ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Танхум Бусин



Научи сына своего

Размышляет председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин.

Вспомним заповедь «плодитесь и размножайтесь». Вроде бы формально одно и то же названо разными словами. Но Тора точна. «Плодитесь», – прежде всего, продолжайте физически человеческий род. «Размножайтесь» же, прежде всего, в смысле – наполняйте землю. Не только родить потомков, но из поколения в поколение передать им свои ценности… Соответственно и в молитве Шма Исраэль есть слова: «Научи сына своего». Ибо наши дети должны быть продолжением нас с точки зрения несения 613-и заповедей, дарованных Моше Рабейну. Они призваны сохранить и передать еврейскую традицию потомкам.

Бездетность – самое большое несчастье для еврея. Если человек богат и бездетен, то хуже уже, кажется, некуда. Известны случаи, когда богатые бездетные евреи, готовые отдать свое состояние, спрашивали у цадиков, какую бы мицву им совершить, чтобы В-вышний дал этим людям возможность продолжить свой род. Заповедь «пру у-рву» считается выполненной в том случае, если есть дети именно обоих полов. Широко известна притча о том, как одному еврею жена после пяти девочек, наконец, родила мальчика. Вся семья не могла налюбоваться на наследника. А в три года папа стал его учить: «Скажи «исгадал», скажи «веискадеш», скажи «шмей раба»… Когда сын повторил слова самой древней молитвы до конца, отец удовлетворенно вздохнул: «Ну вот – теперь есть, кому прочитать по мне Кадиш».

В прошлом, в отличие от всех окружающих их народов, евреи из столетия в столетие имели поголовную грамотность, необходимую для воспитания детей в духе традиции. Всех мальчиков учили с трех лет в хедерах, а с тринадцати лет основательно – в ешивах. Девочек обучали их мамы. В России же второй половины XIX – начала XX веков в некоторых городах и местечках были хедеры и для девочек. В любом случае все девочки тоже умели читать и писать. В царской России «ученый еврей при губернаторе» было нарицательным выражением. Детей – от раввинских до сыновей ремесленников – евреи учили в равных условиях. И никому из способных мальчиков путь в раввины не был заказан. Есть понятие Хинух (еврейское воспитание). Его суть не в том, чтобы «делать, как я сказал», а в том, чтобы «делать, как я». В религиозной среде мальчики ходят с отцом в синагогу с трех лет, посещают вместе с ним микву. Когда дело идет к бармицве, ребенка специально обучают в связи с этим. За месяц до своего тринадцатилетия мальчик учится возлагать тфилин. С раннего детства девочки вместе с мамами зажигают субботние и ханукальные свечи.

В современной галутной «практике» есть немало примеров, когда игнорирование традиции оборачивается ситуацией, когда традицию становится невозможно не исполнить. В одной московской семье у еврейской мамы родился сын. Родители, вопреки совету раввина, отнесли его в купель (отец малыша не был евреем), а не на брит-мелу. А в восемь лет мальчика замучило воспаление крайней плоти, и никакое лечение не помогало. И вот тогда мы вместе с мамой ребенка повезли его к моэлю… К тому же никакой вины мальчика в том, что проделали с ним, грудным, не могло быть. Сама жизнь заставила его мать исправить свое заблуждение.

Вспомним: с женой и сыновьями Моше направился в Египет, дабы вывести Народ из египетского рабства. До того два его сына жили в доме неевреев и были необрезаны. На первом же привале возникла угроза жизни Моше Рабейну. И жена Моше взяла острый нож и собственноручно сделала брит детям. Вообще у евреев не практикуется обрезание ни женщиной; ни ночью, ни в дороге. Но с сыновьями Моше это произошло, во-первых, до дарования Торы. Во-вторых, заповедь обрезания настолько важна и превыше иного, что в исключительном отдельном случае может отодвинуть на второй план многие сопутствующие моменты. В том числе даже законы Шабата или Йом-Кипура.

Согласно Торе, у евреев существует «институт» первенцев – старших сыновей. Именно первенец разверзает утробу, в нем сосредоточен «начаток» сил. По традиции, первенец получает двойную долю наследства. (Девушка же вообще получает не наследство, а приданое.) После истории с золотым тельцом право на Б-гослужение было снято с первенцев и возложено на левитов. С тех пор возникло такое явление, как выкуп первенцев. В Торе описан первый выкуп первенцев. С тех пор каждый отец приносил в Храм к одному из коэнов своего старшего сына, когда тому исполнялось тридцать дней, а затем отдавал этому коэну пять серебряных шекелей и забирал ребенка обратно. Этот обряд выкупа первенца сохраняется в синагогах и по сей день.

В Торе Йосеф приводит к своему отцу и их дедушке Яакову двух своих сыновей – Эфраима и Менаше. «И увидел Йосеф, что отец его кладет свою правую руку на голову Эфраима, и показалось ему это неправильным, и приподнял он руку отца своего, дабы переложить ее с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: «Не так, отец мой! Ибо этот первенец, клади правую руку твою на его голову». Но не согласился отец его и сказал: «Знаю, сын мой, знаю! Он также станет народом, он также будет велик; но меньший брат его будет больше его, и потомство его будет многочисленнейшим из народов» (Ваехи, XLVIII, 17). Яаков назвал Эфраима и Менаше и своими детьми, тем самым приравняв к дядям, от которых идут колена Израиля.

Списки колен не называют колено Йосефа как самостоятельное, связывая его с Эфраимом и Менаше. Также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвященное служению Б-гу. Колено Леви фактически не включается в общий счет, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему данных особенных функций восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают на «двенадцать» как их традиционное число. Таким образом, двенадцать колен включают колена Эфраима и Менаше. Но среди двенадцати колен не подразумевается колено Леви и Йосеф (от которого происходят два колена его сыновей).

Как известно, в Торе не единожды возникает ситуация, когда особое предназначение несет в себе по воле обстоятельств не первенец, а другой сын. Достаточно напомнить об Ицхаке, Яакове и самом Йосефе… В конце концов В-вышний выбирает именно тех, кто способен исполнить духовное предназначение Народа.

Когда из вавилонского изгнания часть коэнов привела с собой нееврейских жен и детей, строительство второго Храма не заладилось. Эзра после поста обратился к В-вышнему за советом и услышал, что Его Дом не может строиться неевреями. Тогда Эзра приказал этим людям покинуть святое место. Это была жестокая мера. Наверняка, людям она далась тяжело. Но лишь после решения Эзры стало возможным возведение Храма.