ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 

Синагога на Большой Бронной. Конец XIX века

Вилен Столовицкий, Леонид Гомберг



Страницы истории Дома на Бронной

130 лет синагоги Полякова

Лазарь Соломонович Поляков, железнодорожный подрядчик, промышленник, банкир и меценат, с 1869 года в течение сорока лет возглавлявший правление еврейской московской общины, в 1872 году получил разрешение московского генерал-губернатора на размещение в своем доме «молитвенного учреждения с количеством прихожан до 40 семейств». В начале 1880-х годов он приобрел и присоединил к своей обширной усадьбе на Тверском бульваре несколько соседних участков.

Получив разрешение обер-полицмейстера Москвы, Л.С. Поляков в 1883 году подал прошение в Строительное отделение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу. Здание синагоги, построенной по проекту знаменитого архитектора М.Н. Чичагова, обрело красивый фасад в мавританском стиле. О назначении здания говорило оформление главного входа, завершавшегося барабаном со шлемовидной головой, увенчанной шестиконечной звездой. Территория синагоги была обнесена оградой, а в здании был предусмотрен подземный ход для спасения молящихся в случае возможных погромов. Это было первое здание в Москве, построенное как синагогальное. С тех пор минуло 130 лет.

Из дневника дочери Л.С. Полякова Зинаиды мы знаем, с какой тщательностью готовилось торжественное открытие синагоги, члены семьи участвовали в репетиции хора. «Ждали к открытию человек 100 приглашенных, – пишет она, – исключительно представителей московского еврейского общества, всю его интеллигентную часть…» И далее: «Замечательно эффектно было открытие синагоги…» Особенно девушку взволновал момент, когда старшие члены семьи Поляковых во главе с раввином внесли Тору.

Во время «великих реформ» Александра II еврейское население Москвы быстро разрасталось, и к началу 90-х годов XIX века, по некоторым данным, в городе проживало около 70 тысяч евреев. Впрочем, надо полагать, на самом деле цифры были несколько скромнее. К началу 80-х годов численность евреев вряд ли достигала 16 тысяч (по официальным данным – 8 тысяч), к началу 90-х 30–35 тысяч, т.е. около 3% населения. Уже в 60-е годы XIX века в Москве действовали несколько молельных домов, в том числе основанных бывшими николаевскими солдатами, которым было разрешено проживание в пределах города. Однако теснота в небольших помещениях заставляла думать о новых молельных учреждениях. Открытие синагоги Полякова, пусть и рассчитанной всего на сорок семей, было вызвано реальными потребностями растущего еврейского населения. В 1891 году на Солянке открылась новая синагога, но принимала молящихся совсем недолго.

Весной 1891 года на смену вполне лояльному к «инородцам» Владимиру Андреевичу Долгорукому московским генерал-губернатором был назначен брат императора великий князь Сергей Александрович, известный консерватор и антисемит. В конце марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы евреев-ремесленников, а в октябре 1892-го – и отставных солдат рекрутских наборов, «не приписанных к обществам». Еще раньше, в июне 1892-го, была закрыта и синагога на Солянке. Она не работала до 1906 года. Это было тяжелое время для московских евреев. Указ о выселении основной массы еврейского населения поверг людей в уныние.

Поскольку по распоряжению полиции в частной синагоге Полякова могли молиться только члены его семьи и ближайшие родственники, всякий раз приходилось обращаться за разрешением о проведении общественного молебна. Сохранилось свидетельство о том, как накануне осенних еврейских праздников в 1895 году правление Московской еврейской общины «вошло с ходатайством о разрешении молиться в синагоге Полякова; тогда просьба эта была уважена на 9 дней, по истечении которых запрещение вошло в прежнюю силу, и молельня вновь закрылась для посторонних». В отчете Хозяйственного правления за 1896 год в числе других репрессивных мер значится и отказ в ходатайстве «о разрешении молиться в праздники Новый год и Судный день в частной молельне Л.С. Полякова».

Иногда придирчивость властей оказывалась на грани курьеза. В том же 1896 году директор одного из московских банков г-н Ш. решил выдать замуж свою дочь в соответствии с традиционным обрядом и подал соответствующее прошение обер-полицмейстеру о разрешении на церемонию бракосочетания в молельне Полякова, «хотя и не состоит с последним родстве». Он мотивировал свое ходатайство желанием, чтобы «молодая чета, лишенная вообще возможности бывать в синагоге, хоть один раз в жизни перед алтарем Б-га осветила свой семейный союз».

Из канцелярии обер-полицмейстера на прошение банкира пришел ответ: «Даю знать потомственному почетному гражданину Ш. на просьбу его о разрешении совершить обряд венчания его дочери в молельне Полякова, что прошение его признано мной не подлежащим удовлетворению, так как молельня Полякова разрешена исключительно для его семейства» (8 февраля 1896 г., №1510).

Но вот наступило долгожданное 17 апреля 1905 года, в этот день был опубликован указ о свободе вероисповедания. Обнадеженный «новыми веяниями» Л.С. Поляков решил допустить к молитве на празднование Рош-а-шана верующих, не принадлежащих к его семейству. И что же? «Нагрянула полиция, усиленный наряд жандармов и сыщиков, входы были заняты, молитва прервана, и молящиеся по предъявлению паспорта были переписаны и разогнаны».

Но, несмотря на все эти запретительные меры властей, в Синагоге на Большой Бронной иногда удавалось проводить общественные молебны, и фактически она в те годы оставалась главной синагогой Москвы. В ней на праздники при большом стечении верующих выступал московский раввин Яков Исаевич Мазе. Первая речь после его назначения была произнесена в Синагоге на Большой Бронной 21 ноября 1893 года в праздник Ханука в переполненном зале.

Он сказал: «…Постараемся же, братья, стать достойными внуками великих наших предков! Пускай не стыдятся нами тени этих великих борцов за народную свободу и Его небесное учение, выступающее перед нами из-за света лампады, зажигаемой ныне в их честь. Пускай наши дети будут знать свою историю, эту великую историю великого народа…»

Трехчасовая речь раввина Мазе произвела огромное впечатление на всех собравшихся, вызвав воодушевление у членов общины, казалось, совсем павших духом из-за преследования властей. Люди говорили: «Ничего, еще живем…»

Здесь же, в усадьбе на Тверской, в 1914 году прихожане синагоги и общественность Москвы прощались с председателем еврейской общины Лазарем Соломоновичем Поляковым.

После войны, 16 октября 1946 года, бывшие прихожане московских синагог обратились в Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР с предложением об открытии в Москве синагог. В нем, в частности, была просьба «…принять срочные меры к возвращению нам незаменимого по своему устройству здания бывшей синагоги на Б. Бронной ул. д. 6.» Ответа властей не последовало…

Здание Синагоги на Большой Бронной улице было передано Совету профсоюзов (ВЦСПС), затем в этом здании размещался Московский Дом художественной самодеятельности при ВЦСПС. В начале 1950-х годов московские власти приняли решение изменить облик здания и полностью его перестроить, чтобы ничто не напоминало о том, что здесь находилась синагога. В 1952 году было разработано проектное задание «На реконструкцию Московского Дома художественной самодеятельности (Б. Бронная, 6)». В нем говорилось (дословно): «…Ввиду несоответствия существующей культовой архитектуры (бывшее здание синагоги) назначению здания и необходимости получить добавочную площадь, предполагается продлить здание в сторону улицы, спрямив запады фасадной стены, что дает возможность получить ряд добавочных помещений и заново решить фасад». Здание полностью лишилось исторического облика, компоновки помещений и интерьеров. В последующие годы Дом художественной самодеятельности получил название «Дом народного творчества имени Н.К. Крупской».

В период его деятельности произошел знаменательный случай. В конце 1958 года группе авторов альманаха «Смех – дело серьезное» было предложено выступить с концертом на сцене ДНТ. Среди предполагаемых участников были Я. Костюковский (главный редактор альманаха), В. Ардов, А. Безыменский, А Галич, В. Драгунский, В. Дыховичный, М. Слободской, Б. Ласкин, Л. Давидович, А.М. Гольденберг (Арго), поэт Роберт Рождественский, Варвара Карбовская и другие. Не подозревая о том, что в этом здании до 1938 года была синагога, ничего не зная о трагической судьбе ее расстрелянного кантора М.Х. Гуртенберга, да и самого здания, писатели не возражали против участия в концерте. Но после того, как старейший поэт-сатирик А.М. Гольденберг отказался от выступления «на руинах синагоги», все отказались вслед за ним. Концерт был отменен. Участников несостоявшегося мероприятия вызывали в партийные органы, обвиняли в сионистской провокации, называли агентами «Джойнта», грозили исключением из Союза советских писателей. Но… дело не возбудили и об инциденте больше не вспоминали.

ВЦСПС занимало здание синагоги до начала 90-х годов, до тех пор пока посланники Любавичского Ребе во главе с раввином Ицхаком Коганом не добились ее возвращения еврейской общине… Но это уже другая история.

 


Фото ЕАЕК

Н. Файнких



Искусство и бизнес…

Бизнес-сообщество «Конгресс-коллегия» при Евроазиатском еврейском конгрессе (ЕАЕК) провело очередное мероприятие в формате «Клубного вечера». Центральной его частью стало пленарное заседание по теме «Искусство и бизнес. Точки пересечения интересов».

Клубный вечер начался с традиционной деловой части, в рамках которой состоялось первое заседание новой Коллегии бизнес-сообщества по вопросам консалтинга. Участники заседания обсудили концепцию и планы деятельности Коллегии, обменялись мнениями относительно предложений, подготовленных авторитетными специалистами в области консалтинга – В. Гафтом, М. Муртазалиевым, Е. Дворниковой, О. Цымбаловым. Состоялся продуктивный диалог между профессиональными консалтерами и потенциальными потребителями предоставляемых ими услуг.

Центральной частью Клубного вечера стало пленарное заседание по теме: «Искусство и бизнес. Точки пересечения интересов». Открывая его, председатель бизнес-сообщества Юрий Раскин констатировал: «Бизнес и власть до сих пор относят искусство к социальной сфере, представляя его попрошайкой с вечно протянутой рукой. Между тем, искусство может порождать новые ценности, из которых получается товар. Насколько искусство является серьезным экономическим ресурсом? Какие шаги нужно предпринять людям искусства для того, чтобы получить поддержку у бизнеса? С другой стороны, является ли необходимым элементом полноценной жизни успешного предпринимателя поддержка искусства?»

Основное сообщение по заявленной теме сделал театральный режиссер, хореограф, балетмейстер, доктор искусств Юрий Шерлинг. Он попытался ответить на вопрос о состоянии современного искусства в России, охарактеризовав его как «декаданс декаданса», изложил свое видение причин такого положения, проанализировал возможности участия бизнеса в развитии искусства значительно более широко, чем «утилитарное потребление». Юрий Борисович констатировал, что в современной России, к сожалению, не видит ни плодотворной почвы для меценатства, ни сложившейся системы взаимного сотрудничества между бизнесом и искусством.

Ю. Шерлинг выступил модератором обсуждения в рамках «круглого стола». Его участниками стали: руководитель фонда развития современного искусства и культуры С. Градов, композитор А. Журбин, музыкант Ю. Розум, художник М. Молочников, поэт В. Вишневский, теле- и радиоведущий Д. Шнейдеров, хирург С. Мацкеплишвили. Эти креативные личности ярко изложили свои взгляды на состояние современного искусства в России и основные «точки пересечения искусства и бизнеса». Приводя конкретные примеры, они подтвердили мнение о «мягко говоря, удручающем положении дел в большинстве направлений современного российского искусства», которому помогает оставаться «на плаву» лишь уникальный талант профессионалов высочайшего уровня и «неистребимая одержимость» отдельных деятелей искусства.

При оценке взаимоотношений бизнеса и искусства выступающие разделились на два лагеря: одни делали акцент на вопросах меценатства, спонсорства и благотворительности, другие – на развитии «экономического» сотрудничества, предполагающего возможность использования бизнес-моделей для достижения «художественной результативности» произведений искусства.

В завершение Клубного вечера состоялась «церемония» поздравления дам в преддверии Международного женского праздника. Открывая ее, Ю. Раскин пожелал прекрасной половине бизнес-сообщества «простого женского счастья» и заверил их в том, что «Конгресс-коллегия» может внести свой вклад в достижение этой важной цели. Подтверждением тому стал показ оригинального мультипликационного фильма «Самая новая сказка о Золушке», созданного творческой группой коллег в качестве «нематериального» подарка дамам-членам сообщества.

Адаптировав классический сюжет известной сказки к условиям сообщества, авторы предложили новую версию ее прочтения: Золушка и Фея находят «простое женское счастье» именно в «Конгресс-коллегии».

После завершения демонстрации фильма к поздравлениям подключились остальные коллеги, осыпавшие дам букетами теплых пожеланий, художественной лирики, утонченного юмора и, конечно, цветов. А В. Вишневский в искрометной манере представил целый поэтический монолог «О, женщина, ты..!»