ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 6 (84) 2006 г. ПУЛЬС ОБЩЕСТВО ТВ-РЕЗОНАНС ФЕСТИВАЛИ КОНКУРСЫ ВОЙНА ВЕХИ ТЕЛЕЭКРАН СЛОВО КНИГИ ГЛУБИНКА ВЕРНИСАЖ
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

Фаина Гримберг

«Культура» и ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ…

 

В марте канал «Культура» давал своего рода мастер-класс, учил, как надо снимать сериалы. «Долгая дорога в дюнах», «Крах инженера Гарина» и - пожалуй, самое главное - великолепная экранизация «Жизни Клима Самгина». Созвездие прекрасных актеров, замечательный Андрей Руденский - Самгин. И - кстати уж! - многосерийный фильм «Жизнь Клима Самгина» взял на себя труд полемики с тенденциозными передачами Феликса Разумовского, убедительно доказав, что Россия Александра III и Николая II отнюдь не была земным раем. Впрочем, о Феликсе Разумовском разговор отдельный. В цикле передач «Жили-были славяне» он то пытался нас уверить, что украинский язык - это такой «испорченный русский», то бранил Тараса Шевченко, то доказывал при помощи абсурдных тезисов, что государство Украина не имеет права на существование. Кажется, подобные передачи - не лучший для русской культуры способ налаживания контактов с соседями!

Вернемся, однако же, к жанру сериала. Если судить по «Рожденной стать звездой» и «Волчице» , бесконечных историях первого канала и канала «Россия»,то создатели этих историй учились, разумеется, отнюдь не у советских кинематографистов, снимавших добротно и серьезно. Стоит бросить взгляд на одну из серий «Волчицы» или «Рожденной стать звездой», и немедленно возникает ощущение дежа вю. Где-то мы уже нечто подобное видели. Где же? Да лет пятнадцать-десять тому назад. Первое знакомство постсоветского зрителя с этим странным жанром бесконечной и, в сущности, абсурдистской истории. Незабвенная «Мануэла», эпохальные «Богатые тоже плачут».

Тогда интеллектуалы морщились и изумлялись: как это возможно смотреть?! А так называемый массовый зритель, он как будто только того и ждал. Вечерами улицы словно вымирали. Рекорд «Семнадцати мгновений весны» был побит. Тут же выяснилось кое-что любопытное. Те же интеллектуалы наивно предполагали, что простодушный массовый зритель любит все реалистическое, то есть чтобы на экране дома и деревья настоящие и всё чтобы совсем как настоящее. И вдруг оказалось, что массовый зритель, тот самый народ, обожает условность в искусстве. Что может быть условнее двух женщин или женщины и мужчины, беседующих ненатуральными голосами о каких-то абсурдных интригах в интерьере, только лишь символизирующем настоящую комнату, а на самом деле вовсе на нее не похожем…Но, с другой стороны, что может быть условнее народного театра, балагана?! И вот массовый зритель первого и второго каналов получил наконец свою порцию условного искусства в отечественном варианте…

«…Анна входит в дом Катерины. Андрей предупреждает Настю об опасности. Василий едет в Америку. Галина объявляет Павлу о своей беременности. Инна крадет бумаги из сейфа Петра Петровича…» И так далее. Почти до бесконечности. А бразильская «Земля любви» теперь прозябает на периферийном «Домашнем» канале. Потому что может собственных Андреев-Альберто и Мануэл-Катерин  российский телеэкран  демонстрировать!

В марте на первом канале был повторно продемонстрирован сериал по роману В. Аксенова «Московская сага». Что тут скажешь? С одной стороны, на экране мы избавлены от ужасного стиля Аксенова, герои говорят почти по-человечески. Но костюмы, но прически …  Нет, это не «Жизнь Клима Самгина»! Оно и понятно. Раньше фильмы снимались на деньги государства, оно и консультантов оплачивало. А теперь денег на консультантов жалко. Вот и попробуйте снять исторический фильм! Потому что «Московская сага» претендует на звание исторического фильма. Но это, извините, не кино (и не роман), а какие-то малярные работы: все, что при советской власти считалось «светлым», теперь благополучно перекрашивается в темные, зловещие тона. Этими малярными работами заменяется реальный анализ исторических событий, тот самый, который нам продемонстрирован в сериале «Жизнь Клима Самгина». Но ведь и литературная основа имеет значение. Горький стоит в одном ряду с Чеховым и Достоевским, а В.Аксенов – с Г. Владимовым и Войновичем. Разница есть!

Март традиционно проходит под знаком женского праздника. Первый канал отметил первые дни весны рядом первосортных хитов. Тут и «Красотка» с неувядаемой Джулией Робертс и Ричардом Гиром; и Титаник с Лео ди Каприо, и теплый и грустный «Служебный роман», и старомодно роскошная «Клеопатра» с Элизабет Тейлор, ухитряющейся в трех кадрах сменить пять платьев! Мы вновь увидели Т.Доронину и А.Лазарева в «Еще раз про любовь», и в тот же день получили возможность сравнить две интерпретации пьесы Э.Радзинского «Сто четыре страницы про любовь». Потому что фильм «Небо, девушка, самолет », так же как и «Еще раз про любовь», поставлен по этой пьесе.

Но, говоря о кино на телеэкране, нельзя не вернуться на канал «Культура» и не сказать добрые слова о Кирилле Разлогове, спокойном и умном ведущем рубрики «Культ кино с Кириллом Разлоговым». В марте он представил нам ретроспективу фильмов классика польского кино Анджея Вайды. Кстати, фильмы Вайды «Свадьба» и «Барышни из Вилько» никогда в широком прокате не шли. В сущности, Кирилл Разлогов неспешно и спокойно делает важное дело: несет культуру, ну, не скажем, что в массы, но во всяком случае, всем тем, кто смотрит канал «Культура».

Но и другие каналы, кажется, стараются по возможности не отстать. Роман итальянской писательницы Маргарет Мадзантини «Ради бога, не двигайся!» переведен на русский язык совсем недавно. А фильм по этому роману - «Не уходи!» - снят в 2004 году. И вот канал ТВЦ предоставил нам возможность познакомиться с этой почти киноновинкой, полюбоваться прекрасной игрой Пенелопы Крус в роли итальянки, той самой девушки из народа, трагически полюбившей преуспевающего врача.

А что же происходит на периферийных каналах? На СТС правят бал сериалы: «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня». Продукция, как говорится, на любителя. Но любителей много. Так что выбор есть – кому Анджей Вайда, а кому - «Моя прекрасная няня»! В свою очередь, «Домашний» вернул своим фанатам «Скорую помощь». Джордж Клуни и Джулиана Маргулис, а также и все прочие, снова с теми, кто хочет их видеть, снова горят на работе и спасают пациентов.

Это простое русское слово - «шоу»! Ток-шоу или реалити-шоу. «Дом-1» на ТНТ давно уже сменился «Домом-2». Кажется, это тоже бесконечная история, только вместо актеров, говорящих ненатуральными голосами, здесь настоящие молодые ребята и девушки, которые изъясняются на молодежном сленге. Они строят дом и пытаются влюбиться друг в друга. Тоже зрелище на любителя. Но скоро на первом канале затанцует в виде соперницы «Дома» очередная «Фабрика звезд». И у любителей появится серьезный выбор. А, между прочим, есть на ТНТ еще и реалити-шоу «Офис», и «Школа ремонта».

Однако и центральные каналы стараются не отставать! Вот хотя бы НТВ. «Кулинарный поединок» веселит смешными диалогами звезд эстрады и профессиональных ресторанных поваров. «Квартирный вопрос» демонстрирует возможности дизайнеров, на наших глазах преображающих обыкновенные комнаты и кухни в помещения совершенно оригинальные.

Можно похвалить наше телевидение и за внимание к детям. Первый канал по воскресеньям показывает соревнование «Умников и умниц». «Культура» предлагает посмотреть, как подростки разгадывают, кто же скрыт «За семью печатями». Жаль, что это не интерактивные шоу, и потому зрители не могут в них участвовать. Аналогичное шоу для младших школьников - «Перепутовы острова» (на том же канале «Культура») все-таки нельзя назвать удачным. Вопросы детям задают какие-то странные персонажи, наподобие мадам Сварю-пришью, и попробуй догадаться, что «Перепутовы» авторы передачи производят не от «путаницы», а от «путешествия»!

По утрам кино смотрят далеко не все. А между тем можно увидеть кое-что любопытное. Канал «Культура» показывает давние советские фильмы. Сегодня смотришь их совсем не так, как лет тридцать-сорок тому назад. Сегодня эти фильмы уже история, история искусства страны, которой больше нет на карте!.. Вот довоенный «Человек в футляре» Исидора Анненского.  Роскошное  созвездие актеров: Хмелев, Жаров, Ольга Андровская, Раневская…А Ольга Яковлева в арбузовской  «Тане» возвращает нас в семидесятые, в театр Эфроса. И рядом – фильмы, которые в свое время прошли незамеченными. Вот, например «Встреча в конце зимы» И.Шульмана, снятая в 1978 году. Л.Лужина играет замкнутую Анну Губареву, вдруг раскрывающуюся при встрече с фронтовым другом (актер П.Вельяминов). Вполне хороший фильм, психологический, так сказать, не хуже аналогичных чешских или французских.

Впрочем, как известно, дух веет, где хочет! Вот и получился необыкновенно удачным новозеландский фильм «Небесные создания». Здесь тоже психология, но не такая простая, как у Анны Губаревой. Полину и Жюльетту, подростков начала пятидесятых, взаимная любовь приводит… к убийству матери Полины! Снято это энергично и резко.

Ну а как же новые российские фильмы? Вообще-то не так уж и обязательно ходить в кино. Надо лишь терпеливо дождаться, когда фильмы современных режиссеров окажутся на телеэкране. Как, к примеру, нашумевший «Гарпастум». Режиссер фильма – А.Герман-младший, внук писателя Ю.Германа, сын режиссера А.Германа. В аннотациях к фильму нас уверяли, что в основе его - история корифеев советского футбола, братьев Старостиных. Но поверить в это довольно трудно, когда перед нами вяло развертывается некая абсурдистская история о несчастной девице, бежавшей от войны из Белграда… в Петербург! Иногда персонажи действительно играют в мяч. Похоже, это самый скучный футбол на свете! А на консультантов опять пожалели денег! Поэтому о костюмах и говорить нечего. К примеру, один из главных героев, юноша из солидной буржуазной семьи, в 1913 носит рубашку на голое тело, как современный тинейджер!..

А вот и еще один новый фильм: «Первый после бога». Режиссер В. Чигинский.  Но тоже как-то не радостно, то есть не понятно, зачем подводник А.Маринеско, простой парень из Одессы, преображен в капитана Маринина, наделенного аристократическими корнями..

Но… еще не вечер, как говорится! А когда вечер настанет, включайте телевизор и смотрите, смотрите, смотрите!..