ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Светлана Астахова

Кто станет крайним?

Порой случается так, что проблемы, казалось бы, чисто профессиональные, цеховые, становятся достоянием общественного внимания россиян. Особенно когда дело касается столь любимой населением эстрады. О правомерности использования фонограммы исполнителями песен рассуждает певица Светлана Астахова.

Светлана Астахова без "фонеры"
Светлана Астахова без «фонеры»

Что не говорите, а скучать нам, гражданам, не дают. Телевидение радует. Что ни канал, то просто смех: передачи юмористические одолевают. Или музыкальные. По всем кнопочкам лица замечательные, красивые — никогда не меняющиеся, родные, как члены одной семья. Песни все наизусть поем, даже если и не хотим. А когда криминальные передачи показывают, катастрофы, аварии, и все это разбавлено хорошей дозой (до помутнения рассудка) рекламы, — становиться еще веселее. К этому добавьте кино — «стрелялки-убивалки» нашего и импортного производства. Да плюс реформы — то пенсионные, то коммунальные, то образовательные. И все делается с размахом, — наверное, от щедрости души. И все нам на благо, — чтоб не грустили. Например, вместо скверика зеленого — многоквартирный дом построили. Иной раз кажется, что руководители нашей неугомонной жизни родились на другой планете. Или из пробирки. И нет у них ни дедушек, ни бабушек, ни детишек. И внуков с правнуками не будет. Только стремление одаривать нас своими грандиозными свершениями. А все это — от широты натуры! Или от чего-то другого?

Вы только не подумайте, что я на весь мир озлобленная. Это не так. Просто я, по мере сил, готовлю вас, дорогие читатели, к одной очень интересной теме. А вообще — люди в нашей стране замечательные, умные, целеустремленные, изобретательные и много еще чего. Только очень уж подвержены разным страстям. Как в песне: «Летать, так летать. Стрелять, так стрелять…». С перегибами. Посадим зернышко, а прорастет порой такое… Просто цирк. А точнее — шоу. Шоу-бизнес.

А теперь серьезно. Уже давно на телевидении и в прессе идут разговоры о работе на сцене под фонограмму. А сколько информации в интернете — море! Вот только как-то все не конкретно. Но слово «запретить» смущает. Становится не по себе, когда оно звучит из уст наших чиновников. Вышли недавно поправки к Кодексу «О защите прав потребителей» и к Кодексу по административным нарушениям. Необходимо указывать в афишах, как работает артист — под «живую» музыку или фонограмму. И это правильно. Конечно, петь под фонограмму — как бы поделикатнее выразиться — не честно. Я имею в виду — открывать рот. Но обидно, что достаточное количество исполнителей отдают публике всю душу вместе с голосом, а попадают в один ряд с «фонерщиками». Давайте назовем их так — «фонерщики» т.е. люди, не способные без «плюсовой», с голосом, фонограммы издать ни одной живой ноты. Это, действительно, проблема нашего музыкального поколения. Но возникают у меня опасения: не вырос бы из разумного зернышка, очередной административный монстрик.

Все вроде бы верно говорят господа депутаты: нельзя обманывать тех, кто приходит на концерт и платит деньги за билеты. Да и по телевидению вводить в заблуждение зрителей то же ведь не хорошо. Даже спорить не приходится. И движение за «живой» звук просто отличное, даже прогрессивное. Только у каждой медали есть две стороны, не так ли.

Сначала надо определиться с термином «петь под фонограмму». Чтобы ни у кого не возникало недопонимания. Фонограмма — это инструментальное сопровождение певца или певицы с прописанными (при необходимости) бэками (второстепенными вокальными партиями, исполненными самим солистом или приглашенным вокалистом). То есть певец или певица поет своим живым голосом под инструментальную фонограмму. Это не запрещено. Пока. Хотя…

В январе прошлого года в городе Северодвинске Архангельской области случился первый прецедент, когда организатора концерта оштрафовали на 10 тысяч рублей за то, что в афише не было указано, что солистки поют под «минусовую» фонограмму. Специалисты местного отделения Роспотребнадзора посчитали нарушением закона «О защите прав потребителей» то, что на сцене не использовались музыкальные инструменты, а вместо этого звучала записанная на студии фонограмма. (http://www.federalpost.ru/out/issue_20977.html). Наталье Гулькиной и Маргарите Суханкиной из группы «Мираж» было, наверное, не до смеха…

Все чаще раздаются голоса (не буду называть, чьи) о запрете инструментальных фонограмм. Только живой состав: музыканты на сцене со своей потрясающей и «живой» игрой всей группы. Певица (или певец) купаются в овациях восторженных зрителей. «Живого» исполнения не выдержат, мол, только плохие, не умеющие петь, открывающие рот, наводнившие телевизионные эфиры музыканты. Так говорят настырные голоса «правдолюбцев». Только на самом деле вот эти самые «наводнившие» как раз останутся. У них же все проплачено — и эфир, и реклама. И музыкантов они прикупят. А вот умеющие работать честно и талантливо, в основном, не смогут позволить себе содержать группу. Дорого. И заказчики не захотят иметь с ними дело — по той же самой причине. Да и зрители останутся в накладе — билеты будут значительно дороже. Возникнут и другие проблемы, но это, можно сказать, мелочь. Барабанщики — вымирающий ныне класс музыкантов — большая редкость сегодня, хотя все-таки есть. А звукорежиссеры? На вес золота. Где взять на всех? Кто был на «живых» концертах, например, в «Олимпийском» — меня поймут. Поэтому говорить о запрете инструментальных фонограмм, по меньшей мере, не разумно.

Что касается «плюсовой» фонограммы, то и ей однозначно говорить «нет», думаю, преждевременно. Судите сами. В больших телевизионных концертах редко кто поет «живьем». Только те, у кого подходящая «именная» категория. А кто находится в средней или начинающей группе — им что делать?.. Есть вероятность, что вы никогда не узнаете талантливых и в будущем, может, всеми любимых артистов. Да и технические вопросы телевидения сбрасывать со счетов нельзя: заметна разница между живым звуком и «фонерой».

Еще один немаловажный аспект. Плохой (можно сказать, отвратительный) звук на концертной площадке в далеком городе. Исполнитель поставлен перед фактом. Петь под «минус» — есть вероятность потери голоса. Страховку позволить могут далеко не все, и техника безопасности у певцов отсутствует. Откажешься работать — сразу неустойка. Петь под «плюсовку»? Конечно, есть так называемые райдеры, где оговариваются все условия и пожелания артистов, но работает это не всегда. А спрашивать будут.

Если зайдете на форум по обсуждению «фонерной» темы, встретите и такое мнение: «А мне все равно под «фонеру» или живьем. Обожаю артиста и все».

А когда исполнитель и поет, и танцует. Как тогда? Одышка от физической нагрузки бывает и у спортсменов.

Я не защищаю «фонерщиков» и «фонеру». Десятилетний опыт работы на различных концертных площадках с вокально-инструментальным ансамблем, эстрадно-симфоническим оркестром и такой родной теперь фонограммой научил многому. Но любовь к «плюсу» в себе так и не развила. Очень тяжело работать. Эмоции не те. Сил больше тратится. Мышцы лица и шеи болят. Да и просто стыдно. Но, что греха таить, приходится.

В Китае за регулярное пение под фонограмму с эстрадных исполнителей взимали штраф 12 500 долларов и отзывали профессиональную лицензию. Дальше — больше. По новым правилам за пение под «фонеру» чаще одного раза в течение двух лет, артист может быть отлучен от сцены (http://www.rian.ru/rian/index.cfm). Уже запрещены использование «фонер» в Туркменистане (2006) и Азербайджане (2001). Планируют бороться с «плюсовкой» Украина и Казахстан. А в Белоруси певцы, поющие «вживую», имеют льготы (NEWSru.com). Интересно какие? В Мосгордуме тоже планируют ввести штрафы за пение под «плюс». Будем ждать с нетерпением.

Конечно, исполнителей волнует вопрос, что день грядущий нам готовит. Не ждет ли уже армия проверяющих по всей России. Любим мы перегибы. Особенно на местах. Кто будет входить в такие комиссии? Каким образом будут наказывать нарушителей? И не зарабатывает ли кто-то политические дивиденды на разборках с артистами?

Еще раз уточню, я не призываю к халтуре. Стою только за профессионализм во всех сферах деятельности. И хочу напомнить людям, принимающим решения, правильно оценивать существующие жизненные реалии, а уже потом говорить свое веское «слово».

Артист ведь слишком зависим — от формата, спонсоров, администраторов, средств массовой информации… Можно, конечно, бить себя, как Тарзан, в грудь и кричать: «Я самый честный и неподкупный. Я работаю только вживую. С «фонерщиками» даже в одном концерте петь не буду. И на телевидение не пойду (а ведь и не приглашали) — там сплошные «фонеры»». Есть и другой вариант. Бессловесные мальчики и девочки, которым дядя или тетя продюсер как скажут открыть рот, так и будет. Аргумент простой — без меня ты маленькая букашечка, то есть никто. Хотя это потрясающая школа профессионального воспитания — доменная печь для закалки «звезд». Вышел оттуда, выжил, не сломался, да еще нашел себя, стряхнув первую продюсерскую шелуху. Вот и герой. А дальше следующий этап: другой продюсер, или уже сам с усам.

Все дело в этическом подходе артиста к своей работе: то ли приходится «фонерить» по необходимости, то ли это заложено в его сущности.

Конечно, легче всего поставить клеймо — тот хороший, а этот плохой. Но я не критик. У меня, просто, вырвался крик души, причем сдержанный. И вопрос о фонограммах, по сути дела, это всего лишь небольшая верхушка айсберга под названием РОССИЙСКИЙ ШОУ-БИЗНЕС.