ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ
АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА
2005 № 1 (68)

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА Пульс Мозаика Общество Культура КОНТАКТЫ РЕДАКЦИЯ

 

Ефим Бершин.  «ОСИНОЕ» ГНЕЗДО

Виктор Байгужаков.  РАСОВЫЙ ВОПРОС

Александр Пронин.  ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ В ШУТКАХ

 

 

 

 

 

 

Ефим Бершин

 «ОСИНОЕ» ГНЕЗДО

 

Чудны дела Твои, Господи! Хоть бы какое из этих чудес разгадать. Особенно, когда они касаются людей нашей большой и неугомонной родины — настоящей и недавней. Все-то у них в головах уже перепуталось, что, впрочем, вполне естественно. Еще вчера боролись за демократию и всякого рода невмешательства, еще вчера захлебывались насчет прав человека, еще вчера клеймили за особую жестокость несчастные противопехотные мины. А что же сегодня?

 

 

 

Сегодня выясняется, что демократия не исключает агрессию, выясняется, что для того, чтобы пользоваться правами человека, нужно, чтобы тебя еще признали человеком. Кроме того, приходится утверждать, что крылатые ракеты гораздо безопаснее противопехотных мин. Волей-неволей все в головах перевернется. А все почему? Потому что в мире изменилось все его «осиное» устройство. В нашей недавней истории мы знали уже некоторые геометрические разновидности не только квадратов и треугольников, но и осей. Например, ось Берлин — Рим. И в этой оси хоть было понятно, что к чему. А теперь у нас весь мир строится на двух осях - «оси добра» и «оси зла». И дураку ясно, что каждой постсоветской республике хочется, как шашлычной баранине, нанизать себя на шампур «добра».

Поэтому, как я понимаю, и продолжаются весь последний год форменные чудеса. Сегодня получают известность некоторые факты, которые в горячке минувших и продолжающихся событий как-то прошли мимо внимания широкой общественности. Связаны они с войной в Ираке. Так вот, выясняется, что как только американцы с англичанами вошли в Ирак, пограничные войска Эстонии на границе с Россией были приведены в состояние повышенной боевой готовности! Эта акция, как уже было сказано, слегка утонула в потоках разнообразной информации и серьезного влияния на мироустройство не оказала. Но все же интересно: что сие могло означать? Ждали атаки со стороны иракцев? Так вроде далековато будет. А может, у них там чего помутилось? Такое бывает. Но не бывает же у всех сразу. А тут - пожалуйте бриться, на всех помутнение нашло. Латвия тоже возбудилась. Ее президент госпожа Вайра Вике-Фрейберга заявила, что «Латвия - не маленькая запуганная страна, а государство, способное принимать активное участие в мировой политике». И тут же добавила, что «Россия должна одуматься и исправиться». О чем должна была задуматься Россия в связи с вводом американо-английских войск в Ирак, догадаться почти невозможно. Может быть, здесь присутствовал намек на то, что и в России нефть имеется, а потому американцы с помощью Латвии могут и сюда прийти? А может быть, Латвия управится своими силами. Хочешь не хочешь, а складывается впечатление, что нас ждет скорая агрессия со стороны прибалтийских стран. Тем более, что они официально открыли свое воздушное пространство для пролета американских военных самолетов. Вот тут школьные познания в географии уже выручить не способны. Кто, откуда и куда будет лететь через Эстонию? Но воинственность наших вчерашних братьев по коммунистическому разуму на этом не кончается. Парламенты Литвы и Эстонии рассмотрели вопрос об отправке всех своих войск в Ирак... после окончания военных действий! Это уже что-то новое в военной стратегии. Даже невиданное. Впрочем, прибалтийцы могут быть спокойны: военные действия в Ираке, судя по всему, закончатся не скоро.

Младший Буш, не затрудняя себя поиском новых метафор, как известно, обозначил «ось добра». И включил в нее Азербайджан, Грузию, Узбекистан, а также Эстонию, Латвию и Литву, видимо, не понимая, что по всем законам географии они на одной оси находиться на могут. Разве что при помощи России. Но Россию в эту «ось» Буш не включил. Как и Францию с Германией. Ладно, Тбилиси и Баку безоговорочно поддержали «разоружение» Хусейна в надежде, что им помогут «разоружить» Абхазию, Южную Осетию и Карабах. Более того, Михаил Саакашвили даже попытался опередить события, опробовав крепость своих бойцов на подступах к Цхинвалу и предварительно выразив надежду, что Россия знает, где кончаются ее границы. Странно, правда, что президент суверенного государства не понимает, чем отличаются физические границы от геополитических. Американцы вон физически граничат только с Мексикой и Канадой. Зато геополитически они уже граничат только с космосом - других препятствий не осталось.

Еще одна загадка: зачем агрессию в Ираке поддержал Ташкент? Этим вроде «разоружать» некого. В отличие, наример, от Кишинева. Но молдавские политики оказались — хитрее некуда. Уже союзники вовсю бомбили Багдад, уже окружили Басру, уже больницы были переполнены ранеными, уже почти год идут бои, а в Кишиневе до сих продолжают выражать надежду на то, что... до войны дело не дойдет, и все разрешится миром. Впрочем, и эту позицию (или ее отсутствие) понять можно. Маленькая Молдавия устала вертеть шеей. Посмотрит на Запад — там главный союзник США, на Балканах — Румыния. Хочется, конечно, присоединиться, но надо ведь и на Восток смотреть. А там — Украина, которая уже всех запутала. Девяносто процентов ее населения были против войны. Рада - против. Кучма - тоже против. Отчего бы такую миролюбивую страну не нанизать на «ось добра»? Но нет, не нанизывают. Видимо, поэтому Рада приняла постановление о посылке в Кувейт батальона радиационной, бактериологической и химической защиты, а Кучма этот акт закрепил специальным указом. Может, оценят? Не оценили. Иначе накануне президентских выборов не был бы столь агрессивен американский ставленник Ющенко, который заявил, что, если не получит необходимого количества голосов, то он и его сторонники оставляют за собой право чуть ли не на революцию. То есть, на грузинский вариант демократии. А тут на днях Ющенко перепил иноземных напитков и тут же объявил в Раде, что власти его отравили. И как тут не вспомнить: что немцу хорошо, то украинцу - смерть. Можно сколько угодно выставлять себя политиком западного толка, но пить нужно все же горилку. Иначе организм не справляется. Бедные украинцы! Ну и выбор им предстоит. С одной стороны — отсидевший в свое время пару сроков Янукович, а с другой — прозападный националист. И что, скажите на милость, в таком окружении делать маленькой Молдавии? Остается опустить глаза долу, ничего не видеть и не слышать. Авось, никто не заметит.

Но самым хитрым, как и следовало ожидать, оказался Туркменбаши. Поскольку, наподобие узбекских соседей, Туркмению в «ось добра» не включили, а грозятся, наоборот, включить в «ось зла», там вот чего отмочили. Там всем источникам массовой информации, то есть газетам, радио и телевидению говорить о войне в Ираке просто-напросто запретили. И теперь ни один туркмен от Каспийского моря до Кушки ничего не знает. И если такового туркмена спросить про войну, он подумает, что опять произошло покушение на президента. Так что лучше не спрашивать.

Что будет дальше, даже я не могу предположить. Конечно, все разговоры наших аналитиков о том, что мир стал однополярным, — полная ерунда. Он стал двухосевым, а, следовательно, как минимум, четырехполярным. Кроме того, есть страны, так сказать, внеосные (Россия, Франция, Германия и т.д.), а одна (США) — надосная. В итоге мы получаем некую пирамиду и можем заключить, что мир стал гнездом осей и пирамидальным, как тополь, а любопытное оживление, произошедшее в бывших республиках Союза — не что иное, как желание перепрыгнуть через пирамидальную ступеньку и встать поближе к Солнцу (читай: к США).

И вот еще что поразило: в московских книжных магазинах скупили все политико-географические карты Ирака. Чего замыслили — ни за что не угадать. Чудеса, да и только.

 

 

 

 

Виктор Байгужаков

РАСОВЫЙ ВОПРОС

 

В газете «Завтра», №11/538, март 2004 г. опубликована статья постоянного автора этого издания Руслана Бычкова «Есть женщины в нашей вселенной…». Статья представляет собой рецензию на переизданную сто лет спустя после публикации книгу «известного немецкого антрополога, анатома и врача» К. Штраца «Расовая женская красота» (1904 г.). Для господина Штраца, как и для господина Бычкова «высший тип женской расовой красоты — это красота белой расы». Этот в высшей степени «оригинальный вывод» сделан немецким антропологом благодаря обмерам «с помощью измерительной тесьмы и кривоножного циркуля по 12 параметрам».

 

 

 

Как показывают мои наблюдения, материалы, посвященные расоведческой тематике, если и находят место на страницах СМИ, то, как правило, окрашены расизмом. Альтернативная — научная — точка зрения, в периодике практически отсутствует. Популярных книг по этнической антропологии (расоведению) за последние лет пятнадцать не выходило. Если еще учесть, что в школьных учебниках биологии специальной главы о расах нет, то стоит ли удивляться невежеству нашего населения в расовом вопросе! Даже большинство представителей интеллигенции не является в этом плане исключением. Мне, например, доводилось читать в газетах и журналах статьи, авторы которых рассуждают о таком понятии, как «кровь», причем разобрать, что при этом имеется в виду, фактически невозможно.

Если взять для примера частенько употребляемые современными публицистами словосочетания типа «русская кровь» или «немецкая кровь», то они явно нелепы с точки зрения антропологической науки, а такие обороты, как «славянская кровь» или «иудейская кровь» — и вовсе верх абсурда.

Возможно, для отдельных представителей пишущей публики термин «кровь» является синонимом понятия «раса». Но в этом случае стоит заметить, что ни русской расы, ни немецкой расы, ни тем более, славянской или иудейской в реальности просто не существует. Русские или немцы - это нации (этносы), славяне - общее название народов, принадлежащих к славянской языковой группе индоевропейской семьи языков, а иудеи - наименование представителей иудаизма, который, как известно, является национальной религией евреев. Нельзя смешивать также такие категории, как этнос и раса, хотя это нередко происходит в печати, не говоря уж о смешении данных понятий в массовом сознании.

В этнографии «этнос» - это группа людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык. Кроме того, важнейшей характеристикой этноса является этническое самосознание, как правило, выражающееся в самоназвании (этнониме). Такие важные категории, как единство территории и единство экономической жизни нельзя признать обязательными характеристиками этноса. Как известно, ряд этнических групп проживает на территории различных государств, то есть не имеет своей единой территории. Что касается экономической жизни, то в современном мире экономика все более становится фактором межнационального сотрудничества. Если же говорить о понятии «раса», то в антропологии — это группа людей, выделяемая на основании их родства по происхождению, имеющая внешние проявления во многом сходных физических признаков и общность древних и современных территорий. Распределение по расам носит своеобразный иерархический порядок: различаются расы первого порядка и производные от них расы второго порядка, а также промежуточные или контактные звенья. Соответственно, расы первого порядка принято называть большими или географическими расами, а рамы второго порядка - малыми или локальными расами. Локальные расы в свою очередь делятся на группы популяций, внутри которых выделяются антропологические типы.

Согласно самой известной точке зрения, нашедшей свое отражение в научно-популярной литературе и учебниках, существует три большие расы: европеоидная (европейская), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная. Или белая, желтая и черная. Однако большинство серьезных ученых сейчас не придерживается этой концепции. Имеются десятки других научных гипотез. Одна из них - это четырехчленное расовое деление, при котором экваториальная раса разделена на негроидную (африканскую) и австралоидную (океанийскую).

Существуют концепции, делящие человечество на десять и более больших рас.

Локальных рас формально также можно выделить сколько угодно, но в целом здесь дифференциация не столь велика, как в случае с расами географическими. Например, европеоидов большинство антропологов делит на северных, южных и центральных, а в составе негроидов выделяют собственно негрский (или тропический) тип, а также центральноафриканский (пигмеи бассейна реки Конго, называемые также негриллями) и южноафриканский (бушмены и готтентоты).

К различным группам популяций средиземноморской локальной расы относятся народы Кавказа, население арабских стран, Израиля, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, значительная часть жителей полуострова Индостан. Русские в антропологическом отношении весьма разнообразны. Если на северо-западе Российской Федерации у русского населения прослеживаются черты восточно-балтийской группы популяций балтийской локальной расы, то в центральной области Восточно-европейской равнины для русских характерны черты центрально-восточноевропейской группы популяций центрально-европейской локальной расы. У русского населения северных и северо-восточных областей России проявляется небольшая монголоидная примесь, а в среднем Поволжье у русских отмечается примесь южно-европейского компонента.

Из вышесказанного следует однозначный вывод: о расовом единстве и, тем более, о расовой «чистоте» русской нации говорить просто не приходится. Но тоже самое верно и в отношении многих других народов, особенно больших.

Всем, кто захочет обвинить меня в русофобии, я заранее отвечу. Будучи русским человеком, я горжусь собственной национальной культурой. Исходя из взглядов нашего замечательного философа И.А. Ильина, меня вполне можно назвать «русским националистом». Другое дело, что национализм и ксенофобия — это все-таки не одно и тоже.

Нашим псевдопатриотам и псевдонационалистам надо бы понять, что гордиться цветом кожи, формой носа, разрезом глаз и другими чертами физического облика, как минимум, нелепо. Расовые признаки возникли в результате приспособления к природно-климатическим условиям, поэтому правы эксперты ЮНЕСКО, принявшие в сентябре 1967 года «Декларацию о расах и расовых предрассудках», в которой говорится, что «современная биологическая наука не позволяет относить различия в культурных достижениях народов за счет различий в их наследственных свойствах» и что «расизм грубо фальсифицирует данные биологии человека…».

Расизм обычно подается в СМИ в «завуалированном» виде. Вот, например, очерк некоего Александра Калинина «Ты здесь никто, Ваня!», опубликованный в «Литературной газете» (№ 14/5967), 7-13 апреля 2004 г. под рубрикой «Русский вопрос». Несколько цитат из этой статьи.

«Рабы, да еще в законе. Не дикая Чечня - средняя полоса России! Новое явление XXI века».

«Мы здесь, как рабы» - скажет в сердцах одна из таких наемных работниц, бывшая обувщица из Кимр… Только раньше рабы были черные, а хозяева белые, теперь же все переменилось».

«Славянских лиц мало, в основном сыны кавказских гор и средне-азиатских степей».

Я думаю, автор обидится, если его назвать «расистом». Хотя, скажем, словосочетание «дикая Чечня» - это фактически расизм, как и употребление слова «дикарь» по отношению к представителями любого этноса, будь-то чеченцы, русские или первобытные племена Андаманских островов. Фраза о «белых» и «черных» рабах и хозяевах - это тоже расизм. Кстати, господин Калинин показывает свое полное невежество, поскольку любой человек, мало-мальски знакомый с историей работорговли после эпохи Великих географических открытий, знает, что черными рабами были, в основном, жители тропической Африки, принадлежащие к негроидной расе. Упоминаемые в очерке из «Л.Г» цыгане, дагестанцы, армяне, чеченцы - это в антропологическом отношении южные европеоиды, то есть, белые.

Было бы неправильно оставлять без внимания фразу насчет «славянских лиц», тем более, что это словосочетание, абсурдное с научной точки зрения, столь же часто употребляется в российских СМИ, как и другой нелепый языковой штамп: «лица кавказской национальности». Отметим, что славянами по языку являются не только русские, украинцы, белорусы, чехи и поляки, которые, в основном, относятся к различным антропологическим типам центрально-европейской локальной расы, но и народы Югославии: сербы, хорваты, словенцы, македонцы, относящиеся, как и население Северной Греции и Тироля, к балканскому варианту балкано-кавказской локальной расы (южным европеоидам). Так что говорить о каком-то едином «славянском расовом типе» просто невозможно, поэтому термин «славянское лицо» абсолютно абсурден. Кстати, абсурдом является и употребляемое А. Калининым слово «дагестанец», потому что Дагестан в этническом отношении чрезвычайно разнообразен. Здесь проживают аварцы, агулы, андийцы, ботлихцы, гамалинцы, даргинцы, кайтаки, кубачинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ругулы, табасаранцы, цахуры, цунтийцы и представители многих других этносов. Резюмируя сказанное, хотелось бы посоветовать некоторым «русофильствующим» публицистам,преодолеть свою вопиющую неграмотность, если уж они хотят размышлять о «русском» или ином «национальном вопросе». Что касается упований автора «Литературки» на то, что «коренным жителям российских областей» поможет «государственная защита» от «инородцев», то это явная чушь. Во-первых, именно государство, то есть чиновники, виноваты в создании всех тех проблем, о которых пишет Александр Калинин. И во-вторых, совершенно очевидно, что несмотря на все разговоры российских либералов о «свободе», большинство жителей нашей страны подлинно свободными так и не стали. При этом совсем не важно, на цыгана, чеченца или русского «хозяина» работает тот или иной человек, поскольку в реальности многие из нас отнюдь не имеют тех прав, которые декларированы в Конституции Российской Федерации. Это и есть основной «русский вопрос» а все остальное, о чем вещает господин Калинин и ему подобные - обычное «словословие».

 

 

 

 

 

Александр Пронин

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ В ШУТКАХ

 

«…что помогло нам победить»

На совещании с членами Ставки и приглашенными фронтовыми военачальниками весной 1943 года, на котором обсуждались причины выдохшегося наступления на юге, Сталин, прогуливаясь, как обычно по кремлевскому кабинету с трубкой в руке, вдруг обратился к генералу Ж. (фамилию его называть воздержимся, читатель поймет, почему):

— А вы, товарищ, почему еще на свободе?

Генерал вернулся домой расстроенным, рассказал жене, что Верховный им очень недоволен и вот-вот за ним придут, собрал в узелок необходимые в заключении вещи… Но прошел день, потом неделя, а его никто не тронул.

В начале 1944 года на совещании в Кремле история повторилась, и Ж. решил: все, погиб! Однако опять обошлось.

В конце того же года его вновь вызвали в Ставку. Ж. ехать боялся: попадется он на глаза Сталину, и тот вспомнит свои слова.… В самом деле, во время совещания Верховный подошел к нему и пристально глядя в глаза, снова спросил:

- Понять не могу, почему вас до сих пор не арестовали?

Но и на этот раз беда миновала. Пугающий вопрос, впрочем, опять был задан кремлевским небожителем в начале 1945 года...

Зато после окончания войны на банкете в честь Победы Сталин сказал:

— В самые трудные дни войны мы не теряли оптимизма и чувства юмора, что помогло нам победить. Не правда ли, товарищ Ж.?

***

«Только полоски на них под цвет неба…»

Зимой 1941/42 годов майору Василию Маргелову, будущему генералу армии и создателю современных воздушно-десантных войск, поручили возглавить сформированный из добровольцев Первый особый лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота.

Моряки, как известно, народ своеобразный, не без гонора. Влюбленные в морскую стихию, сухопутных собратьев они не особенно жалуют. И в штабе флота, когда обсуждалась кандидатура Маргелова, кое-кто из начальства и кадровиков говорил, что, дескать, пехотный майор у моряков не приживется, лихие «братишки» его не примут. В самом деле, когда Василий Филиппович первый раз вышел перед полком, построенным для представления новому командиру, он увидел много хмурых, явно раздосадованных лиц, смотревших на него как на чужака. И тогда после команды «Смирно!» Маргелов вместо положенного по уставу приветствия «Здравствуйте, товарищи!» вдруг как гаркнет:

— Здорово, клешники!

Всего одно мгновение — и перед ним не было ни одного хмурого лица. Но не только «взять на понт» умел человек-легенда, о котором бывалые десантники вспоминают с необычайной теплотой (не случайно аббревиатуру «ВДВ» ветераны голубых беретов до сих пор расшифровывают как «войска дяди Васи» — то есть Василия Филипповича Маргелова). На фронте, например, он завел такой обычай: офицеры его полка (с ним во главе) свой доппаек, включавший шоколад, галеты, сгущенку и прочие вкусные и калорийные продукты, сдавали в «общий котел». В других частях такое не практиковалось...

Между прочим, это Маргелов, впоследствии возглавив ВДВ, добился, чтобы десантникам ввели для ношения тельняшки.

— Фронтовая удаль «братишек» запала мне в сердце! — объяснял он свое нововведение высшим военным руководителям СССР на одной из коллегий Министерства обороны. — Мне хочется, чтобы десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты, и достойно их продолжали. Для этого я и одел десантников в тельняшки. Только полоски на них под цвет неба — голубые…

***

«Спокойно, гестапо!»

Легендарный советский разведчик Николай Кузнецов обладал поразительным хладнокровием и способностью к смелым, хорошо обдуманным импровизациям, что проявилось в проведенных им в немецком тылу операциях. Одной из них явился захват 15 ноября 1943 года командующего так называемыми «восточными войсками» на Украине (карательными формированиями из власовцев и прочих предателей) эсэсовского генерал-майора фон Ильгена.

Кузнецов подловил генерала на интересе к русским женщинам. Официантка ровенского ресторана «Дойчегофф» Лидия Лисовская, на которую положил глаз фон Ильген, предложив ей место своей домашней экономки, входила в группу Кузнецова. Она и открыла дверь генеральского дома Николаю Ивановичу, переодетому в форму немецкого обер-лейтенанта, и сопровождавшим его подпольщикам.

— Господин обер-лейтенант, его превосходительства нет дома! — встретил Кузнецова в гостиной денщик фон Ильгена. — Будете ждать или прикажете передать…

И осекся, увидев черный зрачок наведенного в грудь «Вальтера».

— Тихо! Не шуметь! — приказал ему по-русски Кузнецов. — Я пришел за твоим генералом из леса, понятно?

Денщик оказался из казаков, по фамилии Мясников. Он сразу понял, что происходит, и не оказывал сопротивления. Напротив, даже помог обезвредить стоявшего на крыльце часового. Свою службу у немцев он сразу стал оправдывать тем, что попал под насильственную мобилизацию…

Когда приехавшего генерала после быстрой схватки скрутили и положили на пол, спешивший искупить вину денщик под диктовку Кузнецова написал записку, которую оставили на столе: «Спасибо за кашу. Ухожу к партизанам и забираю с собой генерала. Смерть немецким оккупантам! Казак Мясников».

Мысль подарить гестапо «ниточку» пришла к Кузнецову неожиданно. Это был ловкий ход: во-первых, «обер-лейтенант Пауль Зиберт», под именем которого действовал Николай Иванович, снова оказывался как бы не при чем, а во-вторых, несложный фокус основательно подрывал доверие оккупантов к своим «хильфвиллерам» (добровольным помощникам, как именовались вспомогательные команды из предателей в вермахте и войсках СС).

Однако когда дюжего фон Ильгена волокли к машине Кузнецова, он сумел вырваться, языком вытолкнул изо рта кляп и заорал о помощи. К машине бросились четверо проходивших мимо офицеров, на ходу расстегивая кобуры. Это был самый опасный момент операции: на карте стояло все. Кузнецов смело двинулся навстречу переполошившимся гитлеровцам и, откозыряв, внушительно заявил:

— Спокойно, гестапо! Мы выследили и только что арестовали советского террориста, переодетого в нашу форму. Он пытается блефовать, ведет себя нагло, но этот номер у него не пройдет! Прошу, господа, удостовериться в моих полномочиях и предъявить свои документы!

С этими словами Николай Иванович протянул ладонь, на которой тускло блестела овальная металлическая пластинка — номерной жетон сотрудника государственной тайной полиции. Спорить с «сотрудником гестапо» никто из офицеров не отважился, все послушно полезли в карманы за удостоверениями личности…