ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


р. Пинхас Гольдшмидт



Возвращение: реальность и традиция

Главный раввин Москвы, председатель Раввинского суда Пинхас Гольдшмидт комментирует по просьбе «Информпространства» современные проблемы, связанные с репатриацией в Израиль.

Раввин всегда мыслит понятиями Галахи и работает в ее рамках. Государство же Израиль, будучи преимущественно светским, по-своему атрибутирует принадлежность того или иного лица к еврейству и, конечно, тоже имеет на это свое право. Как известно, согласно Закону о возвращении от 5 июля 1950 года, израильское гражданство получают не только галахические евреи (по маме), но также люди, имеющие еврейские корни по отцу или по любому (любой) дедушке или бабушке, а также мужья и жены здравствующих лиц, у которых есть право на возвращение в Израиль. В этом смысле важно напомнить, что Закон о возвращении был принят Кнессетом через пять лет после Нюрнбергского процесса, осудившего нацистских палачей, приговоривших к уничтожению всех, у кого как минимум двое из всех дедушек и бабушек являются евреями.

Еще две с половиной тысячи лет назад при строительстве Второго Храма Эзра призвал удалить из еврейского «стана» нееврейских жен и детей от них. С другой стороны, важно понимать то, что современная жизнь в диаспоре (галуте) неминуемо и закономерно приводит к смешанным бракам. Конечно, немало потомков евреев теплят свечу еврейского самосознания и несут в сердце живую память о бабушке или дедушке и по маме, и по папе. Тысячи солдат и офицеров ЦАХАЛа с еврейскими корнями, не являясь галахическими евреями, были и являются верными защитниками еврейского государства. Но среди потомков евреев есть те, кто утерял всякую связь с еврейским народом, и просто использует «под себя» Закон о возвращении. Законодательство Израиля оставляет возможность для переселения в Эрец Исраэль людей, подчас духовно и ментально не имеющих отношения к еврейству. В последние годы некоторая часть из такой «публики» даже умудряется сколачивать в Израиле (!) антисемитски настроенные группы.

Из Закона о возвращении и связанных с ним более поздних документов следует, что сын еврея-отца, не будучи галахическим евреем, имеет право на репатриацию вне зависимости от вероисповедания, а для еврея по Галахе, сменившего веру праотцев на иную, репатриация в Израиль закрыта. Но при этом Закон о возвращении просто не учитывает допускаемую традицией возможность возвращения галахического еврея в иудаизм, не принимает во внимание, например, явления Кабаллат диврей хаверут, берущего свое начало со времени жестокого преследования и изгнания евреев испанской инквизицией. Тогда насильственно христианизированные в Испании евреи могли, попав в Турцию или Голландию, вернуться к вере праотцев и в еврейские общины.

В начале 1990-х годов, когда ряд лиц еврейской национальности при подаче документов на репатриацию в Израиль в анкете, скорее всего по невежеству, обозначал свое вероисповедование как христианское, посольство Израиля направляло этих людей к нам в общину. Они проходили многомесячное обучение в ешивах. По окончании этого обучения выносился вердикт: «Мы не знаем, насколько эти люди являются религиозными евреями, но к другой вере они определенно не принадлежат». Таким образом, те евреи обретали право на репатриацию в Израиль. Сейчас, к сожалению, такой практики нет.

Был у нас случай с одним из руководителей еврейской общины Петербурга. Его мама свободно говорила на идише (редкость в наше время), но в советское время по известным причинам во всех их документах национальная принадлежность была изменена. Раввины здесь не испытывали и малейших сомнений по поводу еврейства. Но посольство Израиля не видело формальных оснований для репатриации.

Что же касается геров, то они, как известно, имеют право на репатриацию в Государство Израиль. Как глава Раввинского суда я могу сказать: общеизвестно, что гиюр в московских ортодоксальных общинах – основательный, можно сказать, фундаментальный процесс, требующий множества усилий и испытаний от того, кто твердо решил, не будучи евреем по рождению, принять иудаизм. И Раввинский суд Израиля не имеет никаких сомнений по поводу наших гиюров.

Едва ли Закон о возвращении будет подвержен кардинальному изменению. Главное, чтобы в этом аспекте Государство Израиль и религиозные евреи в Израиле и за его пределами искали компромиссы, проявляя взаимную гибкость. Недавно мы обсуждали с председателем комиссии Кнессета по вопросам алии, абсорбции и диаспоры Дани Даноном этот круг проблем, и он предполагал провести консультации с Раввинатом Израиля. Будем надеяться, что дальнейший процесс возвращения в Эрец Исраэль пойдет в соответствии с исторической реальностью, и при этом будут приниматься во внимание необходимые галахические принципы.