ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 

Кадр из фильма «Папа» Владимира Машкова

Александр Каргин



Отцовский фактор еврейства

Согласно еврейскому закону – Галахе – еврейство стало передаваться по материнской линии еще в те времена, когда наш народ стоял у горы Синай и принимал на себя Тору. За последние 2000 лет версий того, почему была выбрана именно такая линия передачи национальности, выдвинуто немало. Одна из них, кстати, довольно популярная в наше время в еврейской среде, сводится к тому, что в ходе исторических перипетий (войн, изгнаний, погромов) немало еврейских женщин насильственно беременело от неевреев, и возникло решение установить еврейство по матери, дабы не отказываться от детей этих женщин, а включить их в еврейский Народ.

Знаменательно, что впервые данная версия была озвучена в конце XIX века немецким журналистом и политиком, введшим в оборот термин «антисемитизм», Вильгельмом Марром, основавшим в Берлине первое антисемитское политическое объединение – «Лигу антисемитов».

Названное обстоятельство в совокупности с историческим подтверждением передачи еврейства по материнской линии уже во времена Эзры и строительства второго Храма (V век до новой эры, то есть за 500 лет до начала войн с римлянами и последовавшего рассеяния) как бы намекает на несостоятельность рассматриваемой версии. Вместе с тем, если не кривить душой, то надо признать, что материального объяснения того, «почему оно вышло так», в принципе не существует.

Кстати, многих раввинов раздражают попытки отдельных интерпретаторов притянуть за уши биологические, социологические, демографические и прочие объяснения «неразумным» светским на «их языке», почему еврей по отцу, причисляющий себя к Народу Израиля, не еврей, согласно буквы традиции. А тот, чья прабабушка по маминой маме была еврейкой, но для которого еврейство – «пустой звук», – кошерный собрат.

Здесь надо сказать, что единственной реальной причиной того, что евреем признается человек, рожденный от матери-еврейки, выступает указание на данный факт в Талмуде, и классическая еврейская традиция не пытается искать тому «современных» подтверждений. Стоит напомнить, что та же традиция является Единственной причиной, по которой еврейский народ выжил в ходе трех с половиной тысяч лет своей истории, не ассимилировался и, как следствие, 63 года тому назад сумел восстановить собственное государство на родной Земле. При этом все граждане Израиля равны перед законом, а на бытовом уровне, если человек отождествляет себя с еврейским государством, то большинство соплеменников не будут интересоваться, кто у него мама, а кто папа.

Вместе с тем Израиль именуется еврейским государством не потому, что большинство живущих в нем индивидуумов евреи, а поскольку его общественно-правовая база построена на еврейской традиции.

Тут вспоминается, как Закон о возвращении, позволяющий евреям репатриироваться (о нем мы еще вспомним позже), так и регулирование, согласно иудейской традиции, которая, к слову, запрещает смешанные браки. А также все тому подобное, что связано с актами гражданского состояния (свадьбы, разводы, похороны). То есть евреи по отцу (если не прошли гиюр) не могут вступить в брак с большинством представителей титульной нации на территории Израиля, и похоронены они будут не на еврейском кладбище. Надо заметить, что сами галахические евреи также не имеют возможности в Израиле официально зарегистрировать свои отношения, например, с мусульманами или христианами, как и быть похороненными на их кладбищах. Впрочем, последнее не вызывает особого неудовольствия у обывателя. Кстати, несмотря на крайне негативное психоэмоциональное восприятие на «русской улице» сложившейся данности, ситуация явно носит стратегически долгосрочный характер, поскольку в рамках имеющихся демографических тенденций, количество религиозно-традиционных людей (выступающих за сохранение «статуса кво») в израильском обществе будет и далее только увеличиваться. Множество, если не большинство, «обычных» израильтян нынешнее положение вещей в целом устраивает.

Израиль в этом плане – всего лишь часть «еврейского мира». Практически ни в одной синагоге мира паре, в которой одна из половинок не является «галахической», хупу не поставят. Исключение составляют часть реформистских синагог, однако в таких заведениях – это, скорее, действо по «мотивам народных сказок», чем реальная еврейская свадьба. Выходит, что ситуация в Израиле лишь продолжает данность, в соответствии с которой еврейский народ живет уже тысячелетия.

Раз уж решил «поднять» столь острую тему, выскажу свою личную позицию. Для меня еврей по отцу, отождествляющий себя с народом Израиля и разделяющий его судьбу – такой же еврей, как и «галахически верный» экземпляр. В данном мнении я утверждаюсь каждый раз, когда сталкиваюсь с «правильными» евреями по «нужной бабушке», которые вспоминают и забывают о своем еврействе в зависимости от личных сиюминутных интересов. А затем встречаю евреев по отцу, для которых еврейская самоидентификация есть некая постоянная жизненная реальность, обусловленная врожденными факторами (от фамилии и внешности до их еврейской души).

Однако надо понимать, что чье-либо личное мнение не может изменить правила «дорожного движения», сложившиеся в еврейском Народе. Причина в том, что отмена любого из параграфов этих правил приводит в итоге к «аварии на дороге». Живший в ХVIII веке главный идеолог реформаторства в иудаизме Мозес Мендельсон лишь приготовился начать ревизию «талмудов» по своему разумению, и, как результат, к середине ХIХ века из 56-и его потомков 52 (!) полностью ассимилировались и стали выкрестами…

Какие из сказанного можно сделать выводы?

Во-первых, нашим «профессиональным евреям» пора перестать лукавить и вводить в заблуждение людей в галуте, говоря, что еврейство по матери – это «заморочки» исключительно религиозных иудеев.

Так еврей по отцу, скажем, с фамилией Раппопорт после столкновения в том же Израиле с вышеописанными обстоятельствами в сердцах обвинит во всем «проклятых религиозников», а ведь не они ради получения в отчетах хороших показателей по репатриации обманывали этого парня относительно его «статуса». Возможно, стоит, принимая с уважением и от всего сердца евреев по отцу, все же откровенно говорить им об имеющемся в народе «тренде» по передаче национальности по матери?

Ну а, во вторых, поддерживаю точку зрения, что гиюры для евреев по отцу и для неевреев должны принципиально отличаться (причем это касается не только гиюров в Израиле). Как известно, идейной основой современного гиюра являются записанные в ТаНаХе слова Рут-маоветянки, сказанные ей, когда она присоединялась к нашему «непростому» Народу: «Твой народ – это мой народ, твой Б-г – мой Б-г». Так вот, евреи по отцу первую часть этой фразы уже сказали, причем сделали они это самим фактом своего рождения… Возможно, стоило бы, исходя из понимания сути гиюра, наконец-то, ввести в иудаизме единый подход к «даче» более доступного гиюра для евреев по отцу?

Еврейский закон (Галаха), являясь по сути сборником религиозно-правовых предписаний, не может быть изменен светскими людьми (религиозных соответственно все устраивает), а значит ожидать внесения «поправок» относительно формального порядка передачи еврейства невозможно.

Собственно, как отмечалось выше, существующий порядок вещей уже доказал свою эффективность в неистощимом деле сохранения еврейского Народа. Однако когда речь идет о судьбах людей, которые кровью и плотью связаны с Народом Израиля, предлагается при сохранении неизменности самого закона, прежде всего, ориентироваться на его дух, а уже потом на букву.

Вот выдержки из того самого «Закона о возвращении» (в том числе специально для «ответственных» работников некоторых еврейских структур). Итак, согласно статье 4б указанного правового акта: «В применении к настоящему Закону, «еврей» – это тот, кто рожден от матери-еврейки или прошел гиюр и при этом не принадлежит к другой религии». Одновременно статья 4а звучит следующим образом (сокращенно): «Права, предоставляемые еврею в соответствии с этим Законом, предоставляются также детям и внукам еврея, его супруге/супругу, супругам детей и внуков еврея». То есть, по «Закону о возвращении» считаться евреем и иметь право на репатриацию – это совсем не идентичные вещи. По существу, определение, «кого считать евреем», согласно Закону о возвращении, ужесточает соответствующее определение из Галахи, в котором ничего не говорится о «смене религии».