ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Леонид Гомберг

 

Свитки ессеев или всего народа?

Эти события давно стали легендой…

В один из знойных дней 1945 года в стаде, которое юный бедуинский пастух Волчонок Мухаммед перегонял на новое пастбище, пропала коза. Довольно долго он бродил по холмам Иудейской пустыни, прежде чем оказался у входа в пещеру, уходящую вниз, подобно колодцу. Спустившись вниз, он и в самом деле обнаружил кувшины, которые один за другим разбил в надежде найти сокровище. Но нашел он только свернутые куски кожи, испещренные какими-то каракулями. На всякий случай парень положил их в вещмешок, где они благополучно пролежали года два.

Весной 1947 года бедуины показали несколько кожаных свитков торговцам антиквариатом, которые, угадав их древность, известили настоятеля монастыря св. Марка митрополита Афанасия. Он встретился с бедуинами и приобрел пять рукописей за 50 фунтов.

В ноябре того же года иерусалимский торговец древностями позвонил по телефону профессору Еврейского университета в Иерусалиме Элиезеру Сукенику и вызвал его к границе, проходившей в то время прямо по территории города. Через ограждение он протянул ученому кусок кожи, исписанный древними еврейскими буквами. Профессор Сукеник сразу установил большую древность и особую ценность рукописи.

В конце января 1948 года Э. Сукеник получил письмо от доверенного лица митрополита Афанасия, который просил профессора о свидании. Место и время встречи должны были оставаться тайной. Ночью при свете карманного фонарика Сукеник рассмотрел показанные ему рукописи и в одной из них узнал текст Книги пророка Исайи, другие фрагменты оказались частями свитка, который потом стал известен как «Устав общины». По просьбе профессора посредник, его давний знакомый, доверил ему свитки на три дня для более детального обследования. За это время ученый успел сделать обширные выписки и приступил к расшифровке. Уже в 1948 и 1950 годах он опубликовал два выпуска с обзором рукописей под название «Укрытые свитки».

Между тем митрополит Афанасий обратился в Школу восточных исследований (США) в Иерусалиме. В 1950-51 годах американцы издали два тома с факсимиле дешифрованных ими рукописей. Летом 1954 года свитки митрополита Афанасия приобрел в собственность профессор Иерусалимского университета Игаэль Ядин, сын к тому времени уже покойного Э. Сукеника. Так свитки Мертвого моря оказались в руках израильских специалистов.

Ученые и бедуины обследовали сотни пещер в районе Кумрана. После Шестидневной войны, когда территории к западу от Мертвого моря перешли под юрисдикцию Израиля, поиски продолжались. В результате почти в 250 пещерах были обнаружены 900 свитков и их фрагментов, иногда буквально клочки с несколькими буквами. Это было одно из величайших археологических открытий XX века.

Все говорило о том, что свитки Мертвого моря – остатки большой библиотеки.

Но кому она принадлежала?

Скалы с пещерами, в которых было обнаружено «основное хранилище», находятся примерно в полукилометре от руин древнего поселения, где с 1951 по 1957 год проводили раскопки археологи Ролан де Во и Ланкастер Хардинг. Они нашли там израильское селение середины VIII-VI веков до н.э. Следующее по времени возникло там лишь во II веке до н.э. и просуществовало до 68 года н.э., когда было занято римлянами. Во время восстания Бар Кохбы здания использовались иудейскими повстанцами, после чего были окончательно заброшены.

Наиболее важной частью комплекса Хирбет Кумран, по мнению археологов, является северо-восточный «квадрат», где расположена двухэтажная башня с массивными стенами. Живой интерес ученых вызвала длинная прямоугольная комната – скрипторий, т.е. место, где писались и переписывались рукописи.

В комплексе была найдена кухня с хорошо сохранившимися очагами и «посудная» с более чем тысячью предметами глиняной утвари. Имелось также обширное помещение для собраний со столовой, гончарные мастерские с подсобными помещениями, мельницы, пекарня с печами, зернохранилище. Картину дополняла необходимая в пустыне система водоснабжения с цистернами и бассейнами, а также канализация.

Представление о том, что рукописи принадлежали некоей религиозной общине, жившей в Кумране, было сформулировано еще в начале 50-х годов прошлого века и продержалось до настоящего времени.

В книге Иосифа Флавия «Иудейская война» имеется рассказ об одном из трех значительных течений иудаизма того времени, ессеях, стоящих в оппозиции к истеблишменту – саддукеям и фарисеям. По словам Флавия, ессеи избегают наслаждений, добродетелью полагают воздержанность и контроль над собственными страстями. Они презирают богатство и живут единым сообществом. Они используют частое омовение для очищения души (обилие ритуальных бассейнов в Хирбет Кумране). Они без устали изучают старинные книги, преимущественно религиозного содержания (вот и скрипторий, и библиотека). Они ревностно чтут субботу, собираются на ежедневные молебны и трапезы (а вот – трапезная и молельный зал!) Особым почтением пользуется у ессеев их духовный лидер – Законодатель… Правда, в сообщении историка нечего не сказано о точном месте нахождения общин ессеев. Зато такая локализация есть у римского ученого Плиния Старшего (23-79 годы н.э.), которая определенно указывает на район Кумрана.

Все это не могли не навести ученых на мысль, что в  комплексе должна были квартировать именно ессеи. Христиане желали видеть в ессеях своих предшественников, иудеи – одно из экзотических направлений неортодоксального иудаизма. Некоторые находки Хирбет Кумрана, казалось, должны были бы смутить археологов. Например, избыток керамической посуды в одной из комнат неподалеку от гончарных мастерских. Зачем столько посуды – кувшинов, чаш, кубков – непьющим общинникам-аскетам? Неясно также происхождение большого количества монет, в том числе и нескольких внушительных кладов. Как-то не вяжется религиозная община аскетов с богатыми кладами тирских и кейсарийских тетрадрахм (т.е. монет в четыре драхмы – 17 г серебра).

Найденные в пещерах рукописи толкали археологов дальше по избранному ими пути. Как мы видели, одной из первых в руки ученых попал так называемый «Устав общины», в отличие от многих других находок, сохранившаяся почти полностью. Причем, «Устав» – условное название, которое дали рукописи специалисты, в свитке отсутствует начало. В тексте излагаются цели общины, правила приема новых членов, вопросы внутреннего распорядка, наказания за проступки и нарушения…  Речь идет и об основах учения: противостоянии «царства света» и «царства тьмы». Также в «первой пещере» была обнаружена рукопись с так называемым текстом «Двух колонок», который начинается словами: «И вот устав для всей общины Израиля в последние дни». Однако, устав в свитке «Двух колонок» совершенно не совпадает с «Уставом общины». Невероятно, чтобы оба текста принадлежали одному и тому же сообществу людей. Но понимание этого пришло не сразу.

Исключительное значение имеет так называемый «Дамасский документ». Дамаск – место изгнание Нового союза «сыновей Цадока», первосвященника известного из Библии. В документе рассказана история «союза», основы его вероучения, изложена версия истории евреев со времен сыновей Ноаха. В тексте упоминается «толкователь Торы», указаниям которого необходимо следовать до появления «учителя праведности в последние дни».

Так уж получилось, что несколько самых первых, самых хорошо сохранившихся документов из пещер повествуют о жизни некоей общины… Или общин? И не беда, что разговор в них идет о различных группах людей, которые, в сущности, лишь с большой натяжкой подходят под описания ессеев у древних авторов. Все это казалось легко преодолимыми деталями. Особенно будоражило воображение неоднократно упоминающийся в кумранских текстах «толкователь Торы», «учитель праведности»; невозможно избежать соблазна отождествить этот фантом с Иеошуа из Назарета, почитаемым христианами как Иисус Христос, Мессия, или, на худой конец, с Иоаном Крестителем, который и в самом деле, возможно, имел отношение к реальным ессеям.

Правда, еще в 70-80-е годы прошлого века, ученые начали высказывать сомнения в правильности господствующей «ессейской теории». Слишком много противоречий! Например, в поселке «кумранцев» была найдена красивая посуда, украшения, расчески, даже косметические принадлежности и драгоценности, что подтверждает присутствие в поселении женщин и противоречит версии об аскетах-ессеях и их монастырском образе жизни.

В 90-е годы начались новые систематические раскопки в Кумране, которые предприняли израильские археологи Ицхак Маген и Юваль Пелег. Начали они с анализа снимков местности, сделанных с воздуха, и пришли к выводу, что люди поселились здесь совсем не потому, что хотели удалиться от мира, – просто это место было самым удобным для поселения. Вся окрестная территория подвержена опасности наводнений в зимнее время из-за водных потоков с гор. Кумран же расположен на вершине холма, при этом стекающую с гор воду можно было использовать для своих нужд.

По мнению археологов, с начала I века до н.э. Кумран служил крепостью: комплекс расположен не на отшибе, как считалось до сих пор, наоборот, он господствует над местностью вокруг Мертвого моря. Следующий этап начался в 63 году до н.э. с приходом римлян и закончился после поражения в Первой Иудейской войне. В этот период здесь работала крупная гончарная мастерская, что подтверждается большим количеством различных глиняных сосудов и наличием печей для обжига. Сильные зимние дожди приносили глину и песок вместе со сточной водой из окрестных ущелий. При этом была создана целая система водоснабжения с фильтрами и оборудованными местами забора воды. Под одним из бассейнов археологи обнаружили несколько тон отличной глины, из которой они в порядке эксперимента соорудили несколько глиняных кувшинов.

И. Маген и Ю. Пелег вообще сомневаются в возможности жизни в этих местах большой общины. Чтобы накормить 200-250 человек в течение 170 лет, по подсчетам археологов, потребовалось бы около 100 тысяч голов овец, да еще мука, овощи, фрукты… Для этого пришлось бы использовать около 30 печей, а найдено всего четыре-пять.

К тому же совершенно непонятно, зачем «кумранцам» хранить в пещерах свою рукописную библиотеку. К чему подвергать себя опасности встречи с хищниками, водившимися в тех местах, или римскими легионерами, которые во многих случаях оказывались ничуть не лучше хищников? Почему бы не хранить библиотеку прямо в комплексе, оборудовав специальный тайник на случай опасности? К тому же в пещерном хранилище не было обнаружено никакой системы, присущей всякой библиотеке; наоборот, там во всем ощущается беспорядок, просто хаос… Рукописи явно прятались поспешно. Скорее можно предположить, что, предвидя осаду Иерусалима, жители города спасались бегством и прятали свитки в горах.

К тому же далеко не все рукописи Кумрана носят ессейский отпечаток. Есть ощущение, что они отражают различные религиозные взгляды своего времени. Такая гипотеза вовсе не умаляет огромного значения кумранского открытия, скорее, наоборот: книги принадлежали не одной какой-то секте, а разным иудейским течениям, жившим в конце эпохи Второго Храма.