ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 2 (91) 2007г. ПУЛЬС СТОЛИЦА ОБЩЕСТВО ТВ-ВЗГЛЯД ТВ-ЮМОР СОЦИУМ ИСТОКИ АНТРОПОЛОГИЯ СЛОВО
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

 

Беседовал Сергей ФОМИН

 

Шутки с экрана

Беседа с Владимиром Вишневским

 

 

Телевизионный юмор стал частью нашей повседневной культуры. Телеканалы соревнуются, у кого больше в эфире сатириков и юмористических шоу. Шутки сыплются на зрителя, как из «рога изобилия» - в любое время, по любой программе. Нередко прямо «под рюмочку». А есть ли среди профессиональных юмористов действительно талантливые и веселые?

 

 

- Как Вы могли бы охарактеризовать современное состояния юмора в телеэфире?

 

- Сформулированный так вопрос звучит, как диагноз болезни. Потому что, судя по телевизионной газетной критике, по тому, что говорят и пишут, юмор на телевидении - это большая проблема. Это явление, где очень мало позитивных примеров. Имена есть, но пример хорошей юмористической программы, в которой они участвуют, привести трудно. Я принципиально не хотел бы кого-то задевать и приводить какие-то негативные примеры, связанные с моими коллегами. Названия каких программ являются жупелами, уже всем известно. Вспомним стихи Евтушенко: «Если сотня, воя оголело, кого-то бьет, пусть даже и за дело, сто первым я не стану никогда». Но можно просто поразмышлять, почему соединение в одном формате разных имен еще не ведет к успеху самой программы. И почему публика, у которой все-таки присутствует коллективный нормальный вкус, смеется и хохочет над тем, что культурным людям кажется несмешным, и даже пошлым. И почему та же публика смеется действительно хорошему юмору, Жванецкому, например. Это некая загадка, которую можно сформулировать, но не разгадать.

Сейчас есть много примеров того, как на телевидении бодро «вылупливается» программа, полная самых радужных упований, в анонсах, звучат громкие имена, и при этом все меньше народа помнит фразу Ленина: «Узок круг этих революционеров…» - узок круг этих имен. Я сам, не так, может быть, часто, участвую в концертах, которые идут на разных каналах в примерно одинаковых составах. Нет новых имен, которые вызывают ощущение качественного юмора. При этом, на этом фоне, немного уставших друг от друга и утомивших народ юмористов, хотя и не обо всех так хочется сказать, очень свежим, обнадеживающим фактом показалось появление на свет программы ''Комеди клаб'' на канале ТНТ. Мне показалось, что у ребят неплохой юмор, хотя, может быть, местами и кавээнский. Там появились новые имена, новые лица, молодые ребята, которые при известных составляющих могут вырасти в нормальных юмористов. Я смотрю ''Комеди клаб'' с интересом. У нас есть совершенно загадочный источник качественного юмора – город Екатеринбург, где выходит потрясающий журнал ''Красная Бурда''. Маулин и Логинов нашли, непритязательную, но эффективную форму - ни впрямую читают  хорошие, смешные тексты, и это просто дико смешно. Это хороший, культурный смех. Хотелось бы, чтобы их было больше на экране.

 

- Как в связи с этим можно оценить феномен КВНа? Вот уже почти двадцать лет, как вновь запущена эта «фабрика смеха», но она не дала за это время ни одного более или менее известного автора. Люди, прошедшие через КВН, становятся на телевидении, как правило, или продюсерами или редакторами…

 

- КВНовский юмор – это некоторый узнаваемый стиль. Там появляется много хорошего, недаром с одним суперизвестным юмористом чуть ли не судятся, что он заимствует оттуда, выдавая за свое. Иногда в профессиональной среде говорят: ''А, это КВН…'', как приговор юмору. Я, с одной стороны, согласен - что-то производит впечатление как «КВН со знаком минус», но есть «КВН и со знаком плюс». Там есть неплохой юмор, и если они остаются в своем формате, то пусть существуют. Сейчас команды: ''Парни из Баку'', ''Лица уральской национальности'', ''Армянское радио'' профессионализировались и выступают за деньги. КВН это еще одна, скажем так, юмористическая конфессия на телевидении.  Можно относиться к ней по-разному, но то, что она есть, это бесспорно.

 

 

- Что все же раздражает больше всего?

 

 

- Я активно не любил программу ''Каламбур'' - это десятое отражение «Масок». Был период, когда программа ''Джентльмен-шоу'' была равна себе, это был ее расцвет. И она прямо на глазах устала и превратилась в свою самопародийную противоположность и выродилась. Они сами это почувствовали или, возможно, раньше это почувствовал канал, и они закрылись. Но в своих лучших образцах программа осталась, как, может быть, «Избранное ''Джентльмен-шоу». Есть, видимо, некий срок жизни юмористической программы на телевидении. И очень трудно, чтобы создатели сами, изнутри, почувствовали это «на упреждение» и, либо изменили формат, либо переродились. Пока каналы или отсутствие денег не подсказывали, мало, кто успевал уйти вовремя. Я, кстати, помню такой пример, когда сам закрылся, устав искать деньги и хороший материал, но создав все-таки десять ярких лент.

Когда программа, претендующая на юмор, называющая себя юмористической, использует подложный, «бенихильный» смех, которым подсказывают, где нужно смеяться - это, конечно, стиль, который нам, по определению, должен претить. Но, тем не менее, три программы используют этот нехитрый допинг. Одно дело, когда это входит в формат ситкома, другое дело в юмористической программе. Я, например, считаю, что подложный смех можно было сделать, когда всерьез выступал Черномырдин, или когда кто-то сейчас выступает в правительстве, и это потом попадает в разные капустники. У меня есть своя коллекция в номинации ''Сформулировано не мной'' насчет того, что сатириков переигрывают публичные политики. Хотя нынешняя Дума скучна и уныла, шоумен там остался только один, да и то уже всем надоевший. В этой коллекции есть, например, такая фраза, даже невольное одностишие Клебанова, который, прессингуя однажды в известно-печальном контексте, сказал: ''Шторм начал интенсивно утихать''. Есть оговорки по Фрейду, есть оговорки по Грефу. Одну такую я срисовал, когда на очень напряженном совещании в Минэкономразвития, он, стоя у карты России, сказал: ''Ханты-Мансийский акционерный округ''. И сразу все грохнули от смеха, и напряжение снялось. Это очень знаковая оговорка, я бы даже сказал проговорка. Очень было трогательно, когда проводили к присяге губернатора Тульской области незабытого гэкачеписта Стародубцева, и от волнения, тем более, что присяга губернатора – дело новое для России, он не так держал руку – не на Библии, не на Коране, не на Конституции. А когда полпред Президента, пытался его поправить не отвлекая от присяги, он не разобравшись, читая ее, так по-партийному, по-советски этой неправильной своей рукой пожал его руку. Это было очень трогательно. Этот невольный юмор продолжает, слава Богу, поступать на экран благодаря новостям. Но нам это все тоже подает экран, и это действительно юмор драгоценный, типа ''нарочно не придумаешь''.

Быть знаково смешным в России, значит, сквозь слезы, потому что мы помним, что происходит в России сквозь смех. Один пример: на берегу Волги обиженный фермер, который не добился правды, пишет большие плакаты, и ставит их на высоком берегу, чтобы привлечь внимание тех, кто плывет на кораблях. Корабли, конечно, проплывают, кто-то это читает, кто-то нет. Веселье потом продолжается в кают-компаниях. Я, будучи там, так сказал по этому поводу: ''Вот, видимо, так и ''Титаник'' однажды проплыл мимо этого бугра''.

Совершенно печально-прелестная новость из Новосибирской области, где сотрудники МЧС спасли на дороге козла, которого ублюдки выбросили из ''газели'' со связанными передними ногами. Я тогда написал в стихотворении, что козлу, понятно, развязали ноги, оказали всяческую помощь, от первой до психологической. Но козел к местам компактного проживания хозяев вернуться отказался бы, от госпитализации же – не знаю. И дальше я говорю о том, как пугающе-знаково широк профиль спасателей в России, какие они по жизни универсалы-спецы, и заканчиваю все четырьмя строчками:

 

Добро не дремлет, к сведению зла,

И не безосновательна надежда,

Что так и нас на Родине – а где же -

Еще спасут, как этого козла.

 

 

- Чем ограничивается сфера юмора?

 

- Ни в коем случае нельзя смеяться над физическими недостатками, особенно над слепотой, это самая больная тема. Я помню, как полемизировал с одним очень известным и талантливым автором, у которого в маленьких пьесах обыгрывалось слово ''слепой'' в шутливом контексте. Я за черный юмор, если он со вкусом. Так называемая «чернуха» может быть вполне приемлема, потому что пусть лучше «чернуху» отшутить вербально, и изъять, тем самым, из жизни. Такое у меня есть объяснение, может быть, казуистическое. Что же касается спора с известным автором, то там есть слова: ''Говорите громче, я слепой''. Он мне говорит: ''Это – метафорический слепой''. Я ответил, что для русского уха прямое звучание этого слова слишком сильно. Слишком много людей не смеется над этим, а испытает прямо противоположные чувства. Я так его и не убедил, но, тем не менее¸ позицию высказал. Вкус – очень чувственная вещь, мы что-то услышали, и, если в нем есть ощущение хорошего, фиксируем его в себе. Если есть ощущение, что нечто безвкусно или не смешно, то, чем пафоснее это впендюривает человек, который убежден, что это смешно, даже имея в виду какие-то громкие имена, тем больше это вызывает вкусовой протест.

 

- А что Вам кажется сейчас самым смешным на телевидении?

 

Сейчас, конечно, смешно наблюдать современные игры контрпрограммирования. Я имею в виду ситуацию, когда программы одного и того же автора идут и по Первому каналу и по ''России''. Игры с контпрограммированием приводят и к такому юмору. Хотя, с другой стороны, конечно, каждый канал борется за аудиторию, чтобы смеялись, как это ни банально звучит, на их канале, а не на другом. Поэтому всегда бывают такие «реперные» точки в сезоне, когда отсутствие нормального юмора очевидно. Например, новогодняя ночь, когда торжествует и попса, и песня, без которой нам не жить. Кому-то это нужно.

Однажды я прочитал в программе «Парк юмора» такие стихи:

 

 Уже разобрались с последними СМИ,

И силовики нам, как члены семьи,

Нас власть на свою вертикаль нанизала,

Как в песне поют: «Только этого мало».

Такое сегодня, жестокий расклад.

Но если еще и «бип-бип» запретят…

Вот этот мой «бип-бип» вполне имитирует телевизионный «бип-бип.

 

 

В подготовке материала принимала участие Валерия ЕЛЕНСКАЯ