ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 

Якопо Бассано. Строительство Ноева ковчега. XVI век

Танхум Бусин



Движение цивилизации

Председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин размышляет об изменениях природы человека и окружающего его мира в контексте Торы.

Тора повествует о четырех периодах человечества. Первый период – это время от создания первого человека – Адама Ришона – до его изгнания из Райского Сада – Ган Эйдена. Второй период связан с Адамом и его потомками между изгнанием и потопом. Третий период – это эпоха человечества в том виде, как мы и сейчас его представляем, то есть после потопа до разрушения Вавилонской башни. Четвертый период от разрушения Вавилонской башни до наших дней.

Адам Ришон пребывал в Ган Эйдене только один день, уже на исходе этого дня он был оттуда изгнан. Изначально первый человек был цельным созданием, а затем В-вышний разделил его пополам, «выделив» из Адама Хаву и наделив обоих половыми признаками. При этом в письменной Торе нет описания самого цельного творения.

Написано в Торе, что Б-г взял одну из частей Адама, и таким образом из единого целого возникли две половины – мужчина и женщина. Они предназначены существовать физически раздельно, но одновременно и вместе, посколько порознь не могут выполнить заповедь размножения. Кстати, из этого вытекает положение иудаизма о том, что для каждого мужчины существует его как минимум одна вторая женская «половинка». Именно его жена, для него созданная, и ничья другая.

Как известно, Адам Ришон и Хава были изгнаны из рая за то, что раньше положенного съели плод дерева познания добра и зла, по сути, за то что, человек сказал Творцу «нет». Собственно, этим проявлением свободы воли и отличается человек от любого другого живого существа – свободой воли, данной ему Творцом. Ни одно животное не способно на «нет» по отношению к Создателю. Все сущее, помимо человека, просто слепо выполняет волю Г-да.

Между прочим, изменение природы человека после создания мужчины и женщины произошло перед тем, как Адам и Хава покинули Ган Эйден. У женщины произошло увеличение сроков беременности до 212 дней и появление циклических кровотечений, сопровождаемых недомоганиями. Кроме того, написано, что рожать придется в трудах. Написано в Торе, что Творец сделал Адаму и Хаве кожаные одежды. На это есть несколько точек зрения. По одной из них, кожа человека стала более плотной и с волосяным покровом. По другой, вполне аргументированной точке зрения, что речь идет наряду с тем и о появлении у мужчин крайней плоти в связи с понижением уровня святости.

В таком состоянии человечество прожило двадцать поколений, пока Авраам Авину не обратился к В-вышнему с инициативой служить Ему. И тогда, чтобы поднять святость Авраама на уровень новой задачи, Г-дь заповедал ему и всем его потомкам делать обрезание крайней плоти как знак завета, договора на священнослужение.

После изгнания Адамы и Хавы из рая начинается бытие десяти поколений уже смертного человека на земле вплоть до потопа. Ту землю нам трудно себе представить, потому что потоп изменил ее до неузнаваемости, и сам человек изменился до неузнаваемости, он утратил способность управлять природой Земли. Тогда была эпоха невероятного для нас долгожительства. Средняя продолжительность жизни, по Торе, составляла около 900 лет. При этом старший сын появлялся у мужчин с 65-и лет и вплоть до конца второго столетия их жизненного пути. Такой временной разброс был связан с индивидуальными особенностями частной жизни того или иного человека. В Торе упоминается, в каком возрасте родился именно старший сын. Это дает возможность точно подсчитать время от изгнания из Ган Эйдена до потопа. Человек в то время не ел мясо животных, благодатная, не знавшая потопа земля давала ему в полной мере всю необходимую растительную пищу для его долголетнего существования, но помимо этого ему была разрешена молочная пища.

Но люди, по-своему использовав данную им свыше свободу воли, встали на путь своеволия, жестокости и распутства. Так, например, в результате неподобающего скрещивания возникли великаны, погибшие во время потопа. По преданию, один из них – Ог – ухватился за выступающую доску, залез на крышу ковчега и выжил, судьба его прослеживается вплоть до исхода из Египта во время жизни Моше Рабейну.

Известно, что много позже Моше Рабейну послал разведчиков в Ханаан. Вернувшись, они рассказали про племя жестоких великанов, сынов Анака, с которыми якобы не справиться. На что Моше ответил: «Если В-вышний отдает великанов в наши руки, нам нечего бояться». А Эрец Ханаан во время Исхода был землей, буквально текущей молоком и медом. Те же разведчики, к примеру, доставили оттуда виноградную гроздь такой величины, что ее несли два человека на шесте. По преданию, ее хватило на все кидуши на сорок лет.

Интересно, что в Торе нет диалога с Ноахом в том смысле, как позже Авраам разговаривал со В-вышним. В отличие от Авраама, в более позднее время положившего личной инициативой и волей Г-да начало истории избранного Народа, Ноах является праведником своего поколения и послушно совершает только то, что ему назначает Высшая воля. Ноах не проявляет инициативу, когда исправно строит огромный ковчег в 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину, 30 локтей в высоту. Один локоть – это 0,45 одного метра. Получаются пропорции нормального современного большегрузного самоходного судна, которое стоит под погрузкой где-нибудь в порту. 120 лет четыре плотника (Ноах и его три сына) на глазах современников исправно строят ковчег. В-вышний, естественно, мог возвести ковчег мгновенно, но было важно, чтоб его строительством занимались сами те, кто останется после потопа.

Строительство ковчега было и последней попыткой побудить людей к раскаянию. По ходу дела Ноах предупреждал современников о грядущем потопе, но они не вняли увещеваниям и подняли его на смех.

И тогда наступил потоп. В Торе сказано, что потоп начался в виде моросящего дождя, потом ливня, потом начался подъем уровня воды до отметки, превышающей самую высокую гору на 4 локтя. Праведный Ноах с семьей и отобранными животными в начале потопа вошел в ковчег, и тот всплыл.

В ковчег животные брались по паре для размножения, а чистые животные по семь особей и для приплода, и для жертвоприношений. До того в Торе мы только один раз встречаем упоминание о жертвоприношении Каина и Гевеля. Одной из семи заповедей Ноаха был запрет – есть части, отсеченные от живого животного, сразу же были даны первые правила забоя скота. Вообще же употребление мяса в пищу возникло только после потопа, который «смыл» святость с земли. В связи с изменениями мира растительной пищи стало недостаточно для жизнедеятельности людей. Продолжительность человеческой жизни уменьшилась после потопа едва ли не в десять раз (средняя продолжительность сразу после потопа – 120 лет). И, соответственно, в более раннем возрасте, чем раньше, начала наступать половая зрелость. В послепотопных условиях человечество бы не выжило без употребления мяса. Но при мясной пище уже не могло быть допотопного долголетия. А без нее теперь не могло быть нормального развития человека.

После потопа появились жертвоприношения как средство общения с Творцом.

После же разрушения Вавилонской башни произошло разделение человечества по признаку служения Творцу и народов по языкам. Авраам и его потомки продолжили служение Создателю, остальные занялись идолопоклонством. Известно, к примеру, что отец Авраама, Терах, изготавливал идолов и торговал ими. Авраам Авину в масштабе своей семьи уже соблюдал правила Торы по употреблению пищи. Когда к Аврааму пришли ангелы в человеческом облике сообщить о том, что у его жены Сары родится сын, он дает им сперва молоко, а потом уже готовит мясо. Поле ухода семьи Якова Авину в Египет евреи сохраняли этот уклад жизни, по мере развития колен Израиля обязанность священства принадлежала первенцам, собственно по этому признаку коэном стал старший брат Моше Аарон.

Вообще же разделение мясного и молочного в масштабах Народа было введено после выхода из Египта и дарования Торы Моше на Синае. При даровании Торы евреям были даны перечень разрешенных им в пищу животных и птиц, правила разрешенного ритуального забоя животного (шхиты), запрет на употребление крови в пищу, кошерования мяса и запрет на употребление мяса больного, забитого камнями и павшего животного, что было связано с поддержанием обретенной Народом святости. Был дан запрет на свинину, конину, верблюжатину, как частных случаев общего запрета. После строительства Мишкана была упорядочена система принесения личных и общественных жертвоприношений, даны правила храмовой службы, произошло отстранение от священства первенцев и выделение колена Леви и из него касты коэнов для наследственного служения в Храме. Отдельно следует сказать об особой святости Ковчега Завета и, как следствие, жестких правилах техники безопасности при его перевозке и переноске, нарушение которых людьми, не имевшими на это права, немедленно приводило к летальному исходу. Сам Ковчег при этом был вне законов физики, пригодных для всего окружающего мира. Если по приведенным в Торе размерам посчитать массу Ковчега, то по расчетам получится где-то больше тонны, но, как известно, его преспокойно переносили четыре коэна. Наконец, после постройки Первого Храма в Иерушалаиме царем Шломо в нем происходили и вошли в историю локальные изменения природы пространства и времени. В частности, в битком забитом храмовом дворе в праздник, когда приходило время всем встать на колени и пасть ниц, двор сам собой расширялся настолько, что каждый мог без помех это сделать.