ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"
АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА
2006 № 3 (81)

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 3 (81) 2006 г. ПУЛЬС ОБЩЕСТВО ШОУ- ИНДУСТРИЯ ИСТОРИЯ СЛОВО ПРОЕКТЫ ЗАГРАНИЦА ЛИЦА БЫТИЕ

 

Как бы песне не пропасть

 

«Ты должна рядом быть» в исполнении Димы Билана признана лучшей песней 2005 года. Сегодня гость нашей редакции - автор ее слов, академик Российской академии Естественных наук, вице-президент отделения литературы, член Международного Содружества писательских Союзов, член песенной секции Союза композиторов России Сергей АЛИХАНОВ.

 

Наша беседа началась с грустной темы.

- Я убежден, что отечественная песня заканчивает свое независимое существование, - говорит Сергей. - В ближайшее время все наши «звезды» будут петь исключительно так называемые «каверверсии»  (в переводе с английского - переводные песни). То есть песня первоначально была написана на английском, а потом для нее сделали подтекстовку на русском. Кстати, песня «Ты должна рядом быть» - тоже каверверсия. Оригинальный ее текст - английский.

- Что же тут плохого?

- Вы знаете, что недавно был снят с производства отечественный автомобиль «Волга», наследник автомобиля «Победа», которые вместе выпускались больше шестидесяти лет. Давно уже не производятся автомобили «Москвич», УАЗ. Даже заводы закрылись. Так вот абсолютно то же самое происходит и с русской песней. Ее вытесняет западный рынок, причем уже и самой России. Западные песни обходятся дешевле для исполнителя. Ему остается только в студии сделать наложение своего голоса на готовую  фонограмму – и все дела. За каждой песней, которую поет, скажем, та же Мадонна, а музыку для нее пишут Диана Воурен, Мишель Эскоффери и другие западные композиторы, стоят сотни песен, которые были написаны для той же Мадонны или для другой западной звезды, но по тем или иным причинам не вошли в их репертуар. И все они (а таких песен десятки и сотни тысяч) по дешевке сплавляют российским музыкальным фирмам. В результате западные песни второго сорта без труда вытесняют из репертуара наших исполнителей отечественные песни. Например, Филипп Киркоров давно уже поет только каверверсии. Все мои песни, которые поет Дима Билан, на самом деле вовсе не мои. Они принадлежат западным издательствам.

- Что значит «не ваши»? Ведь по телевизору все время звучит ваше имя?

- Оно звучит только потому, что прежде чем делать подтекстовку, я заранее отказываюсь от всех прав на авторство. В свое время я обратился с письмом в Российское авторское общество (РАО), в котором я состою вот уже 35 лет, с просьбой защитить мои права. Вот что они мне ответили: «Вы обратились к нам с заявлением на регистрацию русскоязычного текста песни на музыку иностранного автора «Ты должна рядом быть» (автор Мишель Эскоффери). Поскольку произведение принадлежит иностранному правообладателю, вы должны представить в РАО  разрешение с долей распределения авторского вознаграждения. В настоящее время представленный вами текст можно зарегистрировать только как оригинальное стихотворное произведение без музыки. Вознаграждение за их исполнение в качестве текстов песен начисляться на ваше имя не будет».

- Почему вы не обратились к Мишелю Эскоффери?

- Во-первых, она - Мишель. Во-вторых, в договоре с западным правообладателем четко указывается, что российский певец  имеет право исполнять английскую песню на русском языке только при обязательном отказе «автора переработанного произведения от доли авторского вознаграждения». В буквальном переводе - «без какого либо разделения дохода».

- Поэтому РАО  вас и не защищает? Ведь так они скоро сами останутся без работы.

- Таков международный закон об авторском праве. Чтобы было понятно, продолжим сравнение с автомобилем. Западные издательства считают, что они нам продали, допустим, «Мерседес», то есть песню Мадонны, которая ей почему-то не подошла (хотя  сравнение не совсем корректно, потому что каждая песня Мадонны   стоит примерно 60 миллионов долларов - в сотни раз дороже самого дорогого «Мерседеса»). А мы тут в России взяли да засунули в их  «Мерседес» мотор от «Москвича» - то есть написали русский текст.  Западные издательства позволяют это делать, но только без права получения гонорара - мол, ездите у себя во дворе, но не вздумайте соваться на наш западный рынок. У нас, мол, и без вас так тесно, что пальца не просунуть.

- Почему стала возможной такая несправедливость?

- Государственная Дума приняла поправки к Закону о защите авторских прав. Там есть статья 49 пункт 2, согласно которому, если я делаю перевод и подтекстовку песни без разрешения западных авторов, меня наказывают штрафом до 5 миллионов рублей, то есть 170 тысяч долларов. Поэтому  прежде чем писать стихи на западную музыку, я должен заранее отказаться от авторского вознаграждения, то есть подписать договор, где четко сказано, что я не претендую на гонорар. А там есть чего получать. Например, «рингтоны» (мелодии звонков на сотовые телефоны) продаются в нашей стране миллионами копий. На мелодию «Ты должна рядом быть» продано больше 9 миллионов рингтонов. И все денежки ушли западным правообладателям.

- Поэтому вы против коверверсий?

- Категорически против. Но главным образом потому, что коверверсии западных песен отзвучат один сезон - и тут же забываются. В них чуждые русскому языку и слуху мелодическая основа, строй, просодия, паузы. Западные песни уничтожают нашу отечественную песню.

- Но разве возможно уничтожить песню?

- Я - член песенной секции Союза композиторов России. Большинство моих коллег за последние годы не продали нашим эстрадным звездам ни одной песни. А то, что не поддерживается экономически, исчезает. Не может быть композитором человек, который не живет на гонорары от своих произведений. Как не может быть писателем тот, кто не живет на гонорары от своих книг, архитектором, который не строит домов. Профессиональный творческий навык быстро исчезает. Если труд не оплачивается, человек вынужден заняться чем-то другим, чтобы выжить. Композитор, который несколько лет не продает ни одной песни, меняет профессию.

- Как можно исправить ситуацию?

- Российское государство всегда поддерживало своих творцов.

Первый профессиональный писатель - Карамзин работал, ежедневно общаясь во время прогулок с Александром Первым. Максим Горький с одобрения руководства страны учредил издательство «Всемирная литература», которое стало началом «века переводов», дало работу множеству писателей и, соответственно, обогатило российское общество. Владимир Маяковский стал ярким примером того, что государству выгодно платить за идеологическую работу, включающую не только поверхностный «пиар», а формирующую глубинное мировоззрение людей. Ведь именно благодаря разбуженному всеобщему энтузиазму масс при весьма ограниченных в то время  финансовых возможностях государства были построены и «город-сад», и тысячи заводов и комбинатов. Сегодня о таких вещах предпочитают не думать. С песней положение еще более серьезное, потому что музыкальный бизнес - сверхприбыльный. Общий объем мирового производства, связанного с песенной продукцией, больше 6 триллионов долларов, то есть он в 5 раз превышает мировой объем торговли оружием и военными технологиями. Сегодня наши власти наводят порядок среди общественных организаций, которые функционируют на западные деньги. Но гораздо опаснее те, коммерческие организации, которые тоже работают на западные деньги и на западный карман. Они успешно выкачивают из нашего шоу-бизнеса, а заодно и из нашей экономики миллиарды долларов. Такие фирмы ведут активную борьбу за рынок и влияние. В первых рядах тех, кто уничтожают отечественную песню, находится Международная федерация производителей фонограмм (IFPI), которая в России официально представляет интересы крупнейших иностранных производителей видео- и аудиопродукции. Под видом борьбы с пиратством такие организации распространяют по демпинговым ценам западные песни. На самом деле происходит не борьба с пиратством, а пиратский захват нашего рынка. IFPI подмяла под себя Российскую фонографическую ассоциацию, которая определяет песенный репертуар на большинстве радиостанций. Поэтому предпочтение в нашем эфире отдается песням иностранного производства. Слушатели ведь покупают диски тех западных исполнителей, которых они привыкли слушать на радио.

Иностранным песням не нужно проходить никаких таможен. Песни не  обкладываются налогом, а колоссальные деньги от рингтонов, от продаж дисков, от прокрутки на радио поступают на западные счета правообладателей. Причем IFPI регулярно вывозит за рубеж российских чиновников и представителей силовых структур, призванных контролировать так называемую «борьбу с пиратством», которая на самом деле больше походит на крик «Держи вора».  Деньги, которые крутятся в музыкальном бизнесе, повторяю, сопоставимы с доходами от газа и нефти. Тут не нужны ни трубопроводы, ни терминалы - песни  сами летят по воздуху, легко приходят по сетям Интернета в формате МР3, легко минуют все таможенные кордоны, и надо только отладить правовой механизм, заодно поднять хай о пиратстве, а самим втихаря качать и качать «деньгу». Мировой оборот от продаж интеллектуальной собственности растет и уже составляет 10 тысяч миллиардов долларов. Неспроста наши западные партнеры постоянно призывают проводить силовые акции против российских производителей дисков. На самом деле они уничтожают нашу песню, оказывая колоссальное давление на Российское общество по цифровым технологиям (НОЦТ) на Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), на Федерацию правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений  в интерактивном режиме (ФАИР). На самом деле идет беспощадная борьба за рынок.

- Но ведь наша страна рвется в ВТО.

- Я провел на Западе в общей сложности несколько лет, но ни разу не слышал там - ни по радио ни по телевидению - ни одной русской песни. Там нам защищать нечего. Нашей аудиопродукции на их рынке нет. Но зато у нас по радио с утра и до вечера крутится западная. Стоит ли вступление в ВТО того, чтобы наша эстрада была уничтожена? Ведь если мы не будем исполнять и слушать свои собственные песни, мы в конце концов утратим национальную самоидентификацию. В конкурентной борьбе все средства хороши. Например, на Западе всячески преувеличивают размеры пиратства в России. На самом деле западные компании и их представители в России пытаются установить свой контроль над шоу-бизнесом внутри страны и не выпустить отечественных исполнителей на международный рынок. Устранение российских конкурентов позволит западным производителям диктовать цены на свою музыкальную и видеопродукцию внутри России. Цель международного шоу-бизнеса - привить русской публике западные музыкальные вкусы, которые, если положить руку на сердце, уже давно привиты и пустили глубокие корни. В конкурентной борьбе все средства хороши. Обвинив в пиратстве российских производителей, их западные конкуренты  подрывают изнутри нашу песенную индустрию, распространяя на рынке каверверсии по демпинговым ценам. Ведь в конечном счете преследуется одна цель - задавить отечественных композиторов, певцов и поэтов, а потом взвинтить цены на конечную продукцию. 

- Есть ли шанс спасти российскую песню?

- Вся надежда на российских законодателей, которые осознают масштабы угрозы, и защитят и нашу песню, и наши души. Пусть, создавая законы, депутаты Госдумы помнят, как они пытались, но так и не смогли защитить отечественную автопромышленность. Коготок увяз слишком глубоко и как бы всей птичке не пропасть.