ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Танхум Бусин



Не приход, а раскрытие

Накануне скорбного дня 9 Ава (в этом году приходится на 9 августа) председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин беседует с «Информпространством» на тему, связанную с Иудейским Храмом.

РаМБаМ (Маймонид)

– Даже среди некоторых религиозных евреев имеет место представление о том, что ожидание и приход Машиаха присущи именно каббалистическим временам и хасидизму, порожденному в эти времена в XVIII веке по европейскому календарю. Те, кто придерживается такого мнения, говорят о том, что в Торе и Танахе нет определенных сведений о Машиахе. И все-таки несомненно, что мессианский дух христианской цивилизации тоже подхвачен из еврейских традиций. Насколько давно на самом деле у евреев возникла эта замечательная вера в особое предназначение некоего человека из рода Давида, который приведет наш Народ к окончательному исполнению Промысла, и тем самым преобразится жизнь на всей Земле?

– В Торе рассказано, как Яаков, праотец наш, благословляет сыновей, там сказано: «Не отойдет скипетр от Иегуды, и законодатель из среды потомков его». Приоритет дома Давида подтверждается пророками, безоговорочная вера в приход Машиаха и воскрешение мертвых закреплены в 13-и принципах веры, сформулированных РаМБаМом. Это представление существует столько же, сколько иудаизм, будучи его частью. Иешуа, с которого берет начало христианство, в своих проповедях, что общеизвестно, использовал еврейскую традицию. Согласно Талмуду, он учился в ешиве. Еще в Торе В-вышний указывает Моше, что после долгого рассеяния, гонений, посмешища среди других народов сам Единственный вновь соберет евреев на Обетованной Земле для воплощения своего Замысла. Понятно, что воплощение Замысла нуждается в рукотворном усилии. Сам «сбор» еврейского населения в Государство Израиль уже потребовал и от католиков, и от православных в принципе пересмотреть взгляд на евреев, как на наказанный Б-гом Народ, навечно обреченный на изгнание. Католическая церковь, например, официально отказалась от обвинения евреев в распятии Христа. В Торе есть законы еврейского царя. При этом в еврейской истории были цари и из колена Беньямина (первый помазанный на царство Шаул, потомком которого являлся легендарный спаситель Народа Мордехай), и из колена Леви (династия Хашмонаим). Но только царь из колена Иегуды (рода Давида) сам может судить и быть судимым.

РаМБаМ (Маймонид) в своей Мишне Тора подробно расписывает круг обязанностей и прав царя, вплоть до того, сколько у него может быть жен и утвари. При этом царю запрещено, например, злоупотребление алкоголем и нельзя много времени проводить с женами. Царь собственноручно назначает и взыскивает налоги и пошлину. РаМБаМ рассказывает и о самом престолонаследии, и о помазании на царство. В частности, царем не может быть ни чужестранец, ни гер и его ближайшие потомки по мужской линии. Царствовать может только человек мужеского пола. Царь обязан написать Свиток Торы. При этом только потомок Давида по непрерывавшейся мужской линии может взойти на престол без помазания, если это не вызывает распрей в Народе. (Шломо, например, помазали на царство, поскольку на престол претендовали его братья от других жен.) Иного же должен помазать на царство пророк. Только потомков Давида помазывают елеем, остальных царей – бальзамом. Только потомков Давида помазывают на царство в самом Иерушалаиме у источника. Остальных – вне Иерушалаима. Только царь из рода Давида может сидеть в Храмовом дворе. Кстати, нужно отметить, что Храм в Иерусалиме являлся в первую очередь символом государственной власти, так же как, например, позже Кремль в Москве (несмотря на то, что значительную часть Кремля составляют соборы, он не является символом православия).

Сейчас в Народе «машихистами» часто называют с негативно окрашенным подтекстом тех, кто объявляет того или иного человека из рода Давида Машиахом, при этом пытаясь навязать свою точку зрения другим. В каждом поколении в еврейском Народе есть мужчина из рода Давида, как правило, раввин или вождь, который способен в означенный час повести за собой Народ. Часто сроки пребывания таких людей в этом мире «накладываются» друг на друга, чтобы не возникало перерывов. Такой человек и есть «потенциальный Машиах». Но пока никто не стал Машиахом реальным, потому что на то еще не было воли В-вышнего. Очевидно, что и Шестой, и Седьмой Любавичские Ребе содержали в себе именно этот огромный потенциал, находясь на грани пророчества, и по происхождению, и по масштабу деятельности, но, к сожалению, не все в мире зависит от людей.

– В Торе «прописано», что в конце времен еврейский Народ выполнит предназначение во главе с царем из Дома Давида. Но что он будет именно Машиахом буквально не говорится…

– Кстати, более уместно говорить не о приходе Машиаха, а о его «раскрытии» миру. Это «раскрытие» еще предстоит. Наш Машиах будет конкретным человеком царского рода и определенного предназначения в последние времена. Посредством Иешуа из Назарета и его учеников было распространено Священное Писание среди неевреев, что сказалось на всей мировой цивилизации. Но Иешуа (что очевидно) не жил в последние времена и, по представлениям, был потомком царя Давида через маму Мириам, а не по отцу, он был зачатым от Святого духа… При этом он не был помазан пророком на царство. Тогда как еврейский царь (он же Машиах в последние времена) обозначен земным человеком.

Сейчас конец шестого тысячелетия от сотворения Мира. По аналогии с седьмым завершающим днем недели и семью днями сотворения мира конец шестого тысячелетия и есть последние времена. Новый исход евреев на Обетованную Землю уже произошел. И Государство Израиль живет и развивается вопреки ближнему и дальнему окружению многочисленных ненавистников. Чрезвычайно остро уже несколько десятилетий стоит вопрос о строительстве Третьего Храма на месте двух когда-то разрушенных 9 Ава. Восстановление Храма так или иначе будет связано с раскрытием нашего Машиаха. Он должен сплотить Народ Израиля вокруг Третьего Храма и вести войны В-вышнего (по одному из мнений, речь идет о том, чтобы Народ, ведомый Царем-Машиахом, отстоял за собой Обетованную Землю и исторические территории). Многим евреям будет сложно понять и осознать восстановление царской власти как неотвратимый ход событий. Но остается надеяться, что они сохранят себя вместе с Народом.

– При этом то, что каждый предстанет перед Высшим Судом в последние времена, скорее всего, представление христианского мышления, нежели историческая перспектива еврейского Народа. Те души, которые уцелеют, обновятся – эти души и войдут в обновленную жизнь.

– Возможно, так и будет. В наших книгах сказано, что святость земли Израиля распространится на весь мир, а святость Иерусалима на весь Израиль. Не только евреи, другие люди будут озарены Светом Машиаха. И все человечество за пределами Израиля будет жить в мире по семи заповедям Ноаха.

 

Беседу вел П. Людин