ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 

Ханукия в Филевском парке. Из архива Т. Бусина

Танхум Бусин



Чудо после беды

В преддверии Хануки своими размышлениями с нами делится председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин.

– В этом году исполняется 2150 лет с дней Ханукального чуда, когда в освобожденном Маккаби и его воинами от эллинистов иерусалимском Храме при однодневном запасе ритуально чистого масла менора горела восемь дней. До того момента, пока не появилось новое пригодное масло. О происхождении праздника Хануки известно достаточно широко. Меньше вспоминают о внутриеврейских трагических противоречиях, которые предваряли подвиги Матитьяу, Маккаби, их сподвижников и сопутствовали этим подвигам. Глобальный исторический процесс, как показывает, многовековой опыт, все равно идет своим чередом на фоне такого рода распрей. Но глубоко страдают от усобиц люди – и евреи, и другие народы…

– События Хануки венчали тяжелейшую, продолжавшуюся четверть века, войну Иудеи с греко-сирийской метрополией. До описываемых событий всегда метрополию в отношениях с завоеванной территорией интересовали два фактора: сбор налогов и спокойствие в колонии. Войны с колониями возникали в случае желания расширить территорию, отказа платить налоги или бунта. Бунты не носили идеологического характера, верованиям завоеванных народов обычно не придавали значения. События же той эпохи в Иудее – это первый случай в истории, когда в колонии произошло восстание по идеологическим причинам.

Иудея в силу исторических связей с Древней Грецией не прошла мимо воздействия греческой культурной традиции, в том числе и благодаря Александру Македонскому.

Но при этом часть евреев постепенно начала отходить от соблюдения традиции под вполне знакомыми всем нам предлогами «освобождения от религиозного засилья», «ценностей современной мировой культуры», толерантности, терпимости и т.д. Кое-кто в еврейской верхушке надеялся, что тесный контакт с греческой «администрацией» уменьшит их зависимости от коэнов и Храма, даст возможность воспользоваться храмовой казной. На этом фоне возникло желание греко-сирийского царя Антиоха навязать всем колониям еще и богов метрополии. Получилось везде, кроме Иудеи. Хотя к тому времени уже была значительная часть евреев, отошедших от нашей веры.

– Вся еврейская история от поклонения отдельных индивидов золотому тельцу до приобщения какого-то сегмента представителей Народа к мировой революции и т.п. сопровождается подобными отторжениями, от которых «болеем» мы сами и те, кто нас окружает.

– Даже с учетом сговора ассимилированных иудейских верхов с греками Антиох явно недооценил, во что он ввязался. Греки вели войну с Египтом, а в Иудею были введены дополнительные войска для поддержания порядка и насильственного принуждения евреев поклоняться идолам древнегреческой мифологии и изображениям самого Антиоха. Возникли запреты учить Тору, справлять Рош-ходеш, совершать Брит-милу. Стали осквернять Храм, принуждать евреев делать свиные «жертвоприношения»…

И вот в Модиине Матитьяу, сын первосвященника Йоханана, придя с сыновьями на площадь, убил мечом еврея-эллиниста, который хотел прилюдно принести свинью «в жертву». Вслед за тем была уничтожена греческая охрана. Так началось восстание, быстро переросшее в партизанскую гражданскую войну, продолжавшуюся 25 лет. Для поддержки своих сторонников Антиох вынужден был снимать с фронта все новые части и бросать их в Иудею. В результате греко-сирийцами была проиграна война с Египтом, Иудея получила независимость, а греко-сирийское государство так и не сумело оправиться после поражения.

Во время Хануки три раз в день евреями повторяется вставка в молитву Амида, смысл которой в том, что в Ханукальные времена В-вышний отдал многочисленных сильных и несоблюдающих Тору в руки немногих слабых, Ее соблюдающих. В гражданской войне, которая шла в период от модиинского события до Ханукального чуда, соотношение победителей к побежденным представляло собой примерно 30% к 70%. Брат часто шел на брата – ситуация хорошо известная по нашему недавнему прошлому. Надо учесть, что эллинизированных евреев было большинство, и они воевали совместно с десятками тысяч греко-сирийских воинов против наших предков. Были многочисленные жертвы среди тех, кто победил. У побежденных же – и евреев, и греков, и сирийцев – погибших не счесть. Так вот сегодняшние евреи, по крайней мере ашкеназские и часть сефардов, потомки тех, кто выиграл ту войну, тем более просто обязаны понимать, к каким несчастьям ведет отказ от веры праотцев. Это была величайшая победа, но она далась слишком дорогой ценой. И нужно помнить, что ей предшествовал трагический масштаб страшных бед и несчастий. В-вышний обычно помогает человеку или людям, когда в отстаивании своего права жить по заповедям они дошли до края, как в случае с Ханукальным чудом.

– Возможно, помощь конкретным людям, безвинным мученикам, может и не придти. Шесть миллионов евреев были замучены фашистами или погибли во время Второй мировой войны. Но в ее результате, как неизменно случалось до того в истории, еврейский Народ спасся. Да еще вновь появилось еврейское Государство на Обетованной Земле. Представляется, что очень важно понимать: не страдания свидетельствуют об особом предназначении Народа. Наоборот, у евреев страдания из века в век – бывают и следствием отторжения многих из них от самосознания себя евреем в смысле исторического промысла. И что еще трагичнее – страдания, которые возникают на почве внутриеврейских расколов. Одно из самых иллюзорных представлений на свете – это повсеместное еврейское единство.

– В-вышний помогает наверняка только тогда, когда вопрос стоит о главных субстанциях – о спасении его Народа в целом, об Обетованной Земле, о Храме – символе святости Народа. В еврейской истории есть три обязательных основания – Тора, Земля Израиля и Народ Израиля. Возьмем любые два компонента без третьего. Тора и Народ без Земли – это галут (изгнание). Народ и Земля без Торы – это вседозволенность без завтрашнего дня Народа. Тора и Земля без Народа – это пустыня. Народ, вернувшийся на Землю, без следования Торе начинает заимствовать глупости других народов и, в конце концов, просто может не сохранится. Это важно не только понимать, но и твердо отстаивать. Если не отстоим свои ценности – опять пострадаем мы сами и другие народы.

Так что Ханука дает нам очень важные уроки. Но открытым остается вопрос, насколько эти уроки пошли Народу впрок. Тридцать лет назад в 1982 году самими евреями несмотря на сопротивление населения был разрушен город Ямит с поселениями вокруг него и выселено до 10 тысяч человек. В 2004 году страну снова едва не поставили на грань вооруженного столкновения, выселяя с помощью армии десять тысяч евреев. И последствия этого ощутили в Израиле все. И все равно сейчас некоторые горячие головы говорят уже о возможности выселения до двухсот тысяч евреев из их домов.

История Ханукальных событий заставляет всегда задумываться над тем, насколько конкретный человек готов следовать нашей традиции, помочь в этом другому и встать на защиту своего права жить на своей земле, помня о Торе и заповедях. Такова принципиально важная цепь.

– Вы возглавляете Московский ортодоксальный еврейский союз (МОЕС). Что у вас происходит в Хануку?

– В 2003 году мы установили на территории Филевского парка в Москве Ханукию. Мы пытались получить разрешение на установку светильника первоначально в Парке Победы на Поклонной Горе еще в 2002 году, но решение префекта Западного округа об установке Ханукального светильника было подписано спустя год. И эта Ханукия зажигается нами ежегодно. Зажигание Ханукии, как известно, может быть актом публичным. Ибо мы имеем возможность в эти дни рассказать всем рядом живущим о чуде еврейской истории. И напоминаем евреям, чтобы они зажигали у себя дома Ханукальную менору. Уличный Ханукальный светильник не должен превышать высоту в двадцать локтей – высоту свободно доступного обзора.

В Филевском парке мы используем для Ханукии мощные газовые двухсотватные светильники, которые горят как хороший уличный фонарь. К тому же горят не час-два, а целые сутки. Рад, что этот наш опыт с газовыми светильниками переняли позже и другие московские общины. Ханукальный свет должен быть отчетливым, ярким и видным издалека, тогда он пробуждает в еврее частицы святости.

 

Беседу вел М. Шалом