"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

"Информпространство", № 185-2014


Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 


Менахем Мендл Шнеерсон



В ночь праздника Шавуот

Этот маамар (трактат) был произнесен Ребе в первую ночь праздника Шавуот 1956 года в три часа утра.

В маамаре объясняется, в чем состоит преимущество душ Израиля перед ангелами служения. Преимущества, в результате которого Тора была дана именно душам народа Израиля, когда они находились в телах, в этом мире, а не ангелам служения, которые хотели взять Тору себе, как это описывается в Талмуде, в трактате Шаббат (лист 88, стр.1), и далее: «Сказал раби Егошуа бен Леви, что в час, когда взошел Моше на небо (получить Тору), сказали ангелы служения В-вышнему: «Владыка мира, что делает у нас рожденный женщиной? Ответил им – пришел получить Тору». В продолжении Талмуд приводит утверждения ангелов, пытавшихся доказать, что негоже давать Тору в руки «плоти и крови»: «Кто такой человек, что Ты вспомнил о нем?». И попросили ангелы у Творца: «Дай Славу Свою на небо» – ангелам служения! Но ответил им Моше Рабейну, что Тора должна быть принята именно людьми и привел несколько примеров: «Что написано в ней (что написано в Торе)? – Почитай отца и мать твою. Есть у вас папа и мама?». Но пока еще ангелы не согласились с его словами.

Надо понять: почему Тора была дана именно душам Израиля, и именно душам, облеченным в тела, и именно в нижнем мире. Ведь не была дана Тора ангелам служения, но именно душам. И не просто душам, когда они находятся наверху, в духовных мирах, а именно душам в телах в нижнем мире. Как сказано: «И спустился В-сильный на гору Синай и дал им Тору именно здесь, внизу». Чтобы понять это, надо объяснить сначала, в чем состоит преимущество душ над ангелами.

И дело здесь вот в чем. Написано (а сказано это было первосвященнику Егошуа, когда стоял он перед ангелами): «И сделал тебя ходящим между этими, которые стоят», – ангелы называются стоящими, поскольку стоят на своем месте, в своей должности и при своем положении. В общем, здесь имеется в виду нечто раз и навсегда отмеренное и ограниченное. И поэтому ангелы называются стоящими – они ограничены: ведь если их служение в любви и страхе, то лагерь ангела Михаэля служит в любви, а ангела Гавриэля – в трепете. А есть и такие ангелы, которые в служении своем исходят не из чувств, а из разума, но в любом случае – все это отмерено и ограничено (и не меняется с течением времени). Поэтому и называются ангелы стоящими. И подобное этому видим мы в сферах (девять сфер окружают земной шар), корень которых исходит из ангелов. Этих сфер девять. Самая близкая из них – это сфера Луны, вторая сфера, которая над ней,– в ней находится планета Кохав [Меркурий]. В третьей сфере, которая над ними, находится планета Нога [Венера]. В четвертой сфере – Солнце, в пятой – планета Маадим [Марс], в шестой сфере – планета Цедек [Юпитер], в седьмой сфере – планета Шабтай [Сатурн], в восьмой сфере находятся все остальные звезды, которые видны на небосводе, а девятая сфера постоянно вращается с востока на запад и охватывает собою все. А то, что все звезды кажутся расположенными на одной сфере, несмотря на то, что они на разной высоте,– это потому, что сферы эти чисты и прозрачны как стекло или сапфир. Поэтому может казаться, будто звезды с восьмой сферы находятся ниже первой сферы. Каждая из восьми сфер, в которых есть звезды, состоит из множества сфер – одна над другой – подобно слоям луковицы. Некоторые из них вращаются с запада на восток, а некоторые – с востока на запад, как девятая сфера. И нет между ними никакого промежутка.

Все эти сферы – не легкие и не тяжелые, и нет у них ни красной окраски, ни черной и никакой другой. А то, что мы их видим голубоватыми,– таково восприятие глаза из-за высоты пространства. А также нет у них ни вкуса, ни запаха, ибо эти свойства присущи только более низким телам.

Все эти сферы, окружающие мир,– они круглые, как шар, а Земля подвешена в центре. И некоторые звезды находятся на малых сферах, которые не окружают Землю. Но эти малые сферы прикреплены к большим сферам, окружающим Землю.

Девятую сферу, которая окружает все, подразделили мудрецы древности на двенадцать частей. Каждой из этих частей они дали название в соответствии с формой созвездия, находящегося под ней. И вот названия этих созвездий: Овен, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Лук [Стрелец], Козленок [Козерог], Ведро [Водолей], Рыбы.

В самой же девятой сфере нет подразделения, нет ни одной из перечисленных форм созвездий и нет звезд. Но формы созвездий из восьмой сферы, составленные по наиболее крупным звездам, приблизительно соответствуют этим формам. Полное же соответствие между двенадцатью созвездиями и частями [девятой сферы] было только во времена Потопа, ибо тогда и были даны эти названия. Но в наше время они уже немного сдвинулись. Ибо все звезды из восьмой сферы вращаются подобно Солнцу и Луне, но более «тяжеловесно». Отрезок, который Солнце проходит за один день, – звезде понадобится примерно семьдесят лет, чтобы пройти его. Сферы эти материальны и имеют определенную форму; тело и душу. А значит, они ограничены своими телами, так как у каждого есть размеры и границы. А из того, что ограничены они своими телами, следует, что и в плане душ есть у них ограничения – ведь тело соответствует душе. И поэтому, когда душа сферы произносит песнь (Творцу), это приводит в движение и саму сферу – она наклоняется и делает оборот (как сказано: «И воинство небесное поклоняется Тебе». Шхина пребывает на западе. И поскольку душа сферы поклоняется Шхине, поворачивается и сама сфера в сторону запада). И, как известно, повеление Егошуа «Солнце, остановись в Гивоне!» привело к тому, что прекратилось исполнение песни и, как следствие, остановилось вращение сферы – а это возможно только потому, что тело сферы соответствует уровню ее души и задач, которые она решает. И отсюда следует, что и душа сферы ограничена, чтобы, в свою очередь, соответствовать ее телу. А так же становится очевидно, что и ангелы (корни сфер) – ограничены и в телах, и в душах. И об этом сказали мудрецы (в продолжении объяснения устройства миров, что от земли до небесного свода пятьсот лет пути ...): ноги животных (так называют ангелов – «животных В-вышнего»; в данном случае имеются в виду животные в колеснице, показанной Иехезкиелю) соответствуют всему пути от земли до небесного свода, голени животных соответствуют всему пути и т.д. до рогов животных, также соответствующих всему расстоянию – речь идет об ограничениях в телах ангелов. Так же и души ангелов имеют ограничения – ведь пение ангелов может услышать пророк. Как сказано у пророка Иехезкиеля: «И услышал я… шум великий» – песнь ангелов. А услышать это пение возможно потому, что оно находится на уровне речи. И даже если это речь духовных миров, то есть, для нас это на уровне мышления, все равно это уже на стадии раскрытия (речи), и поэтому пророк может услышать. А ведь песнь ангелов исходит из их душ, значит и в плане душ они ограничены. И ограничены их души для того, чтобы соответствовать телам. И как комментировал Рамбам сказанное в псалме (104; 4): «Делает Он бури посланниками Своими, служители Его – огонь пылающий», – тела ангелов сотворены из двух тонких духовных основ (духовные огонь и ветер), и это для того, чтобы тела и души ангелов соответствовали друг другу – значит и души ангелов ограничены. И хотя границы здесь чрезвычайно широкие, все-таки они существуют, и за их пределы ангелы не выходят, и поэтому называются стоящими. Не так это в отношении душ, которые называются идущими, поскольку не имеют границ.

И корень этого ограничения ангелов происходит из того, что они сотворены в порядке поступенного нисхождения оживляющей силы Творца с уровня речи. Да и само сотворение ангелов происходит Речением В-вышнего, как написано: «И в дыхании Уст Его все воинства их». А это ступень Мальхут (Царство) мира Ацилут в том виде, как она проявляется в (нижеследующем) мире Брия (все, что создано в мире Брия имеет границы). Более того, ограничение появляется не только в самом мире Брия, но уже в мире Ацилут, ведь здесь появляются десять сфирот. Именно десять, а не девять; десять, а не одиннадцать. В общем виде о сфирот можно говорить, как о Свете и сосудах, в которых он пребывает. Свет и сосуды приведены в соответствие друг другу, для того, чтобы Свет мог облечься в сосуды, а сосуды могли бы его принять. Так, например, Свет мира Ацилут не может облечься в сосуды мира Брия, а сосуды мира Брия не могут принять Свет мира Ацилут. А поскольку сосуды и Свет близки друг другу (а это вопрос внутреннего облачения) – они ограничены. И каждая сфира имеет ограничения: до сих пор она может распространяться, а дальше – нет. Например, сфира Хохма, есть граница ее распространения, за пределами которой свет ее исчезает. Далее светит Бина, или Хесед и т.д. Но кроме этого есть еще и ограничения в самой сущности сфирот: характер сфиры Хохма строго определен, точно так же, как и определен характер сфиры Бина или Хесед и т.д.

Ограничения имеют место и выше мира Ацилут. Речь идет о «Луче Света», который появляется после «Сжатия» и называется «Линией измерения». «Луч» этот определяет силу Света в сосудах мира Ацилут и сами эти сосуды.

Но и выше «Луча» («Линии измерения») есть ограничения. И проявилось оно уже в сущности бесконечного Света до «Сжатия», как сказано (в «Зогаре»): «В начале «вырубил» в высшей чистоте» (определил для Себя – что должно возникнуть в будущем). Таким образом, появились Буквы и «Сила ограничения в бесконечном» – корень всех ограничений. И этим объясняется: почему границы ангелов наиболее обширны – корень их ограничений находится выше мира Ацилут, и еще выше – в «Силе ограничения в бесконечном», которая предшествовала «Сжатию». Но, как бы ни были широки границы – все-таки это границы. И даже притом, что служение ангелов в любви и трепете, и бывают и у них восхождения и т.д. В любом случае это (взлеты во время служения) происходит в определенных границах, а именно, не могут ангелы выйти за установленные рамки. Поскольку ангелы ограничены, стоит им получить чуть больше Света, как они исчезают совершенно. И как сказано (в Талмуде, трактат Сангедрин, лист 38, стр.2): протянул В-вышний маленький палец в сторону ангелов и сжег их. Так как корень ангелов происходит из «Силы ограничения в бесконечном», все их существования – в определенных рамках. И поэтому, когда они получают порцию Свету, выходящую за отмеренные им пределы, они исчезают (уничтожаются) совершенно, так как не могут существовать вне отведенных границ. И все это касается ангелов, которые входят в число сотворенных и корень их – в Речи Создателя. Но не так это в отношении душ народа Израиля, которые появляются на уровне Мысли Творца. Души евреев не ограничены и поэтому называются идущими.

Но требуется понять (следующее противоречие): ведь и души находятся на ступени Созданного, как сказано: «Ты создал». А, следовательно, и они ограничены. И более того, даже душа в своей чистоте (то есть на уровне своего корня в мире Ацилут, до спуска в тело) – и там она ограничена, ведь, как говорилось выше, и в мире Ацилут есть ограничения. И хотя души наши – это «частицы Тв-рца» – в любом случае – это проявления Творца в отделенном, а если так, то и души пребывают в ограничении. И как находили мы, что и души называются стоящими, как написано: «И сказал Ахаву Эйлийау Тишбиянин из жителей Гилада: (как) жив Г-сподь, Б-г Исраэйлев, пред которым я стою (перед тем, как спустился в этот мир)» (Мелахим-1-17-1). Однако, дело здесь в том, что душа является стоящей только сама по себе, но спустившись (из духовных миров) и одевшись в тело, душа становится идущей. И происходит это потому, что при спуске души в тело возникает соединение двух противоположностей, а такое соединение притягивает силу Бесконечного. И понять это можно на примере того, что мы видим внизу: единение мужчины и женщины. Каждый, в отдельности – ограничен и ограничены его возможности, но посредством единения мужчины и женщины – двух противоположностей – притягивается сила Бесконечного в плане зарождения. Теперь возникает возможность порождения многих поколений, без ограничения. А это происходит именно благодаря силе Бесконечного, притянутой единением двух противоположностей.

 

Публикация Агудас Хасидей ХаБаД (Москва)

Перевод и пересказ Давида Эльдина

* * *

Об авторе: Менахем Мендл Шнеерсон – VII Любавический Ребе, выдающийся мыслитель современности.