ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 6 (84) 2006 г. ПУЛЬС ОБЩЕСТВО ТВ-РЕЗОНАНС ФЕСТИВАЛИ КОНКУРСЫ ВОЙНА ВЕХИ ТЕЛЕЭКРАН СЛОВО КНИГИ ГЛУБИНКА ВЕРНИСАЖ
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

Яков Назаров

Иди и след свой сохрани

 

При входе в залы ХХ века Третьяковской галереи зрителя встречает деревянная фигура матери с младенцем под названием «Иди и след свой сохрани», созданная скульптором Аллой Полозовой. «Самая прекрасная скульптура нашего времени», - сказал об этой работе академик Дмитрий Жилинский. По его убеждению, Полозова сегодня – скульптор № 1 в России.

Алла Германовна живет в Москве, в здании академических скульптурных мастерских в районе Владыкино. Старый дом со старым садом чудом уцелел в наши дни. На протяжении долгого времени она из-за боли в ногах практически не выходит из своей мастерской, где она живет в окружении своих друзей – собаки и шести кошек.

Уже много лет я регулярно прихожу к Алле в ее мастерскую и фиксирую на пленку жизнь, которая там протекает. Физически Алла немного сдала за это время, но, несмотря на ее 82 года, состояние ее духа неизменно крепко и просветленно.

Все жизненные невзгоды, перенесенные ею, физические страдания, непризнание со стороны властей (известно, что на знаменитой юбилей    ной выставке МОСХа Никита Хрущев у ее работы «Материнство» от гнева топал ногами), загадочное исчезновение работ из мастерской – ничто не  может поколебать ее внутреннюю цельность и любовь к людям.

Хорошо знающий Полозову искусствовед Григорий Анисимов (автор предисловия к единственному большому альбому, представляющему работы скульптора) пишет о ее творчестве: «Чем берет художник? Богатой выдумкой, изобретательностью, особым своим чувством прикосновения молотка к бронзе. С утра до вечера художник не знает покоя! Алла работает до полного изнеможения, ложится спать и думает о том, что предстоит ей делать завтра… В каждой мелочи, в любой ее керамике, стекле, медной выколотке, камне – везде художник».

По своей творческой манере она сродни тем мастерам скульптуры, которые стремятся активизировать пластическую форму, чтобы представить зрителю самые характерные черты изображенных героев. Вот «Мальчик, которого не боятся птицы» - он поражает своей открытостью миру и духовной чистотой. А вот «Георгий Победоносец», отличающийся благородством, собранностью, готовностью к подвигу. Он только что, в этом году, покинул мастерскую Полозовой и отправился на выставку в Китай.

Бетховен однажды заметил: «Жизнь – трагедия. Ура!» Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Аллы Полозовой, которое одушевляется светлым, жизнестойким мироощущением. Недаром одна из ее работ последнего периода называется – «Амур разбит. Да здравствует Амур!».

Алла Германовна – скульптор божьей милостью. Всё, к чему она прикасается, - глина, дерево, камень, металл, стекло – обретает красоту формы, становясь пластической ценностью и носителем духовного смысла.

Однажды Полозовой задали вопрос: «Если бы к вам пришел Бог, о чем бы вы его попросили?» И она ответила: «Я бы его только поблагодарила».