ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Маргарита Лобовская

Собаки из камня и металла

Собака, камень, металл - неизменные спутники человека. От доисторического поселения до огромного современного мегаполиса. Маргарита Лобовская рассказывает о том, как сегодня пересеклись пути этих материй - живой и неживой: собаки и архитектурного декора.

Пограничник с собакой (фрагмент)
в метро Площадь Революции (Москва).
Скульптор Г. Манизер

Алексей Максимович Горький, мысленно оживляя скульптурные памятники огромного города, фантазировал: «…И однажды ночью они все вдруг сойдут с пьедесталов и тяжелыми шагами пройдут по улицам». Поверим писателю, вслушаемся в голоса памятников и неожиданно услышим громкий лай собаки, ибо человек, благодарный за бескорыстную любовь и верность, не мог не отметить в своей памяти «братьев меньших».
Первая скульптура собаки была установлена в 1935 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) во дворе Физиологического института им. И. П. Павлова. Фигура животного неподвижна, и только в глазах можно увидеть или почувствовать горький упрек человеку за бесконечные жертвы, принесенные во имя науки и здоровья людей. Известный физиолог Иван Петрович Павлов, в начале прошлого века изучая рефлексы головного мозга в Военно-медицинской академии, использовал желудочный сок собаки для приготовления лечебных препаратов. При этом он экспериментировал на операционном столе над многими беспородными животными, что не могло не вызвать протеста общественности. Вопрос, ставший сегодня особенно злободневным, волновал общество и в давние времена. В 1903 году председатель Главного правления Российского общества покровительства животных баронесса Мейндорф обратилась к военному министру с письмом протеста «О вивисекции как возмутительном и бесполезном злоупотреблении во имя науки». В ответ ученые дали дружный отпор защитнице животных, резко отозвавшись об антинаучном и ханжеском мнении баронессы.
«Нужно, во всяком случае, своеобразное состоянии души, — писали они, — чтобы одеваясь в меха и перья, ежедневно поедая разнообразных животных и птиц, участвуя в охотах и т. д., и т. д., словом, принося левой рукой страдания и гибель разнообразным живым существам, правой с негодованием кинуть камень в экспериментаторов, проповедуя им справедливость, любовь и сострадание к тем же существам...». Иван Петрович Павлов высказал и свое личное мнение с позиции ученого-экспериментатора: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце концов с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, прерывая ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа… Но это я переношу в интересах истины, для пользы людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под чей-то постоянный контроль. Вместе с тем, истребление и, конечно, мучение животных, только ради удовольствия и удовлетворения множества пустых прихотей остаются без должного внимания.»

Скульптура собаки во дворе Физиологического института
им. И. П. Павлова
(Петербург)

Памятник, установленный в институтском дворике, символизирует покаяние ученых за жертвы, принесенные во имя науки, ценой гибели сотен и сотен животных.
Московские собаки тоже увековечены в памятниках города. Мы отправимся погулять на Патриаршие пруды. Там, где начинается сюжет романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», казалось бы, уместнее появиться огромному коту. Однако более тридцати лет назад, в 1976 году, под кронами старых лип, был установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и героям его басен: среди них наша старая знакомая Моська. Напомним, что собаки стали героями многих его басен; одна из которых так и называется — «Собака». Но все они были забыты, и басни эти можно найти только в полном собрании сочинений великого баснописца. А вот Моська, лающая на слона, запомнилась с раннего детства на всю жизнь, вошла в назидательную поговорку:

Пускай же говорят собаки:
«Ай Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

 

Скульптор Д.И. Митлянский помог малышам полюбить хвастливую, озорную дворняжку и даже как бы услышать ее громкий лай. Дети стараются дотронуться до лапы, а слон, такой огромный и важный, остается для них чужим. Ай да Моська! Молодец!
Где же еще можно увидеть собак в декоре города? Мы спускаемся в подземный город. Москвичи в метро торопятся и меньше всего обращают внимание на витражи, скульптуру, мозаику. Гости столицы более наблюдательны, они внимательно смотрят по сторонам; для иностранных туристов экскурсии по метрополитену непременно входят в программу визитов. У каждого гида есть свой маршрут, но все обязательно привозят экскурсантов на станцию Площадь Революции.


Памятная доска в вестибюле гласит:
МЕТРОПОЛИТЕН
имени В. И. ЛЕНИНА
ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ СООРУЖЕНА 1935 — 1938 г.г.
пл. РЕВОЛЮЦИИ
ДВИЖЕНИЕ ОТКРЫТО
13 марта 1938 г.


Но на памятной доске нет имен архитектора станции Алексея Николаевича Душкина и скульптора Генриха Матвеевича Манизера, из за работ которых посещение «Площади Революции» стало обязательным для зарубежных туристов. В последние годы наблюдается особый интерес к искусству эпохи «социалистического реализма». Скульптура этого времени более всего представлена на станциях московского метрополитена. Вытянутый ряд памятников станции соответствует ее названию. Фигуры матроса, рабочего, партизана, красноармейца, рабочего, инженера, молодой матери, отца, пионера, пионерки установлены вдоль платформ и в центральном зале.
Г. М. Манизер был приверженцем классического наследия; он отвергал импрессионизм, модерн, стилизации в древнерусском стиле и прочие “вредные новые влияния”, резко осуждал за вольность своих современников. Художник социалистического реализма, он воплотил свои идеи на станции московского метрополитена, название которой сразу же определяло имена “героев”. Манизер и его ученики (студенты Академии художеств) стали авторами этих памятников. Скульптурные композиции, несколько придавленные арками сводов, находятся почти на одном уровне со зрителем, с каждым памятником при желании можно «поздороваться».

Скульптура бездомной собаки
в метро Менделеевская (Москва)
работы А. Цигаля

Но чаще всего экскурсанты останавливаются около пограничника; суровый, наблюдающий за предполагаемым врагом, защитник родины мало чем отличается от других парадных фигур, но рядом с ним собака, восточно-европейская овчарка, которую полюбили москвичи и активно с ней общаются. В Москве есть поверье, что эта собака (ее называют по разному — Мухтар, Джек, Ральф и т.д.) приносит, если не счастье, то удачу, с ней здороваются, дети ее ласкают и даже, чего бы живая овчарка никому не позволила, стараются потрогать за нос. Студенты перед экзаменами специально приезжают на станцию, чтобы подержать ее за лапу; — говорят, что это помогает. Многочисленные зарубежные туристы у себя дома с удовольствием будут показывать нашу овчарку на привезенных из Москвы фотографиях. Думаю, что любимая москвичами и туристами собака должна обрести кличку, а имена зодчего и скульптора должны быть представлены на мемориальной доске.

В этом году в Московском метрополитене появилась еще одна собака и сразу стала любимицей горожан. На станции Менделеевская перед турникетом лежит беспородная дворняжка (скульптор А.Цигаль). На невысоком постаменте читаем: «Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». О печальной судьбе собаки вспоминают с грустью, оставляя цветы у погибшего от человеческой жестокости животного. Образ собаки необходим городу: он вызывает наше сострадание, помогает ощутить единение со всем живущим на земле. Он заставляет нас остановиться не только, чтобы обратить внимание на удачную художественную композицию, этот образ приоткрывает нам новое пространство внутри нас.