ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 

Шимон Бар Йохай

Танхум Бусин



Размышления в дни Омера

Омер – 49-дневный период еврейского календаря, ведущий отсчет со второго дня Песаха до праздника дарования Торы – Швуэса. 49 дней продолжался исход евреев из Египта, что соответствовало 49-и ступеням падения еврейского народа за время египетского плена. Кстати, мы знаем, что существует семь основных сфирот. Каждая же из них состоит тоже из своих своего рода семи подсфирот. Так что тоже возникает число «49». В Торе, в книге Ваикра, сказано: «И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами омера возношения, семь полных недель. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» (Ваикра, 23,15). Имеется в виду, что любое передвижение в пространстве сопряжено для каждого человека с изменением и во времени. Скажем, в Москве уже утро, а в Нью-Йорке вечер предыдущего дня. А если человек вообще попал в Нью-Йорк из Москвы через Владивосток? Тогда он справляет Швуэс по своему отсчету.

Песах Шейни приходится на тридцатый день после Песаха. Второй Песах возник в силу того, что еще во времена Моше были люди, которые не могли принести пасхальную жертву по непреодолимым для них обстоятельствам. Например, не успели пройти ритуальное очищение после погребения родственников либо были в дороге… И В-вышний дал повеление народу через Моше, чтобы спустя 30 дней те, кто не смог этого сделать в сам Песах, очистившись, принесли пасхальную жертву. В еврейском календаре, кроме Песаха, нет никакого другого ежегодно повторяемого праздника. Само присутствие Песаха Шейни учит нас тому, что человек всегда может доделать то, на что, казалось бы, время уже ушло. В иудаизме ведь не бывает ничего потерянного безвозвратно.

Праздник Лаг ба Омер – на 33-й день. На Лаг Ба Омер делают пикники, жгут костры, сажают деревья, стреляют из лука, ходят на гору Мерон, где упокоился Шимон Бар Йохай… У рабби Акивы (50–135 по Григорианскому календарю) было множество учеников. 24 тысячи из них умерли во время эпидемии чумы. Мор прекратился именно на 33-й день Омера. А до мора ученики рабби Акивы враждовали между собой… В тот же день позднее покинул этот мир выдающийся ученик рабби Акивы – Шимон Бар Йохай. Шимон Бар Йохай (РаШБИ) вместе с сыном много лет скрывался от преследований римских властей в пещере. Его высказывания доходят до нас через всемирно известную книгу «Зоар». Рукопись «Зоара» долгое время ходила исключительно из рук в руки посвященных. «Рассказывают, что книга «Зoap» была спрятана в одной из пещер возле Мерона, там ее нашел араб и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. А несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца. И он принялся искать «Зоар» и сумел собрать все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, заворачивали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор хa Хама. Ерушалаим, 1886, л. 2).

Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы «Зоара», эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом Моше де Леоном (умер в 1305 г.), после того как он встретил Ицхака из Акры. Ицхак из Акры был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая Тодроса Абулафия и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Наиболее ранний дошедший до нас список книги «Зоар» датируется примерно 1270 годом. Первое печатное издание относится к 1558–1560 годам Григорианского календаря.

Крупным продолжателем учения Шимона Бар Йохая был Ари а-Кадош (Аризаль), родившийся в 1534 г. (по Григорианскому календарю) в Ерушалаиме и умерший в 1572 г. в Цфате, а впоследствии Баал Шемы и основатель хасидизма Баал Шем Тов. Принципиальный вклад в популяризацию каббалистического учения внес труд «Тания» основателя ХаБаДа рабби Шнеура Залмана из Ляд, известного как Алтер Ребе.

Между прочим, Алтер Ребе не проходит мимо и столь волнующей во все времена едва ли не каждого и наиболее закрытой для многих темы – гилгуль нешамот (переселения еврейских душ), представление о котором есть в каббалистическом учении. Вечная еврейская душа способна многократно облачаться в разные телесные оболочки, при этом знание о предыдущих воплощениях от самого человека в обычном состоянии скрыто. По Алтер Ребе, как правило, еврею в его земном пребывании предназначено исполнить все 613 заповедей В-вышнего, что более чем трудно успеть в одной жизни. В этом смысле тело – своего рода инструмент для исполнения заповедей. При этом в определенной жизни каждый еврей имеет выбор, какие именно заповеди и каким образом исполнить. Есть заповеди для мужчин, есть для женщин, для разведенных, для вдовцов… Есть специальные заповеди для коэнов и левитов. Соответственно в разных жизнях еврейская душа может побывать в самых разных оболочках, дабы получить возможность выбора для исполнения всевозможных заповедей. При этом в последующей жизни могут с точностью до наоборот повторяться соотношения душ из жизней предыдущих – меняются местами муж и жена, брат и сестра, мама и сын или, скажем, хозяин и его работник… Это условно для того, чтобы отработать ту или иную духовную задачу человека. В этом смысле – возможно не случайно, что число евреев в мире, по одному из мнений, постоянно колеблется от тринадцати до восемнадцати миллионов. И среди них – одни и те же души, исполняющие разные мицвот.

Так, по одному из мнений, мудрец Аризаль был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, возглавлявшего создание в Синайской пустыне переносносного Храма – Мишкана (Седер адорот).

Сейчас к Каббале очень большой интерес, часто сопровождающийся нежеланием понимать, что просто так подобные знания не приходят. Во-первых, для понимания каббалистических книг нужно глубокое знание Торы, и не только письменной, Талмуда. А при наличии того очень важно не забывать, что по всему миру под обложкой каббалистических книг продаются всевозможные подделки. Многие паразитируют на этом «каббалистическом буме».

Авторитетный израильский раввин, психолог и гипнотерапевт Ефим Свирский, сын писателя Григория Свирского, обобщает конкретные сведения по гилгуль нешамот и говорит о современных экспериментах, проводимых под глубоким гипнотическим воздействием, при которых человек способен вспоминать события из прошлой жизни. Люди в состоянии гипнотической регрессии могут вспомнить, например, обстоятельства двухсотлетней-трехсотлетней давности, когда они в прежних воплощениях жили где-то в определенном месте, в определенных обстоятельствах и в определенной семье. И в последующем архивные сведения подтверждают то, что в самом деле в названное время на указанной улице когда-то существовали именно упомянутые кем-то в состоянии гипнотической регрессии люди в упомянутых обстоятельствах и ситуациях. Причем никаких других источников информации об этом у людей, бывших под гипнотическим влиянием, быть не могло.

Человек живет в материальном мире, но В-вышний подпитывает этот мир Светом и неистощимой Энергией. Иначе наш мир перестал бы существовать, превратившись в полное ничто.