ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 9 (87) 2006 г. ПУЛЬС СОЦИУМ TV НАРОДЫ ЗАГРАНИЦА ВРЕМЕНА СЛОВО МОДА ФЕСТИВАЛИ/ ФОРУМЫ
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

Михаил Крунов

КОСТЮМ – АДЕПТ ВЛИЯНИЯ?

 

Один только взгляд на одежду человека, на то, как он ее носит, скажет нам многое о его личности. Немедленно выстраивается психологический и социальный его портрет: характер, область деятельности, политические взгляды, уровень дохода и семейное положение.

Даже в таком климате, где можно обойтись без одежды, люди все равно стараются что-то надеть на себя: используют татуировки и различные украшения. И это тоже - костюм.

Каждое время предъявляет свои особые  требования к костюму. Он защищает, украшает, определяет общественный статус и становится средством коммуникации между людьми.

В наши дни, когда создание  костюма является высоким искусством и наукой одновременно, когда в производстве материалов используются супертехнологии, - костюм стал средством манипуляции и воздействия на окружающих. Политики, готовящиеся к публичным выступлениям, артисты, выходящие на сцену, ведущие телевизионных передач - все они  активно пользуются консультациями художников-стилистов. Всё востребованнее становится эта профессия.

А откуда берутся специалисты такого уровня, где идет их подготовка? Старейшая школа моделирования костюма в нашей стране - факультет прикладного искусства (ФПИ) Московского государственного текстильного университета имени А.Н.Косыгина. Почти восемь десятков лет существует этот факультет. Здесь сложилась своя, национальная школа моделирования костюма. Подготовленные на факультете специалисты возглавляют Дома моделей, являются художественными руководителями фабричных мастерских, президентами фирм по выпуску модных изделий, работают на телевидении, в киностудиях и в модных журналах… Среди выпускников ФПИ - Вячеслав Зайцев, Владимир Зубец, Виктория Андриянова, Александр Игманд, и многие другие художники-модельеры, представляющие «лицо» русской моды.

Любая школа, тем более художественная, существует благодаря присутствию, балансу двух сил: центробежной и центростремительной - традиции и новаторства. В основе методики преподавания науки о костюме лежат принципы, разработанные еще в 30 годы. Методический, педагогический опыт существует в развитии, он может сохраниться только приращением.

В преподавательской работе важно, чему учат, еще важнее – как учат, но самое главное - кто – личность самого преподавателя. В этом плане текстильному институту повезло: в его стенах в разное время работали такие мастера искусства, как: А.Федоров-Давыдов, А.Дейнека, А.Дубинчик, В.Шугаев, Т.Козлова…

Создатель костюма должен быть художником – живописцем и графиком, конструктором и технологом. Он  размышляет с карандашом в руках, и от того, насколько свободно владеет художник-дизайнер изобразительными средствами, растет и уровень пластических идей, повышается  проектная культура. Костюм, точнее - идея его зарождения, начинается с маленького эскиза, который обретает реальные контуры, воплощаясь в материале.

В соответствии с требованиями времени возникают новые дисциплины. Созданию эскизов будущего костюма обучает костюмографика - область современной науки, заявившая о себе в последние десятилетия. Это та область, в которой я, профессиональный художник, совместил свои творческие интересы с интересами научными и педагогическими.

Костюмографика была разработана профессором Р.А.Степучевым в восьмидесятые годы, что совпало с появлением компьютера в проектировании и создании изображения костюма, этот новый инструмент формализовал работу художника. Возникла необходимость проанализировать и описать изображение как систему знаков.

Создавая изображения костюма, уже недостаточно владеть механическим срисовыванием, необходимо изучать грамматику, синтаксис, морфологию, стилистику изобразительного языка. Костюм и изображение костюма - такая же знаковая система, как и наша речь, поведение, музыка. Само время требует нового взгляда на изобразительную деятельность, как на знаковую систему, как на язык.

Писателю, чтобы быть понятым и адекватно выражать свои мысли, необходимо серьезно изучать литературный язык, точно так же художник овладевает семиотическими принципами создания изображения.

Понимать законы красоты, создавать прекрасное, участвовать в глобальных общественных процессах, а значит, быть востребованными – это то, что привлекает новое поколение в этой области. Заниматься моделированием костюма стало интересно и престижно. Поэтому такой высокий конкурс при поступлении в институты, где готовят модельеров.

Многие годы факультет прикладного искусства готовил художников-технологов, эта дизайнерская специальность в советские времена должна была отвечать «плановым» задачам - удовлетворять потребности общества в дешевой одежде. Так что создателям одежды нельзя было развернуться: индивидуальные запросы оттеснялись на задний план выпуском больших серийных партий.

Сегодня требования к продукту модельера изменились: это не только разработка отдельных изделий и коллекций, но и постижение новых семиотических явлений, влияющих на общественное сознание через стиль. Художник-стилист - это художник, семиотически и концептуально мыслящий, способный проявить себя в любой области искусства.

В художественных вузах учебный и творческие процессы тесно связаны между собой. Экзамены и зачеты оценивают учебные задачи, поставленные преподавателем, а выставки и конкурсы - творческую работу. Но это несколько условное членение: в реальной жизни труднее разделить эти два процесса. Художник должен видеть свои произведения в пространстве зала, на стене, на подиуме, на просмотре во время экзамена. Видение, созерцание, осмысление, анализ - это такая же важная часть творчества, как и само исполнение. Два параллельных процесса - видение и делание - связаны между собой, как душа и тело, как форма и содержание, как образ и знак, как идея и исполнение. Выставки и конкурсы - это важная часть обучения, потому, что студент учится видеть себя со стороны, в среде, в определенном контексте. Здесь он впервые задумывается о иерархии, об адресности, о смысле искусства.

Мода - таинственная деятельность человека. До сего времени не понятно, как рождается стиль. Что он - изобретается, как автомобиль или какой-то электрический прибор, или открывается как явление природы? Или проявляется как продукт самопознания человека?

Жизнь стремительна и не терпит однообразия, поэтому так изменчивы наши увлечения модой, один стиль сменяется другим. И только профессионалы-специалисты могут предсказать, открыть или разработать новое стилистическое направление.