ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2007

Леонид Гомберг

Возникновение этносов и религий в контексте Библии

Впервые Библия обращается к проблеме происхождения этносов в известных фрагментах Книги Бытия — Таблица народов (Б.10) и Вавилонское столпотворение (Б.11). В основе эссе о библейском этногенезе лежит доклад Леонида Гомберга на научно-просветительской конференции «Авраамические религии и этносы в России» в апреле 2007 года.

В Таблице народов зафиксированы фундаментальные представления цивилизованной части тогдашнего человечества о происхождении и расселении племен по представимой в то время ойкумене. Есть разные точки зрения на время создания текста, но в любом случае это было задолго до Геродота (V век до н.э.).

Человечество представлено в Таблице как потомки Ноаха, наследники патриарха, есть угодно, как одна большая семья. Причем в качестве «наследства» выступают не только сами народы (этносы), но также города и страны, названные по именам этих народов или их прародителей. В некоторых случаях списки сопровождаются лаконичными, но многозначительными комментариями. В Таблице народов появляются совершенно реальные топографические обозначения, не только скрытые в веках, но и вполне узнаваемые по современной туристической схеме или новостной хронике.

«Таблица» начинается с генеалогической горизонтали сынов Иефета, в которой представлены семь имен так или иначе связанные с географической картой Древнего Востока. Считается, что к «сынам Иефета» отнесены «нейтральные или просто отдаленные племена и государства Ирана, Малой Азии и Греции» (И. Тантлевский). Для библейской повествовательной традиции значительный интерес представляет имя Тувал. Оно отсылает к известному из Кенитской генеалогии имени Тувал-Каина, «шлифующего и кующего всякую медь и металл» (Б. 4,22), т.е. к одной и важных фигур среди каинитов (кенитов) — «клана первых кузнецов» (Б. Мойшезон). Далее при перечислении сыновей Иефета следует Мешех. Некоторые мифологи считают Мешеха прародителем славянских народов в варианте «Мосох» и даже выводят из этого имени топоним «Москва». Но это, конечно же, курьез. Обычно Тувал и Мешех отождествляют с народами Центральной и Восточной Анатолии, которые фигурируют в ближневосточных хрониках как Табал и Муски или Тибарены и Мосхи у Геродота.

Среди потомков Иефета присутствует этноним Ашкеназ, который обычно употребляют применительно к евреям Центральной и Восточной Европы. Ашкеназ — старший сын Гомира, который, в свою очередь, является старшим сыном Иефета. Этноним Гомир идентифицируется с киммерийцами, выходцами из закаспийских степей и успешно воевавшими на Востоке, начиная со второй половины II тысячелетия до н.э. Полагают, что название Ашкеназ связано с древней страной в верховьях Евфрата, неподалеку от Урарту. Но уже в средние века топоним служил для обозначения густо населенной евреями территории по берегам Рейна, а потом и всей Германии. Вероятно, в древности земля Ашкеназ была как-то связана с местом остановки и расселения одного из кланов потомков Ноаха, в последствии при римлянах переселившихся к Рейну.

В генеалогической горизонтали сынов Ноаха в близком соседстве с Ашкеназом стоит Тогарма. В исторических памятниках это имя встречается в знаменитой переписке выдающегося иудейского деятеля X века Хасдая ибн Шапрута из Кордовы с хазарским каганом Йосефом. Каган сообщил в письме своему корреспонденту, что его народ, хазары, происходит из рода Тогармы.

В горизонтали сынов Хама знаменательна линия Хам – Куш – Нимрод, поскольку с Нимродом еврейская традиция связывает и строительство Вавилонской башни, и деятельность молодого Авраама, и вообще отождествляет его с вполне исторической фигурой — царем Хаммурапи (1792-1750 году до н.э.). Царство Нимрода Таблица народов локализует в Вавилоне (Бавеле), Аккаде и других городах в земле Шинар, т.е. Месопотамии.

С именем Хама через Мицраима связаны Пелиштим (филистимляне) и другие народы моря. Эти филистимляне давно стали бы одним из многочисленных этнических анахронизмов, упоминающихся в библейской истории и исчезнувших уже в начале I тысячелетия до н.э., если бы не современные политические спекуляции, связанные с конфликтом на Ближнем Востоке.

В горизонтали сынов Хама очень важно имя Кнаан (Ханаан), о котором сказано, что он «будет рабом» (Б.9,27) потомков своих дядьев Иефета и Шема (Сима).

Именно с Кнааном связан круг народов, которых согласно Обетованию, данному Аврааму, должны победить израильтяне после Исхода из Египта. Некоторые из этих топонимов и этнонимов хорошо известны историкам. Цидон — важный город в Финикии. Хетты — несемитский народ, обитавший в Ханаане задолго до возникновения Хеттского государства в Малой Азии и имевший контакты еще с Авраамом и его внуком Исавом. Одни этнонимы — Эморийцы (Амореи), Гиргашиты, Хиввийцы — более или менее часто встречаются в списках и перечнях Ханаанских народов, другие впоследствии по каким-то причинам остаются без внимания в библейском повествовании. Возможно, многие из них объединены под именем Ханаанеев.

Следует отметить, что деление обитателей Ханаана на Амореев и Ханаанеев с точки зрения современной науки вполне корректно. «Многообразие погребальных обычаев в столь маленькой стране, — пишет археолог Амихай Мазар, — вероятно, отражает присутствие очень разных групп населения… Одиночные погребения в простых ямах или склепах встречаются в основном на побережье, тогда как коллективные погребения в пещерах, высеченных в скалах, характерны преимущественно для районов Шфелы и нагорья. Библия называет обитателей равнины ханаанеями, а коренное население гористых районов страны — амореями».

Некоторые сведения Таблицы народов могут показаться противоречивыми. Не понятна, например, логика, по которой финикийцы и хетты отнесены к «сынам Хама». Можно предположить, что в период, когда создавалась и бытовала информация, содержащаяся в «таблице», израильтяне находились с этими народами во враждебных отношениях. В этой связи бросается в глаза противоречивое отношение к этнониму Ашшур. С одной стороны, Ашшур упоминается рядом с Нимродом как выходец из земли Шинар и строитель тамошних городов, но с другой, назван в числе сынов Шема (Сима) как «двоюродный прадедушка» самого Эвера, предка Авраама. Еще до начала фиксации «главной линии» Пятикнижия Шем — Арпахшад — Шелах — Эвер нас предупреждают, что именно Шем является отцом «всех сынов Эвера» (Б.10,21), «иврим».

Скорее всего, имя Эвер происходит от аморейского «ибру», означающего «переход» (например, через реку). Возможно, в этом имени отразилось важнейшее событие в жизни верхнемесопотамских аморейских племен — уход из Месопотамии через Евфрат в начале II тысячелетия до н.э.

Имя его сына Пелег от аморейского «пальгу», что означает «раздел». В Таблице народов сказано, что «в дни его разделилась земля» (Б.10, 25). Что это значит? Ответ также имеется в «таблице». От ближайших потомков Ноаха «отделились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по семьям своим в народах своих» (Б.10, 5).

Можно предположить, что первоначально наименование «иври» не совпадало с кланом людей, последовавших за Авраамом, и относилось к довольно широкому кругу племен, ушедших из Месопотамии, перейдя Евфрат. Лишь после «разделения» этот термин закрепился за народом, впоследствии идентифицировавшим себя как Израиль. В рассказе об Аврааме это «разделение» представлено весьма наглядно: сначала в истории Лота, а потом — и Ишмаэля.

Сведения Бытия о миграции «сынов Ноаха» в долину на земле Шинар (Б.11,2) в целом совпадает с данными современной науки. Заселение Месопотамии началась только в конце V тысячелетия до н.э. и привело к созданию там первой в истории человечества цивилизации с городами, храмами, развитой ирригацией и сельским хозяйством. Именно там, вероятно, еще раньше, чем в Египте, началось строительство огромных зданий — зиккуратов, ставших прототипами знаменитой Вавилонской башни.

Показательно, что, согласно Бытию, строители, возводившие это «чудо света», преследовали две различные цели: «построить город и сделать себе имя» и «построить башню, чтобы не рассеяться по лицу земли». Некоторые ученые даже полагают, что речь идет о двух разных сюжетах, объединенных в единый рассказ. Но как бы там ни было, такую историю мог придумать только народ, видевший в рассеянии большую, может быть, непоправимую беду и желавший избежать ее всеми возможными способами.

Не случайно изгнание и скитальчество, начиная с Адама и Каина, — становятся сквозными темами Пятикнижия.

Обобщая имеющуюся в Библии информацию относительно происхождения народов, можно выделить три этапа этногенеза:

1) формирование монотеистического мировоззрения (Авраам);

2) формирование национального самосознания (Моисей);

3) завоевание территории обитания (Иисус Навин).

Мы уже говорили о том, что Библия рассматривает происхождение народов как итог увеличения и деления семьи.

«Древний моногенетизм признавал семью источником народа, исходной точкой этногенеза, а сам процесс этногенеза воспринимался как разрастание этой семьи», — пишет Йоэль Вейнберг.

При этом в Писании ясно определены этапы преобразования семейного клана в народ:

-наречение имени (история о получении Иакова имени Израиль);

-увеличение численности (история об «этническом взрыве» во время египетского изгнания);

-осознание своей особости (получение Торы и концепция избранности);

-обретение военной мощи (победы Моисея над народами Заиорданья);

-завоевание территории (вторжение Иисуса Навина в Ханаан).

Тема «изгнания и скитальчества» отличает понимание древними евреями своего этногенеза от обычного представления древних племен. Как правило, на первый план выдвигалась изначальная и постоянная связь народа с его страной (автохтонность), даже когда это не соответствовало действительности. «Древние евреи, наоборот, всегда подчеркивали, что они пришельцы в своей стране, что Ханаан изначально не был их родиной, а стал таковой только в результате Б-жественного благодеяния...» (Й. Вейнберг).

В дальнейшем это привело к идее диаспоральности, «диаспорному сознанию», иными словами, к фиксации такого положения, при котором народ считает в той или иной степени нормальным, «законным» свое пребывание как в Эрец Исраэль, так и в диаспоре.

Впрочем, это уже другая тема…