ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Танхум Бусин



Согласно Единственной воле

Продолжаем цикл публикаций председателя Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕСа) Танхума Бусина.

6-7 Сивана (в этом году – 15-16 мая) сразу после 49-дневного Омера отмечается Швуэс – праздник дарования Торы. Единожды за весь известный нам ход истории произошло Б-жественное откровение планетарного масштаба – ведь примерно три миллиона человек (еврейский народ) непосредственно видели спустившегося под раскаты грома в столбе дыма на гору Синай В-вышнего и слышали первые произнесенные Им заповеди. Впоследствии традиция иудаизма (и других авраамических религий) говорит об опосредованном общении В-вышнего с людьми через ангела ли, пророка ли или, скажем, спасителя. При даровании Торы В-вышний сам спустился к своему народу, и любой свидетель этого метафизического глобального события видел больше, чем позднее знал сам пророк Иехескель. При даровании Торы не было эха, то есть Б-жий голос не встречал на своем пути препятствий.

Около трех миллионов человек (из них только мужчин призывного возраста – 603550 человек без колена Леви, их считали отдельно), стоявших вокруг Синая, – явили собой грандиозное число свидетелей дарования Торы. Ведь и в наше время даже город с одним миллионом населения представляется весьма большим городом, а это было три с половиной тысячи лет назад... Трудно даже представить себе ту человеческую плотность, которая тогда возникла вокруг священной горы.

После первых двух непосредственно услышанных заповедей весь народ уже был на пределе духовного напряжения, и по просьбе народа Моше поднялся наверх, оставив вместо себя Аарона и Хура из колена Иегуды. На сорок первый день он вернулся с горы со скрижалями и увидел золотого тельца. Среди тех, кто ратовал за изготовление тельца, были, конечно, идолопоклонники и корыстолюбцы из «эрев рав» («большого сборища», примкнувшего к евреям во время Исхода). Но были и сами евреи, в том числе искренно желавшие сохранить связь с Всесильным. Они ошиблись в расчетах и, решив, что Моше Рабейну погиб на горе, попытались установить связь с Создателем путем изготовления из разных золотых предметов – тельца (быка). Бык воспринимался как одно из четырех существ, запряженных в колесницу В-вышнего. После гибели Хура из колена Иегуды, воспротивившегося изготовлению золотого тельца, брат Моше – Аарон, опасаясь крупного бунта, пытался, как только мог, оттянуть время до возвращения Моше. Он надеялся, что не просто будет собрать золото для тельца у евреев. Тем не менее, это удалось сделать и отлить тельца.

И тогда явился Моше со скрижалями, которые по современным представлениям должны были весить несколько сотен килограмм. Кстати, позднее Ковчег завета, стоявший в Мишкане, изготовленный в начале сорокалетнего блуждания по пустыне внуком Хура – Бецалелем бен Ури, по расчетам вместе с содержимым должен был весить под тонну. При этом его свободно переносили четыре коэна. Кроме того, по приведенным в Торе размерам видно, что ковчег вообще не занимал внутри мишкана никакого места. Было еще одно требование из разряда «техники безопасности»: к Ковчегу мог прикасаться только коэн, любой другой, включая левита, умирал на месте. Из этого видно, что в Мишкане, а позднее в Иерусалимском Храме, также в отношении Ковчега Завета и Скрижалей физические законы действовали в несколько измененном виде. Согласно одному из мидрашей, пирамиды в Египте в период рабства возводили евреи. В пирамидах каменные блоки такого гигантского размера, что даже сейчас самая современная техника не смогла бы их передвинуть. А они в свое время еще и подгонялись друг к другу так, что между ними не входит лезвие ножа. Если предположить, что старейшины евреев имели знания по управлению материальным миром и могли менять значение ускорения свободного падения, то все встает на свои места, и привычные нам ссылки на инопланетян становятся ненужными.

Так вот Моше Рабейну нес скрижали, пока не увидел тельца… После этого скрижали утратили часть святости и, по одному из мнений, обрели для него свой обычный вес. Моше не смог их удержать, скрижали упали и разбились. Тогда Моше сжег тельца в огне, потом оставшееся от него растворил в воде и заставил людей пить эту воду… (В чем-то сходного типа процедура описана в Торе при проверке жены, подозреваемой в неверности.) После этого на «изготовителях» истукана проступали какие-то определенные опознавательные знаки, и они были карающим мечом убиты Аароном и другими левитами.

А Моше опять пошел на гору – просить за народ. Через сорок дней им было поручено прощение от В-вышнего. Но теперь уже Моше должен был, вернувшись с горы, изготовить скрижали самостоятельно. В общей же сложности Моше находился на Синае три раза по сорок дней. За первые сорок дней он получил скрижали с десятью заповедями, спустился с горы, и его «ждал» телец. Во вторые сорок дней он получил от Б-га прощение за тельца. Вернулся к народу, создал новые скрижали и еще сорок дней был наверху для благословения новых скрижалей. Во время 120-дневного пребывания на Синае Моше Рабейну вобрал в себя устную Тору, а все 613 заповедей письменной Торы уже пришли к евреям во время их сорокалетнего блуждания по пустыне. Моше в первый раз спустился с горы – и впоследствии этому дню было суждено стать постом 17 Тамуза – в память о начале разрушения Первого Храма. Вторые сорок дней Моше на Синае завершаются 1 Элула. А третьи сорок дней на Синае заканчиваются 10 Тишрея. Тогда, то есть в Йом Кипур, Моше Рабейну окончательно возвратился с благословенными скрижалями.

Через год после первого дарования Торы В-вышний приказал построить на земле святилище – Мишкан и изготовить Ковчег Завета. Эта воля была исполнена. В Ковчеге Завета хранились две пары скрижалей – разбитые и целые – благословенные В-вышним. Там же был сосуд с «манном» (материальным свидетельством Исхода для будущих поколений), скрывшим евреев от преследования войск фараона в Египте, и свиток Торы. В сущности, Мишкан являлся передвижным Храмом, опекаемым коэнами. Во время сорокалетнего хождения по пустыне он неизменно находился в центре стана. Позднее его обложили камнями в городе Шило. Впоследствии же Ковчег Завета находился в Первом Храме в Иерушалаиме. Перед разрушением Храма, как известно, часть храмовой утвари и, конечно же, Ковчег Завета по приказу царя были надежно сокрыты коэнами в помещениях внутри Храмовой горы. До наших дней дошли упоминания, где примерно в горе спрятан ковчег Завета, и утварь, необходимая для храмовой службы. Этим сейчас занимается институт Храма в Иерушалаиме. Известно, что пару десятилетий назад при раскопках в этой горе случайно был обнаружен тоннель с дверью. По этому поводу Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон сказал, что первый, открывший эту дверь, еврей погибнет, но, тем не менее, этот человек приблизит час раскрытия Машиаха. Появились добровольцы, готовые, рискуя жизнью, переступить через дверной проем. Но пока все это выясняли, раскопки были временно запрещены властями. При этом арабы на Храмовой горе многие годы предоставлены сами себе и ведут на горе работы, попутно при этом уничтожая ценнейшие артефакты.

Между прочим, после истории с тельцом возникла заповедь выкупа первенцев. Ибо именно после тельца священнослужение перешло от первенцев к колену Леви. Каждый мальчик, который был первым рожденным от еврейки, и родился без кесарева сечения, кроме сына леви и сына дочери леви, на тридцатый день (или позже, обычно после обрезания) должен быть выкуплен отцом или выкупиться сам у коэна. Эта обязанность сохраняется и по сей день, чтобы нереализуемая духовная задача не становилась преградой на жизненном пути еврея.