ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 

 

Сергей Белорусец

 

Чукфест-шоу не теряет обороты

В мае 2013 года в Переделкине с традиционным успехом состоялся традиционный Костер Чуковского «Здравствуй, Лето!» – первый Костер седьмого уже Чукфеста…

Нетрадиционность этого воскресного весенне-летнего Костра заключалась – разве что – в том, что впервые он умудрился совпасть числом с пресловутым 19 мая – днем пионерии…

«Девчонки и мальчишки! Читайте наши книжки!» А еще «Шоу маст Бибигон!» – вот два главных девиза московского Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

Фестиваль – этот своеобразный живой каталог, созданный самими писателями, массово, задорно и весело пропагандирует книжно-журнальное художественное чтение на примерах настоящей современной российской литературы для ребят.

Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского родился на крыльце мемориального Дома-музея К.Ч. в четвертом часу дня 15 сентября 2006 года.

Детище явилось на свет посредством скрещивания моей идеи «Дом-музей собирает друзей» с идеей директора этого самого Дома Сергея Агапова о премии Чуковского.

Сей исторический акт (он же – факт) произошел (от нас с Сергеем Васильевичем Агаповым) практически на глазах очаровательной Марины Бородицкой.

Традиционный Костер Чуковского «Здравствуй, Лето!» проводится наряду с другим традиционным Костром «Прощай, Лето!», возрожденным примерно в те же сроки…

Всесоюзный Дедушка Корней Иванович стал проводить свои Костры в 1955-ом для переделкинской детворы.

Причем регулярно устраивал их в начале июня и в конце августа.

Сменившие Дедушкины, теперешние чуковские Костры ориентированы и на разновозрастных москвичей, и на гостей столицы, и на многие другие зрительские категории. А проводятся устроителями – в конце мая и в начале сентября.

Я же мою магистральную идею «Дом-музей собирает друзей» как раз «словил» из переделкинского воздуха и ландшафта, ведь в двадцати минутах ходьбы от бывшей литфондовской дачи К.Ч. (нынешний его Дом-музей) находится дом-музей Булата Окуджавы – по сути – Мекка для современной бардовской песни. Вот я и додумался, что Дом-музей К.Ч. вполне в состоянии сделаться своеобразной Меккой для современной детской литературы.

Тем более что ровно напротив бывшей Дедушкиной дачи расположен Дом творчества писателей, где можно селить и подкармливать лучших иногородних «техников пера», проще говоря, инженеров человеческих душ…

С этой, занимающей пару-тройку предложений идеей, я ринулся к агаповскому заместителю, моему старинному знакомцу по отделу поэзии журнала «Новый мир» Павлу Крючкову, который меня и перенаправил к Агапову…

А в декабре 2006-го я оказался участником детского Фестиваля «Вместе с книгой мы растем» (он проходил в Чебоксарах), где на круглом столе, посвященном детской литературе, культурно озвучил вышесформулированную идею, поименовав ее инициативой Союза писателей Москвы и Государственного литературного музея (Дедушкин Дом-музей – всего лишь – отдел гослитмузея)…

Как догадывается проницательный читатель – идею я озвучил – в значительной степени для того, чтобы ее кто-нибудь ушлый ненароком себе не присвоил и у нас не увел…

Интернет на мое озвучивание отреагировал молниеносно и в нужном нам направлении.

После чего мы (в основном – я) начали активно стараться внедрять нашу инициативу в жизнь, сиречь – обращаться к тем структурам и персоналиям, кои могли бы помочь дело сие профессионально осуществить.

Однако никто не смог. Или не захотел…

Даже, несмотря на то, что на дворе стоял и довольно стремительно уходил из-под ног год стодвадцатипятилетия со дня рождения патриарха отечественной литературы для детей – он же год девяностолетия со дня создания будущим Дедушкой первой стихотворной собственной сказки «Крокодил» (не говоря уже о том, что это был год русского языка в России и год ребенка в Москве…)

В принципе мне «стратегически мнилось», что Фестиваль Чуковского окажется Фестивалем поистине федерального масштаба. Но, будучи крепко укорененным в окружающую реальность, я понимал, что нужно иметь и запасной план. Рангом чуть скромнее.

И он у меня параллельно дозрел, когда я сообразил, что можно попытаться встроить наш проект в рамки с помпой ежегодно празднующегося в столице дня города… Впрочем, положительный ответ пришел лишь из Комитета по молодежной и семейной политике. Нам предлагалось освоить сумму в размере 60 тысяч рублей. По остаточному принципу…

В общем подоспело время Костра «Здравствуй, Лето!», на котором мы надеялись объявить о том, что все у нас отлично. Притом что объявлять оказалось нечего…

А на следующий день я – через критика Ксению Молдавскую – притянул к себе ведение круглого стола по детской литературе, который организовывался правительством Москвы.

«Вот он – шанс!» – сразу же понял я, никогда доселе не ведший никаких круглых столов, и предусмотрительно захватил с собой документы, встраивающие Фестиваль Чуковского в сентябрьское празднование дня города…

30 мая 2006-го в 34-х градусную жару в Домжуре состоялся круглый стол.

Рядом со мной, упакованным в цивильный льняной костюм с шелковым галстуком, на соседнее кресло внедрили тогдашнего заместителя московского мэра по фамилии Виноградов.

Остальное было делом техники. Мизансцену я разыграл – как по нотам – благо здесь мне очень помогла дочь скрипача Марина Бородицкая – присутствующая в зале и предварительно мной проинструктированная…

Днем позже я поймал Успенского, накануне так и не доехавшего до круглого стола – и Эдуард Николаевич согласился мне поверить. И принялся активно нам в чуковских делах помогать. И продолжает помогать до сих пор – своим громким именем и физическим присутствием почти на всех чукфестовских Кострах, а также вручениях Премий…

Тогда же – в июне 2007-го в нашей команде возникла Леля Радзивилл, без которой первый Фестиваль Чуковского вряд ли мог бы состояться…

Короче, мы его провели.

Хотя из-за упреждающего отсутствия денег – в несколько бесформенных присестов… В день города выступали на его площадях и площадках, потом в течение пары месяцев в школах и библиотеках.

А в декабре потянули четырехдневную писательскую конференцию, после чего три лихих дня ездили в город-герой Москву из Переделкина – по трое-четверо на одном такси – более чем десятью писательскими бригадами – сеять разумное, доброе, вечное – в интернаты, детские дома, больницы и приюты…

Ну и Премию имени К.Ч. в переполненном Большом зале ЦДЛ 12 декабря 2007-го вручили – в четырех номинациях. Лауреаты в первый и единственный раз вместе с дипломами получили изящные статуэтки. Работы знаменитого скульптора Александра Цигаля.

В одной из премиальных номинаций – наверное, самой «корнейчуковской» –  победителя у нас определяет Детское Жюри. Тогда эта номинация еще называлась «Золотой крокодил» – и крокодильская статуэтка досталась вездесущей Марине Бородицкой…

Далее – во все последующие славные годы – Чукфесту пришлось значительно трудней, ибо грянул мировой финансовый кризис – и наступило время повсеместной московской оптимизации. Что в переводе на русский означало всяческое урезание и умелое недавание государственных денег. Даже на самое насущное. Да и сейчас это пролонгированное время для нас в настоящем…

Нынче – на протяжении последних пяти лет – ежегодный Фестиваль Чуковского включает в себя четыре основных мероприятия или этапа.

Из бюджета Москвы Департаментами СМИ и Культуры (на паритетных началах) финансируется лишь Премия имени Чуковского.

К слову, перечислю поэтов – некоторых ее лауреатов: Эдуард Успенский, Михаил Яснов, Андрей Усачев, Вадим Левин, – его я вытащил из дальне-закардонной Германии, Юрий Кушак, Юрий Энтин, Александр Кушнер, Сергей Махотин, Артур Гиваргизов, Григорий Остер, Григорий Кружков, Александр Кушнер, Петр Синявский, Сергей Козлов, Тим Собакин, Марина Бородицкая…

Да и вообще – я финтил без устали, – лишь бы заполучить побольше хороших детских авторов на наши мероприятия. Поэтому зачастую приурочивал их то к Международной книжной выставке-ярмарке, то к Нон-фикшн…

Денег-то на приглашение иногородних господ-лауреатов на церемонию вручения премий у оргкомитета Чукфеста не имелось (и сейчас не имеется) по определению…

И о наших многострадальных программах. Костры – как правило – не финансируются никем.

Правда, на «День рождения дедушки Корнея» – апрельский праздник в Малом зале ЦДЛ – уже третий год отыскиваются небольшие ресурсы в недрах Федерального агентства по печати…

Фестивальные мероприятия востребованы. Наша аудитория неуклонно расширяется.

Хотя имя Чуковского, безусловно, способно собрать вокруг себя и объединить не только писателей и юных москвичей, но и практически всех-всех-всех. От мала – до велика. В самом прямом и буквальном смысле!

Фестиваль Чуковского готов выйти за рамки Москвы и области. Честно поработать регулярным коллективным праздничным гидом в мире большой литературы для маленьких. Пусть вся Россия и «диаспорное» зарубежье вживую познакомятся со своими детскими писателями.