских младенцев мужского пола. Их египтяне бросали в Нил, который они считали божеством урожая. К тому же египтяне по-своему почитали Йосефа, который когда-то спас Египет от голода и мора. Так вот – египтяне имели языческое представление, что когда воды Нила поглощают еврейских младенцев, то тем самым приносится жертва божеству урожая, которое «благоволило» еврею Йосефу.

Чтобы избежать печальной участи других еврейских мальчиков, Моше положили в «загерметизированную» корзинку, и она поплыла по течению Нила вдоль берега. Сестра Моше по научению родителей следила за «передвижением» младенца и увидела, как бездетная дочь фараона выловила корзинку. Кормилицей ребенка взяли его собственную мать. Моше жил и учился во дворце до сорока лет вместе с сыном фараона, поэтому ему впоследствии было легко с ним разговаривать.

После того, как Моше убивает надсмотрщика-еврея, поднявшего руку на другого еврея, ему приходится бежать из Египта в Мидьян, где он знакомится у колодца с дочерями тамошнего правителя и верховного жреца Йитро и женится на его дочери Ципоре. Два сына Моше и Ципоры, пока они жили в доме Йитро, не вступали в Завет Авраама – в то время в некоторых местностях не делали брит (хотя он был завещан Авраамом, но еще не был подтвержден дарованием Торы). Когда Моше исполняется 80 лет, он, будучи пастухом, видит однажды необыкновенную картину: горит дикий куст терновника, горит и не сгорает. Моше подходит посмотреть и слышит голос «Я Всесильный Авраама Ицхака и Яакова…» Там он узнает, что В-вышний не только Элоким (Всесильный над всеми силами мироздания), но и Г-вайе (Тот, кто был, есть и будет. Тот, кто задает цели мироздания, каждого существа в нем и при необходимости может менять способы их реализации). В связи с поручением В-вышнего вывести евреев из Египта Моше говорит, что он, Моше, косноязычен, и ему нужны полномочия. В ответ он слышит о красноречии своего брата Агарона, который будет вместе с ним, и получает знаки: посох, способный на глазах превращаться в змею, и руку, способную покрываться проказой.

Возвращаясь в Египет, Моше взял с собой жену и детей. По дороге произошел важный с точки зрения традиции случай: Моше не стал сразу после ухода от Итро делать брит милу детям, рассчитывая сделать днем и на стоянке. Это едва не стоило ему жизни. В результате Ципоре пришлось посвящать сыновей в Завет Авраама ночью и в дороге. Из этого следует, что мицву нельзя откладывать.

Рамбам считал Моше Рабейну человеком, сумевшим проникнуть в самые высокие духовные сферы. По Рамбаму, глубина пророчеств Моше, их ясность и полнота были настолько поразительными, что уже никто из людей после него не мог достичь такого пророческого уровня. Моше разговаривал со В-вышним, когда требовали обстоятельства, а не когда на него «нисходил дух». Именно поэтому после Моше Рабейну никто не может отменить ни одного положения Торы, полученной через него.

 

Беседу вел П. Людин