ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Татьяна Исаева

Яндекс.Новости выделяют новое и важное

Яндекс.Новости – безусловный лидер среди разноформатных новостных источников информации на русском языке. Представить себе современное информационное поле без Яндекса в целом и Яндекс.Новостей, в частности, просто невозможно. С руководителем сервиса Яндекс.Новости Татьяной Исаевой беседует главный редактор газеты «Информпространство» Евгений Бень.

– Расскажите немного о себе.

– Мне 37 лет, я из подмосковного Подольска, но уже лет 20 живу в Москве. По специальности – литературовед. У меня двое детей. В Яндексе я оказалась совершенно неожиданно для себя в 2006 году: искали контент-менеджера в Яндекс.Новости, и моя давняя знакомая, которая к тому моменту уже несколько лет работала в Яндексе, позвала меня на собеседование. Вот уже год я отвечаю за работу сервиса Яндекс.Новости в целом.

Каковы сегодня основные направления и тенденции развития самого глобального поисковика Рунета?

– Может быть, Вы слышали о новой платформе Яндекса под названием «Острова». Яндекс уже давно стал местом, где люди не просто получают ответы на заданные и не заданные вопросы, но и могут решить какие-то свои задачи: заказать такси, посмотреть график отключения горячей воды в своем доме. А теперь любой владелец сайта сможет построить свой «остров» – и пользователь прямо в поисковой выдаче сможет, например, купить билеты в театр или на самолет, записаться на прием к врачу и тому подобное. Кроме того, Яндекс успешно продвигается в сторону персонализации поиска: мы хотим научиться понимать, что нужно конкретному пользователю, угадывать, что именно Вы имеете в виду, задавая вопрос поисковой системе.

– Расскажите о новостной ленте Яндекса. Работает ли она только в режиме поисковой системы или сама является в какой-то степени носителем эксклюзивной информации?

– По новостям на Яндексе, конечно, возможен поиск. Но в основном наши пользователи предпочитают заходить на предподготовленные страницы сюжетов, где наши алгоритмы собирают все сообщения СМИ-партнеров о каком-либо событии. По сути, эти страницы тоже выдача поиска – по запросу, составленному из ключевых слов сюжета, но пользователь воспринимает их, скорее, как аналог статьи на новостном портале. Эксклюзивная информация, которую мы даем, наша добавленная стоимость – это наше автоматическое ранжирование. По нескольким критериям – количество сообщений о событии, цитируемость СМИ-авторов этих сообщений, плотность потока сообщений в единицу времени – мы алгоритмически определяем самые важные события дня. На сегодняшний момент наличие или отсутствие сюжета о том или ином событии в топе новостей на Яндексе – это сигнал о том, насколько оно важно. Наша система полностью автоматическая, она лишена вкусовщины, ангажированности и прочих издержек «человеческого фактора». Для постороения объективной новостной картины дня это важно. Важно еще и то, что пользователь на странице сюжета о событии может узнать весь спектр мнений о нем: мы показываем заголовки от разных СМИ, зачастую обладающих прямо противоположной позицией, совсем по-разному это события освещающих.

– Можно ли обозначить новостную ленту Яндекса и как ведущее интернет-СМИ, специализирующееся на новостях?

– Как я уже говорила, для большинства наших пользователей это, конечно, так. Но, тем не менее, мы не СМИ. Мы автоматическая система сбора и ранжирования новостей. У нас нет собственного контента, только алгоритмы, задача которых отделить новую информацию от старой и важную от неважной.

– Есть ли в планах модификация новостного поисковика Яндекса, чтобы он научился распознавать эксклюзивную новость на сайте, не прописанном в новостях Яндекса?

– Сейчас мы так работаем в Турции. Там мы не заключаем соглашений с партнерами, и наш робот считывает информацию прямо с сайтов СМИ, турецкое законодательство это позволяет. В России, Украине, Казахстане и Беларуси мы заключаем с партнерскими СМИ соглашение, на его основании партнеры готовят для нас экспорт специального формата. Это соглашение регулирует наши отношения в части авторских прав, ответственности за содержание информации и прочих важных для российского правового поля вещей. Изменений в юридической модели сотрудничества пока не предвидится. Но мы показываем на страницах наших сюжетов ссылки и на сообщения непартнерских СМИ, если они важны для освещения события. Например, если в сообщениях сюжета часто ссылаются на какое-то сообщение из блогов или с официального сайта какой-то организации, или с сайта иностранного СМИ, с которым у нас партнерских отношений нет, ссылка на это сообщение на странице сюжета обязательно будет.

– Почему эпизодически возникают те или иные технические лакуны при запросах в новостном поисковике?

– Такое бывает нечасто. Это результат технических проблем, которые мы стараемся устранить как можно быстрее.

– Каким вы видите будущее раздела Яндекс.Новости?

– Наша задача – помочь не пропустить главное и интересное, выделить его из огромного потока информации, захлестывающего современного человека. Интересы у людей разные, и мы должны уметь подстраиваться под требования конкретного пользователя, но при этом важно сделать так, чтобы о чем-то важном он узнавал вне зависимости от того, входит ли оно в поле его интересов.

Яндекс.Новости – входная точка в медиа-среду для большого количества пользователей в России и за рубежом. Интернет не имеет границ, событие в одной стране, как правило, вызывает реакцию в других. Эта реакция может быть разной содержательно, может быть выражена на разных языках, может иметь вид текстовой публикации в СМИ или блоге, фото, видео. Яндекс.Новости должны стать местом, где собрано, систематизировано, правильно интегрировано друг с другом и понятно показано пользователю все, что имеет отношение к новостной картине дня. Кроме того, наш сервис должен стать местом, где можно узнать не только о том, что происходит прямо сейчас, но и получить представление о причинах и следствиях тех или иных событий.

 

Беседу вел Евгений Бень