ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Наталья Стеркина



Ролевые игры и Юрий Анненков

Ролевая игра (англ. Role-playing game, RPG) – современная игра обучающего или развлекательного назначения, драматическое действие, участники которого находятся в рамках ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Участники вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников происходят в соответствии с принятыми правилами. Игроки свободно импровизируют в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Мир игры может быть реконструированным историческим событием, может быть и просто выдуманным или же основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе). Ролевая игра – явление, популярное в XXI веке, но мало, кто из нынешних ее участников представляет, что первая в России грандиозная ролевая игра была смоделирована еще в 1920-м году художником Юрием Анненковым, и в ней приняли участие около шести тысяч человек.

Детские игры в «Золушку», «Трех мушкетеров», «Гарри Поттера» – это понятно, – ведь так увлекательно побыть персонажем любимой книги.

А что же такое ролевые игры, которыми уже достаточно давно увлечены взрослые и в России, и в других странах?

– Это интерактивная акция, – утверждает художница Ира Голуб, – в такой игре удается прожить жизнь персонажа, испытать мощный эмоциональный подъем.

Ира Голуб начала участвовать в ролевых играх в 1990-м году в Израиле.

Аня Пекарская, студентка пятого курса Педагогического университета, считает, что в России все началось с Толкиена. «Властелин колец» имел большое количество «фанатов», проводились масштабные игры, появился даже термин «толкинисты».

Ане же больше всего запомнилась «Гражданская война».

– Меня больше всего увлекает психологизм, возможность погрузиться в сознание героя.

Двести человек окунулись в мир жгучих противоречий, «белые» шли против «красных», сражались за свои идеи.

– У нас была возможность побыть и теми, и другими. Я пыталась обнаружить, что же это за «правда», за которую люди убивают друг друга. Было глубокое погружение, но понять, за что же проливается кровь, не получилось.

Ира Голуб рассказала про «полигон» – место, где происходит игра, про «локации» – расположения различных персонажей. Вспомнила свою первую игру.

– Больше всего мне нравится, что оказываешься в другом измерении: можешь кому-то сказать что-то особенное, услышать что-то необыкновенное, потому что ты – не ты, а герой книги. Иногда игра строится так, что встречаются персонажи из разных произведений, например, Шекспира, иногда, предлагаются обстоятельства, которые не были предусмотрены автором.

Интересно, а кто же может затеять такую игру?

– Любой человек, пользующийся авторитетом, уже проявивший себя в играх. Есть Мастера. Например, клуб «Золотые леса» при МГУ, – объясняет Аня.

Но ведь существуют еще и «реконструкторы».

– Их больше интересует соответствие реалиям времени. Мирам, скажем, викингов или древних славян. Точное воспроизведение оружия, одежды. Вот была реконструкция битвы при Ватерлоо, съехалось огромное число участников из разных стран. Ира рассказывает и о балах, где так же внимание направлено в большей степени не на психологию персонажей, а на облик.

Интересно, что в России еще в 1920-м году существовали «ролевики» и «реконструкторы». 7 ноября 1920-го года на Дворцовой площади состоялось огромное представление – «Взятие Зимнего дворца». Придумали его знаменитый художник Юрий Анненков, композитор Дмитрий Темкин, участвовал и писатель Лев Никулин.

«Новым моментом, – писал Ю. Анненков, – было использование самого здания Зимнего дворца как исторического места действия. В освещенных окнах дворца была разыграна силуэтная пантомима боя и падения правительства Керенского».

В этой игре было занято около шести тысяч человек. Многие из них – красноармейцы, моряки, рабочие – реально участвовали в воспроизводимом событии трехлетней давности, а кто-то именно «погружался» в предлагаемые обстоятельства…

Ирина Обухова-Зелиньская, составитель сборника статей Ю. Анненкова «Театр! Театр!», пишет: «Последовательность основных этапов театрализованного действа была выработана путем коллегиального обсуждения».

Можно сказать, что между сегодняшними мастерами, инициирующими игру, и мастерами прошлого много общего: коллегиальность, умение вовлекать массы.

«Бесчисленная бутафория театральных складов – троны из папье-маше, деревянные мечи и картонные шлемы… смешивались в общем действии с подлинным реальным вооружением», – писал Юрий Анненков в статье « Революция и театр».

Получается, что без малого 100 лет назад, в 1920-м году, на огромном «полигоне» была проведена масштабная игра. Возможно, участники не думали о психологизме, об энергетике, а просто были охвачены самим процессом, самим вихрем коллективного действа.

Сам крейсер «Аврора» прибыл из Кронштадта! Современные «ролевики» могут позавидовать…