ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ АВТОРЫ № 3 (92) 2007г. ПУЛЬС ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТВ-ПОДМОСКОВЬЕ РЕГИОНЫ ОПЫТЫ КНИГИ ВОЙНА СЛОВО MEMORIA
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

 

 

Сергей Солдаткин

 

 

Сибирское счастье

Взгляд со стороны

 

 

Главный вокзал в НовосибирскеЧто беспокоит жителей столичного сибирского города? Их беспокоит вовсе не низкий уровень жизни (зарплаты в среднем в два раза ниже московских при вполне московских ценах на товары, за исключением продуктов первой необходимости), не жуткие пробки на дорогах, зимой превращающиеся в безнадёжные, не дороговизна на рынке покупки и съёма жилья. Нет, если судить по местной прессе и даже во многом по бытовым разговорам жителей, их беспокоит Москва. Москва — это одновременно новосибирская мечта и соблазн, но в то же время, это монстр и насильник. Москва притягивает роскошной столичной жизнью и высокими зарплатами, но отпугивает проблемами с жильём. Москва недоступно далека, но одновременно у неё длинные руки. Мощь московского бизнеса вызывает у местного тщательно скрываемые панические настроения со слабой надеждой — быть может, этот кусок москвичам не нужен…

 

    У меня пропал кошелёк. Потерялся в больнице, когда я переодевался. Сумма, которая там покоилась, была не столь велика, чтобы впадать в безнадёжную депрессию, однако кошель содержал «деньги до зарплаты», а последняя предстояла нескоро, транспортную карту и ещё разную полезную мелочь… В общем, неприятно. И не удивительно — кошелькам свойственно иногда теряться. Но находиться?! А он нашёлся.      Позвонила на мобильный какая-то женщина (в кошеле лежал чек пополнения счёта с номером) и сказала, что вернёт его. И вернула. Со всеми деньгами, отказавшись от вознаграждения.

    Это рождественская сказка такая. И подлинная история. Но не московская, а сибирская. Ново-сибирская. В Москве подобные сказки почему-то материализуются значительно реже. После истории с кошельком мне захотелось осесть где-нибудь в этой Сибири насовсем — хорошие здесь люди, душевные... Целых два дня хотелось, пока я не заметил, что кондуктор автобуса, на котором я частенько езжу на работу, регулярно обсчитывает пассажиров. Не намного — на один-два рубля. Обычное явление, но вот ловили эту кондукторшу только на моих глазах дважды. Она смущается, уходит куда-то в центр автобуса… Но на следующий день всё повторяется снова. И никто не протестует — просто укажут на ошибку — и ладно. Спокойные здесь люди, неторопливые… Где-то в глубине души. Но на поверхности… Взять хоть те же автобусы: вот Новосибирск с высоты птичьего полетанесётся автобус большими прыжками, пассажиры болтаются по всему салону, и кто-то из них, наконец, выговаривает кондуктору — "ну что же он у вас, ездить не умеет?" А кондуктор возмущённо отвечает — "водитель не спал две ночи, еле за руль сел, а вы ещё недовольны!!!"            Пассажиры затихают. Сильные здесь люди, с характером… Похожим на основную природную достопримечательность Новосибирска — реку Обь. Огромная река с быстрым течением и сравнительно чистая: летом на пляже недалеко от центра города можно отлично искупаться. Жара-то в июле здесь стоит за 40°. Правда, пляж почему-то устроили почти прямо под метро- и автомобильным мостом… Впрочем, что для сибиряков метромост! А вот само метро здесь презабавное: бегают по двум веткам маленькие поезда — пять вагончиков, разукрашенные снаружи рекламой какой-то одной фирмы — то "Мегафон" проедет, то "Билайн", а то и вовсе "Провансаль". Зато внутри поездов установлены телевизоры, где демонстрируют фигуры местных начальников. Вперемешку с мультфильмами местного производства и — что мне особенно понравилось — интеллектуальными играми. Например, аналогом "Поля чудес": на экране четыре рамочки для букв и вопрос: "негр, чернокожий (устар.)". Ответ через 30 секунд. Правильно, арап.

    Однако самих "арапов" в Новосибирске немного. Сорокоградусные морозы зимой, горы громоздящегося слоями снега (новосибирские коммунальные службы явно не желают убирать снег на дорогах и во дворах, и понятно почему — это же часть местного ландшафта!) пугают нежные души африканцев. В отличие от китайцев, присутствие коих весьма заметно. Но дело тут даже не в количестве — в конце концов, где теперь на Земле нет китайцев? А в поведении. Китайцы в Новосибирске ведут себя не как приезжие. А как местные жители. В их глазах спокойствие и уверенность в завтрашнем дне на этой земле. Иногда от оптимизма и незаметного, вполне культурного, впрочем, напора восточных друзей становится несколько не по себе, хочется уехать поближе к России. Впрочем, Сибирь — это же Россия?! Или уже не совсем Россия… Сложно сказать, в чём причина подобного положения — сказывается ли на сибирских китайцах близость родных земель, континента "Китай", или незаметность милиции в столице Сибири… Кстати, уважаемые москвичи, чтоб вы знали, новосибирцы называют свой город именно столицей Сибири и очень гордятся таким статусом, противопоставляя себя москвичам. Но в отличие от столицы европейской России, в Новосибирске действительно почти не встретишь милиционера, проверяющего у кого бы то ни было документы. Впрочем, и преступность в сибирской столице какая-то малозаметная. Помню, как по приезде решил я прогуляться ночью с любимой женщиной по улицам города. Посмотреть, так сказать, на местную ночную жизнь. Ну и по московской привычке начал экипироваться — взял с собой паспорт, электрошоковую дубинку, баллончик со слезоточивым газом, а лезвие — оно всегда у меня в костюме на всякий случай… Но вся экипировка оказалась напрасной. Нет, нам встречались и подгулявшие граждане, и компании подростков, но "граждане" возвращались домой потихоньку, подростки даже матерились редко, не то, чтобы к прохожим приставать, грабители и убийцы, возможно, в этот день взяли выходной. Вдруг видим — два китайца, едва держащихся на ногах и оживлённо что-то по-своему обсуждающих, а навстречу им — три милиционера. "Ну вот, — говорю я любимой женщине. Сейчас китайцы облегчатся на изрядную сумму. Если их, конечно, не заберут в отделение". Но нет, я оказался не прав. Милиционеры на китайцев не обратили никакого внимания. Пару месяцев я ходил по городу с паспортом, сейчас бросил это московское занятие — похоже, новосибирскую милицию, как и самих новосибирцев, паспортный режим кого бы то ни было мало беспокоит. Я ж говорю — спокойные здесь люди, гостеприимные и неагрессивные.

    Впрочем, местные жители уже привыкли к московским торговым сетям. Которые, однако, московские, скорее, лишь по "бренду". Посетил я как-то местный магазин бытовой техники "Эльдорадо". Он поразил меня даже не бедностью ассортимента при огромной территории, а немерянным количеством праздно шатающегося обслуживающего персонала (накануне, кстати, новогодних праздников). Парни студенческого возраста, одетые в униформу, слонялись толпами по салону и не обращали никакого внимания на редких покупателей. Когда же я попытался поговорить с одним парнишкой по поводу нужного мне диктофона, тот с большой неохотой стал читать инструкцию… Резко контрастировал с "Эльдорадо" аналогичный магазин сибирской сети "Сибвез" (название расшифровывается как "Сибирское везение") — там, похоже, консультантам дано указание "ловить" покупателей уже у дверей… То ли местные предприниматели лучше знают родной менталитет, то ли привыкли больше работать, то ли угроза "руки Москвы" сделала своё дело, но в плане качества Мост через реку Обьобслуживания и даже ассортимента "местные", по моим ощущениям, пока что выигрывают у московских филиалов. Трудолюбивы сибиряки и основательны. Однако они же — энтузиасты и романтики по характеру, хоть сразу этого и не видно. "Уехать в Москву" — заветная мечта многих новосибирцев. Иногда складывается впечатление, что они втайне очень не любят свой город. Конечно, тому есть причины. Архитектура в столице Сибири — сплошь сталинский ампир, да хрущёвки, перемежающиеся с современными "элитными" домами-башнями. Разве что железнодорожный вокзал, недавно отреставрированный, радует глаз. Но, впрочем, вокзал — это же ворота в Москву… Под стать архитектуре и городские названия — "Красный проспект" (центральная магистраль города), на котором находится "площадь Ленина" с выходящей к ней "улицей Ленина" у остановки "Дом Ленина", как раз напротив памятника Ленину… К этому общесоветскому стандарту добавляется местная советская же экзотика: улица Сибревкома, Сибиряков-гвардейцев…

    Но дефекты городской жизни искупаются природой. Иного эпитета, кроме "могучая", к ней сложно подобрать. Огромная, полноводная река, гигантские сосны лесов (не чета подмосковным сосенкам), окружающих город, Обское море (так новосибирцы называют водохранилище, где, действительно, не видно противоположного берега) и в целом какая-то трудноописуемая природная мощь, сила, сквозящая даже из деревьев в городских парках, выражающаяся даже в резко континентальном климате — вот это и составляет подлинное сокровище сибиряков, богатство, которое большинство из них толком и не замечает и не ценит, родившись и вырастая в нём и так желая покинуть родину в поисках достатка. И не город свой надо бы им противопоставлять Москве — Новосибирск всё равно останется пародией на столицу, а вот эту живую энергию — природу, которая, конечно, есть подлинная энергия и подлинная жизнь, в отличие от искусственной энергетики и механического ритма Москвы. Счастливые люди здесь живут, не ведающие, однако, своего счастья…