ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Михаил Сидоров



Маршруты и фантазии

В последние двадцать лет много и эмоционально говорят и пишут о процессе глобализации, охватившем экономическую, политическую и культурную сферы жизни человеческого общества. Появилась и специальная дисциплина – глобалистика, призванная исследовать тенденции в данной области и вырабатывать соответствующие научные рекомендации правительствам и международным организациям по контролю над этими крайне противоречивыми процессами с труднопредсказуемыми последствиями. Одна из целей глобалистики – научить власть имущих «управлять новым миром».

Со своей стороны, возникшие на другом полюсе «антиглобалисты» шумно протестуют на своих карнавалах, где преобладает красный цвет с зеленоватым исламистским оттенком, громят витрины, жгут авто, забрасывают камнями полицейских, демонстрируя таким образом нежелание быть управляемыми.

Обложка книги Аурелио Печчеи на русском языке («Прогресс», 1985)

А начиналось все тихо, мирно, академично, 45 лет тому назад, в апреле 1968 года, со встречи нескольких энтузиастов в академии Деи Линчеи (Рим). Сегодня о Римском клубе вспоминают сравнительно редко и, скорее, как о явлении, принадлежащем истории, – пик его популярности пришелся на 70-е годы минувшего столетия, в основном благодаря первым докладам, представленным экспертами этой неправительственной неформальной «бесприбыльной гражданской ассоциации», в которую входили ученые различных специальностей (математики, экономисты, социологи, философы и др.), видные менеджеры, финансисты и др. Инициатором создания Римского клуба и его первым президентом был член административного совета компании «ФИАТ», вице-президент компании «Оливетти» Аурелио Печчеи (1908-1984).

«Маршруты, ведущие в будущее» – так назывался десятый доклад Римскому клубу (1980). По какому же маршруту движется человечество сегодня, и кто поведет его дальше? Мифическое «мировое правительство», отставки которого уже добиваются антиглобалисты?

Если применить для описания нынешней исторической ситуации теорию «локальных цивилизаций» Арнольда Тойнби, то можно представить такую картину. На нашей планете рождается новая – глобальная цивилизация («локальная» – в мировом масштабе). Вызовом (challenge) всему человечеству явился глобальный же кризис (в терминологии Римского клуба – «затруднения человечества»). Ответ (response) формулирует и организует новое «творческое меньшинство» – элита, выделяющаяся своим «жизненным порывом» (elan vital). Ответ на вызов не должен иметь исключительно «силовой» характер (а сила здесь – это научно-технический потенциал человечества) – принципиально важна его духовная, нравственная составляющая; именно «творческое меньшинство» призвано сформировать как политические институты, так и соответствующую новой цивилизации «религию». Отсюда – настойчивый поиск новых мифов, глобального этоса (нечто вроде универсальной новой иерархии ценностей), синтетической – и непременно «экологичной» – религии.

Источник экологического кризиса некоторые историки, социологи, философы и даже богословы увидели в монотеизме. Почему? Во-первых, Библия отводит человеку место венца творения и хозяина природы. В день шестой сказал Всесильный: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными и над скотом и над всею землею…» Во-вторых, неограниченное деторождение, поощряемое Библией, становится причиной перенаселенности нашей планеты. Сотворив мужчину и женщину, Б-г благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладевайте ею…» (Брейшит 1:26-27). После Потопа Творец почти теми же словами напутствовал и благословлял Ноя и его сыновей (см.: Брейшит 9:1-2). В-третьих, библейский единый Б-г абсолютен по отношению к природе, а стало быть равнодушен к ее судьбе.

А. Тойнби, бывший во времена создания им своего главного труда – «Исследования истории» – христианским ученым, к концу жизни стал убежденным противником христианства и выступил за возврат к язычеству. В статье «Религиозные основы современного экологического кризиса» (1973) он предъявил монотеизму и библейскому Б-гу целый ряд претензий. Призыв «плодитесь и размножайтесь», прочитанный в «современном и пугающем смысле», писал Тойнби, вызывает «у читателя сомнение в истинности и ценности доктрины, содержащейся в библейском тексте». «Истинность» религии (!), согласно позднему Тойнби, определяется ее экологичностью, а по этому критерию более подходящими являются буддизм, даосизм и синтоизм.

На роль универсальной «экологической» религии претендует движение «Нью Эйдж», основанное на восточном мистицизме и утверждающее мистическое единство всех живых существ, сочувствующее животным и растениям, «угнетенным» человеком. А проект «всемирного этоса» – этого религиозного и нравственного фундамента постмодернизма, – автором которого является известный тюбингенский теолог Ганс Кюнг, требует такого тесного «единения» с окружающей средой, что не может быть и речи ни о господстве человека над природой, ни даже о разделении между людьми и прочими творениями – фауной и флорой! Глядя на человека с его «затруднениями» глазами свифтовских гуигнгнмов, постмодернистские богоискатели забывают об еще одном «напутствии», данном В-вышним человеку: «… Проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей… В поте лица твоего есть будешь хлеб…» (Брейшит 3:17,19). Об официальной позиции Русской православной церкви по рассматриваемой проблеме еще несколько лет назад сказал нынешний патриарх Кирилл, бывший тогда председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата: «Мы принимаем глобализацию как совершающийся факт, потому что было бы неразумно игнорировать перспективу такого развития нашей цивилизации». Ясно, просто и здраво. Однако плюрализм добрался, как видно, уже и до церковных кругов. Протодиакон отец Авель и его соавтор А. Дроздов резко критикуют «новый мировой порядок», как они сами заявляют, с позиций РПЦ, характеризуя идеологию глобализма как «глобальный фашизм». Ничуть не смущаясь, они призывают к себе в союзники весьма «авторитетную» фигуру: «Глобализацию, – пишут они, – уже в прошлом анализировал выдающийся немецкий юрист Карл Шмитт, который рассматривал ее в качестве сущности американского империализма и экспансионизма…»

Побойтесь Б-га, отцы, борцы с «глобальным фашизмом»! Неужто вам неведомо, что «коричневый юрист» третьего рейха К. Шмитт был убежденным нацистом и оголтелым антисемитом? В 1938 году вышла его книга «Левиафан в теории государства Гоббса», в которой он изложил свои исторические и геополитические взгляды с позиций крайней юдофобии. Согласно Шмитту, Левиафан – это еврейская интерпретация живучести языческих сил, образ, олицетворяющий глубокую неприязнь к государству. В каббалистической легенде, сообщает Шмитт, мировая история представлена как борьба между могучим китом Левиафаном и не менее сильным наземным животным, Бегемотом. Евреи никогда не участвовали в этих сражениях, но уже после боя, словно гиены, набрасывались на трупы погибших. «Евреи, – писал Шмитт, – стоят в стороне и наблюдают, как народы убивают друг друга. Для них эта бойня – законная и кашерная... они, как стервятники, поедают трупы павших воинов, благодаря чему и живут». А затем они празднуют тысячелетний «пир Левиафана», о котором писал в своем стихотворении Генрих Гейне. Страшно и дико, что это сочинялось Шмиттом накануне и в годы «окончательного решения» нацистами еврейского вопроса!

Другие критики Римского клуба, Ю. Воробьевский и Е. Соболева, в своей книге «Пятый ангел вострубил», выдержанной, как им представляется, в духе истинного православия, рубят с плеча: «Мир ненавидел Россию всегда. И монархическую, и коммунистическую, и теперь – непонятно какую». Смелое заявление – от имени всего мира и в защиту непонятно чего! Судя по содержанию их труда, авторы и сами не очень-то жаловали коммунистическую Россию, находившуюся под атеистической властью. А уж нынешнюю-то, «непонятно какую»… И в этой книжке мы на каждом шагу натыкаемся на ненавидимых конспирофобами жидомасонов, Римский клуб и прочих, которым надо уничтожить замордованную Россию, «потому, что лишь она стоит на пути машиаха. По-нашему – антихриста», – такую высокую ноту берет дуэт Воробьевского и Соболевой.

Неча на Римский клуб пенять, господа! Если не свихнется от проповедей таких вот писателей Россия, не помешает она ни христианскому Иисусу, ни иудейскому Машиаху.

История создания Римского клуба, состав и структура, цели и «механизм» его деятельности для интересующихся людей не представляют никакой тайны. Все это достаточно подробно и обстоятельно изложено в литературе – например, в книге А. Печчеи «Человеческие качества» (1977, русский перевод – 1985). Но при желании и в таблице умножения можно увидеть тайный, зловещий смысл.

Обложка книги Джона Коулмана

И фантазия конспирологов создала громоздкую «глобальную» бюрократическую машину: «мировое правительство» с множеством департаментов, комитетов, отделов и пр. Хотя само понятие «новый мировой порядок» появилось после войны в Персидском заливе, Джон Коулман, автор скандально известной книги «Комитет 300», убеждает читателей в том, что «Единое мировое правительство» уже давно функционирует на планете. По утверждению бывшего британского разведчика, Римский клуб – это одно из внешнеполитических подразделений легендарного «Комитета 300». Неясно, какой смысл во всех этих «внешнеполитических подразделениях», если есть «мировое правительство» с его, по определению, глобальной внутренней политикой? К этому же ведомству относятся и Бильдербергский клуб, и «Круглый стол», и Трехсторонняя комиссия, и «совет тринадцати». Римскому клубу нашлось место и в масонской пирамиде, и среди иллюминатов; поводом тут послужило якобы признание самого А. Печчеи в том, что он чувствует себя как реинкарнированный Адам Вайсгаупт (основатель ордена баварских иллюминатов – «носителей света», «просветленных»). Оказывается, и ООН в 1945 году была создана баварскими иллюминатами!

В минуту истинного просветления Дж. Коулман с горечью признает: «Проблема в том, что реальную информацию о предательской деятельности членов невидимого правительства очень трудно получить». Если перейти с «профессионального» языка на простой, станет ясно, что реальной информации как таковой попросту нет. А раз так, то «информацию» приходится фабриковать! И кому, как не спецслужбисту, по плечу такая задача? В списке подчиненных Комитету 300 «подразделений», составленном Коулманом, числятся десятки исследовательских центров и лабораторий, банков и фондов, всевозможных учреждений и неправительственных организаций – их названия можно брать прямо из прессы или снимать с интернета. Кто будет проверять?

Само собой, не дремлющий враг должен вершить какие-то козни. И здесь, как водится, злодеяниям несть числа. Римскому клубу инкриминируются: разработка планов геноцида в Камбодже для режима Пол Пота; убийство террористами Альдо Моро, который выступал против политики «нулевого роста», деиндустриализации и сокращения численности населения Италии, чем вызвал недовольство «римских мудрецов»; выведение вируса СПИДа (и, конечно же, «противоядия» от него – для избранных); организация аварии на Чернобыльской АЭС им. В.И.Ленина (одна из целей – дискредитация ядерной энергетики)…

Среди жалобных стенаний и кликушеских воплей о неизбывной ненависти Запада к России и его постоянном стремлении уничтожить русский народ и православие, тяжелым басом звучит оригинальный рэп, бормочущий о заговоре темных сил против… Соединенных Штатов Америки. Сюжет этот, пожалуй, даже более правдоподобен, чем антироссийский. Ведь сильных и богатых боятся и ненавидят, завидуют им, стремятся любым способом навредить – ущипнуть, уколоть, залезть в карман и т.п.

Вот Коулман и рассказал леденящую душу историю о том, как Римский клуб осуществляет в США широкую подрывную программу, включающую в себя распространение наркотиков, популяризацию рока, секса и сатанизма, разрушение системы образования в стране, финансирование движения «зеленых», а также развал сталелитейной, автомобильной, домостроительной промышленности и многое другое.

Ну, а сами конспирологи должны предстать перед публикой обгоняющими время оптимистами, беззаветно и безоглядно преданными науке и прогрессу гардианами. Повторяя чужие оценки, тот же Коулман называет первый доклад Римскому клубу (1972) неомальтузианским. «Пределы роста», пишет он, намеренно замалчивали то, что «доказавший свою силу творческий гений человека в любом случае найдет решение проблемы недостатка ресурсов». И никаких проблем! А «Комитет 300» со своим Римским клубом лишь тормозят всеми силами перспективные научно-технические разработки, вроде таинственных двигателей с коэффициентом полезного действия в полтора раза большим единицы, или «холодного ядерного синтеза».

В пятом докладе Римскому клубу, «Цели для человечества» (1977), говорилось о поисках не только удовлетворяющей потребности глобальной системы религии, но и о соответствующей этой системе идеологии. Вопросы фундаментальных убеждений людей, их мировоззрения «римлянами» всегда ставились прямо и остро. Другое дело, Клуб не считал себя связанным ни с одной из идеологий. Вот что писал А. Печчеи: «… Главной целью «человеческой революции» является социальная справедливость для нынешнего и будущего поколений… следует безусловно признать примат справедливости над свободой…» Один из параграфов первого доклада Римского клуба «Первая глобальная революция» (1991) назывался «Пределы демократии». Здесь А. Кинг и Б. Шнайдер признавали: «Демократия – не панацея, она не имеет организационных способностей, не знает пределов собственных возможностей, не в силах решать новые задачи». А следующие слова могли поставить в тупик профессиональных правозащитников: «Римский клуб считает, – говорилось в «Первой глобальной», – что права человека должны быть неразрывно связаны с его ответственностью на всех уровнях – личном, государственном, международном». В то время как цивилизованный мир восторгался по поводу окончания «холодной войны», авторы отчета Римского клуба опрокидывали на ликующих ушат ледяной воды: «Противостояние двух идеологий закончилось, – писали в пятой главе Отчета Кинг и Шнайдер, – оставив после себя пустоту и голый материализм… Если мы не примем вызов, охваченные паникой, не доверяющие руководителям люди могут поддержать экстремистов, умеющих извлекать выгоду из страха».

В 1991 году один лишь Израиль знал, что такое терроризм, направленный против государства, а Римский клуб словно видел уже и 11 сентября 2001 года, и бесланских головорезов, и запуганную Испанию, безропотно приводящую к власти покладистых социалистов, и демократические выборы в арабской палестинской автономии, поддержавшей экстремистов, извлекающих выгоду из страха и из ненависти. Есть, есть кому и за что ненавидеть «римских мудрецов», проклятых иллюминатов!