ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"
АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА
2006 № 7 (85)

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 7 (85) 2006 г. ПУЛЬС ВЫСТАВКИ БИЗНЕС КСЕНОФОБИЯ ФОРУМ ЛИЦА СУДЬБЫ ПОЛЕМИКА ЭТЮДЫ АНОНС
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

Григорий Нехорошев

ЭКОНОМИКА АБСУРДА

 

Когда я обратился к теме «Бизнес на бритоголовых», то столкнулся с проблемой классификации такого бизнеса.

Самая большая часть этого бизнеса, с годовым оборотом в Москве около миллиона долларов, связана с самими скинхедами: это торговля так называемыми прикидами, ботинками Доктор Мартинс, Гриндерс, куртками бомберами, различной символикой. Вторая статья доходов скинов-бизнесменов - кассеты с записями разного рода скинхедовских групп (от группы «Коловрат» до «Секиры перуна») - годовой оборот в Москве тоже около миллиона долларов. Порядка полмиллиона долларов оборот разного рода так называемой книжной продукции для скинов и о скинах. О каждом из этих бизнесов можно говорить отдельно. Мне об этом приходилось много писать. Но, поскольку такие бизнесы существуют внутри самой этой группы людей, то трудно вынести им оценку со стороны и сделать какой-то организационный вывод. Не можем мы на этот бизнес и повлиять.

Поэтому я остановлюсь на той части бизнеса, когда скинхедов привлекают сторонние заказчики. Причем, что очень важно, эти заказчики – люди вроде бы образованные и вроде бы порядочные. И бизнес их называется вроде бы цивилизованно – гуманитарные технологии. Но самое важное, что мы с этими людьми общаемся и даже иногда сотрудничаем с ними.

Я бы назвал это явление специфическим шоу-бизнесом, а некоторые называют черным пиаром. Заместитель председателя Национал-большевистской партии Анатолий Тишин рассказал мне, что несколько лет назад представитель скинхедовской «Объединенной бригады 88» предлагал своих людей «для провоцирования серьезных беспорядков во время шествий оппозиции всего за 200 - 300 долларов». Вскоре нацболы выяснили, что скинов к ним направляли представители одного московского пиар-агентства, которое работает в том числе и по заказам некоторых структур администрации президента.

Пять лет назад журналист «Известий» Алексей Челноков готовил материал о националистах. На его вопрос: «А можете ли вы устроить серьезный погром?» - Андрей Архипов, нынешний сотрудник газеты «Стрингер», а некоторое время назад лидер движения «Русский проект - Великая Россия», ответил: «Это будет стоить вам 300 долларов».

Приблизительно в 2000 году ставки скинхедов на участие в пиар акциях возросли, что говорит о востребованности их для пиар рынка.

В конце 2001 года неплохо заработал кумир скинхедов рок-музыкант Паук. Он провел пресс-конференцию, на которой объявил о создании некоего комитета по защите чести и достоинства тогдашнего главы президентской администрации Александра Волошина. Мне доподлинно известно, что Паук был приглашен на эту роль людьми из одной финансово-экономической структуры, которая с Волошиным борется. За участие в этой акции «черного пиара» он получил 1000 долларов.

Три года назад, за полгода до печально знаменитого убийства таджикской девочки в Санкт-Петербурге, местная интеллигенция спокойно обсуждала акцию скинхедов накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга. Тогда у здания городского суда, где слушалось дело о том, действительны или нет собранные подписи в поддержку конкурента Валентины Матвиенко, вице-губернатора Анны Марковой, скинхеды провели шумную демонстрацию «в поддержку Марковой». Местные отделения государственных телеканалов почти весь день крутили потом сюжет, крупным планом показывая плакат «Полпредство - в отстой, скинхеды - в бой». Не знаю, как реагировал «рядовой избиратель», но местная интеллигенция, журналисты и политики в один голос говорили мне, что демонстрация скинов - «черный пиар» против Марковой. И проплачена она пиарщиками из штаба «главного кандидата», Валентины Матвиенко. И все, мол, об этом знают, поскольку «Петербург - город маленький».

Меня такие разговоры нисколько не удивили. Меня удивляла обыденность этих разговоров и даже некая снисходительность. За год до выборов губернатора высокопоставленный менеджер одной крупной пиаровской конторы Санкт-Петербурга откровенно сказал мне: «Да, скинхедов и националистов в Питере достаточно часто нанимают за деньги для проведения разного рода пиаровских акций, потому что они хорошие уличные бойцы. Могут и подраться в случае чего. И у них прекрасная конспирация - абсолютно невозможно установить истинного заказчика акции». Говорили мы с ним об очень странной демонстрации скинхедов у офиса лесоперерабатывающей компании «Илим Палп» в центре города, на улице Марата. Скины собрались митинговать против владельца компании Захара Смушкина. Между ним и группой Олега Дерипаски «Базовый элемент» вот уже четыре года идет ожесточенный «имущественный спор» за Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. После демонстрации скинов во многих питерских газетах настойчиво намекали, что состоялась она не без участия людей Дерипаски. И укоряли: как не стыдно привлекать фашиствующих молодчиков для решения имущественных споров... В центральных же газетах ту же информацию опубликовали на правах рекламы, и специалисты сделали заключение, что скинхедов использовали не против Смушкина, а против Дерипаски.

По словам откровенных питерских пиарщиков, заказать демонстрацию вроде той, что была на улице Марата или у городского суда, стоит в Санкт-Петербурге около 1500 долларов. Интересно, что владелец пиар-агентства, сотрудник которого со мной откровенничал, считает себя настоящим питерским интеллигентом и раз в неделю собирает в модном ресторане публицистов и писателей «культурной столицы», чтобы они подискутировали между собой на «высоколобые» темы.

Чуть раньше питерских скинов использовали не столь изощренно. Во время предвыборной кампании в Законодательное собрание города им дали денег на издание газет «Маяк» и «Народный наблюдатель». (Как недавно с бравадой написал в заметке про «черный пиар» внештатный сотрудник этих газет, название второй задумывалось как «многозначительное», и пояснил: «Народный наблюдатель», или «Фелькишер беобахтер», - главная газета НСДАП в 1920 - 1945 гг.) В газетах тех писали в основном о кандидатах от партии «Яблоко». Как вспоминает внештатный сотрудник, «демократы представали исключительно в виде ворюг, агентов ЦРУ и фанатов половых извращений с уклоном в зоофилию», а прошла кампания «под бодрым лозунгом «Бей ябло - спасай Россию!». Автора статьи я тоже знаю. Он тоже считает себя интеллигентом. Из хорошей армяно-еврейской семьи.

На эту тему я как-то говорил и с крупнейшим Санкт-Петербургским политиком, председателем Законодательного собрания города Вадимом Тюльпановым. Меня, признаюсь, поразила та легкость, с которой он реагировал на эти факты. Приведу его слова дословно:

«Если жаловаться на плохую погоду, то это глупо совершенно. Так же и жаловаться на «черный» пиар, который, я считаю, всегда был, есть и будет. Как плохая погода. Иное дело, что действительно в Петербурге, на мой взгляд, самые изощренные, самые изысканные методы применяют. Потому что город политизированный, город очень свободолюбивый, поэтому и политизированный. И именно сюда стекаются все технологии, а также люди, которые используют эти технологии, потому что платят в общем-то неплохо.

До сих пор помню, как баллотировался в свое время в законодательное собрание игрок «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. И вот один из его соперников использовал такой прием. По школам округа, где баллотировался Друзь, ездил автобус с подарками для учеников от кандидата в депутаты. Автобус подъезжал к школе, из него выходил человек в костюме ортодоксального иудея, обращался к директору со словами: «Я привез вам подарки от Друзя. Можно ли собрать несколько классов? Сейчас подарки раздадим». Директор собирал ребят. Человек из автобуса спрашивал: «Есть ли среди вас еврейские дети?» Ну, и, допустим, никто не отзывался. Тогда он говорил: «В таком случае мы эти подарки давать вам не будем». И автобус уезжал. За Друзя проголосовали немногие».

Недавно я говорил с одним представителем петербургской интеллигенции о писателе, который работал в предвыборном штабе Валентины Матвиенко и вместе со своей подружкой сочинял «от имени народа» стихи о «дорогой» Валентине Ивановне. А после выборов от своего уже имени провел в городе семинар об опасности «наступления тоталитаризма» с призывом «уходить в подполье». Мой собеседник сказал: «Ну, на Матвиенко он работал за деньги, есть-то надо. А конференцию провел как писатель. Это разделять надо». Скинам тоже «есть надо», и подкармливают их на пиаровские деньги. А убивают они по убеждениям. Видимо, тоже «разделять надо»? Не разделяется.

Мне кажется, что по всем приведенным мной случаям, кто-то из специалистов так называемого пиар-сообщества должен провести расследование и сделать жесткое заявление хотя бы в рамках их профессиональной ассоциации РАСО. Назвать по именам этих пиар-технологов, чтобы мы не подавали им руки. И таким образом на этот грязный бизнес мы сможем повлиять.