ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2009

 


 



Рожденный свободным

19 кислева (в этом году этот день выпал на 6 декабря) отмечался Новый год хасидизма, праздник в честь освобождения из тюрьмы после 53-дневного заключения по ложному доносу одного из родоначальников движения ХаБаД Алтер РЕБЕ.

Об этом событии раввин общины Агудас Хасидей ХаБаД (Москва) Ицхак КОГАН беседует с главным редактором газеты «Информпространство» Евгением Бенем.

— До сих пор, к сожалению, не изучена глобальная роль российского хасидизма. Мы знаем о его серьезном воздействии на еврейский мир. Но надо еще осмыслить его влияние на европейскую традицию и русскую философскую мысль, в том числе и на русский символизм. Но это совершенно отдельная тема, к которой еще предстоит подойти. 19 кислева вышел из заключения один из столпов хасидизма Шнеур Залман из Ляд, прозванный Алтер Ребе.

Нашу газету читают в Израиле не только хасиды и не только верующие. Многие не знают о жизни этого замечательного человека. Расскажите, пожалуйста, о том, что произошло в этот день в 1798 году.

— Алтер Ребе олицетворял третье поколение династии руководителей российского хасидизма. На его долю выпало создание письменной Торы хасидов – книги «Тания». До той поры идеи хасидского движения существовали на уровне учений, которые передавались устно из поколения в поколение, но зафиксированы в фундаментальном труде не были. И вот Алтер Ребе создает уникальную книгу, которая подвела черту под всякими домыслами о хасидизме. А домыслов было много. И самому Алтер Ребе пришлось столкнуться с силами, которые были против хасидизма. И это не случайно. В XVI веке, не столь давно по историческим меркам, полным крахом закончилось движение лжемессии Шабтая Цви. Поэтому литовское еврейство, бывшее в ту пору духовным оплотом иудаизма, активно выступало против мессианства, порой видя его там, где от него не было и следа. Недобросовестные люди в окружении тогдашних руководителей литовского еврейства «докладывали наверх» совершенно нереальные истории об Алтер Ребе. Говорили, например, что он танцевал с женщиной 9 Ава, в день глубокой скорби всего народа, когда не только танцевать, но и есть, и пить нельзя. На самом деле это была «вольная композиция», имевшая некую реальную основу. Ну, во-первых, «женщина» — это внучка Алтер Ребе, только что родившаяся, которую ему вынесли на подносе. И он, в самом деле, с этим подносом в руках сделал несколько танцевальных «па». Во-вторых, в том году день 9 Ава пришелся на субботу, а в этом случае традиция предписывает переносить траур на следующий день. Вот как оно было на самом деле. И это только один пример.

— Но впоследствии он был обвинен российской властью в службе… Турции.

— Некоторые доносы на Алтер Ребе сохранились в архивах. На него доносили, что он — турецкий шпион, переводивший деньги врагу России. На самом деле Ребе поддерживал поселения евреев в Хевроне и Иерусалиме. И получается, что он действительно пересылал деньги в Эрец Исраэль, бывший тогда турецкой провинцией. А поскольку Россия находилась в состоянии войны с Турцией, этого было вполне достаточно для его ареста.

Когда его арестовывали, один хасид сказал: «Если ты настоящий Ребе, тебе нечего бояться…»

То, что он был настоящим Ребе, показал исход дела… Когда его везли в тюрьму, сопровождающий его жандармский офицер, человек духовно развитый, спросил Алтер Ребе: «Написано, что, после того как Адам съел яблоко с Древа познания, он стал метаться по саду, прикрываясь листьями… Всевышний говорит ему: Адам, где ты? Так что же получается, Всевышний не знал, где Адам!?»

Ребе стал объяснять коллизию со ссылкой на великого средневекового комментатора Торы Раши. Жандарм прервал его: «Я знаю, что говорил Раши, я читал… А что ты сам думаешь об этом?» Тогда Алтер Ребе говорит: «Случаются в жизни такие ситуации… Человек доживает до 54 лет и задумывается на тем, что он сделал в жизни, зачем его душа попала в этот мир… И тогда звучит вопрос — где ты, Адам?..»

Алтер Ребе настолько точно оценил состояние души своего собеседника, настолько точно определил его возраст, что жандарм опешил. «Твое положение будет тяжелым, — сказал он, — ты государственный преступник. Чем я могу облегчить твою участь?»

«В тюрьме я ничего есть не буду, — ответил Ребе. — Если вы хотите, чтобы я не умер с голоду, возьмите в Петербурге у человека, которого я укажу вам, только гречневую кашу и редьку с медом». Поэтому хасиды традиционно едят 19 кислева гречневую кашу.

— Рассказывают, что во время своего заточения Алтер Ребе встречался с царем.

— В это время в России царствовал Павел I. Ему доложили, что в Петропавловскую крепость заключен необычный узник: ему грозит суровое наказание, а он совершенно спокоен, занимается своими делами, как будто ничего не происходит. Павел надел обычный офицерский мундир и пошел взглянуть на странного заключенного. Неожиданно Ребе отдал «офицеру» царские почести. Царь Павел I поинтересовался, а не боится ли узник быть наказанным еще строже за царские почести, отданные простому человеку. Алтер Ребе ответил: «Общаясь с Царем Небесным, я тут же почувствовал, когда вошел царь земной». Этот ответ буквально ошеломил Павла, и он потребовал у судейских, чтобы приговор был справедливым. А что это значит? В данном случае «справедливость» означала безусловное оправдание!

На суде Алтер Ребе опроверг 21 пункт обвинения из 22-х, выдвинутых против него. Но был один пункт, который просто не мог оставаться без внимания. В книге «Тания» Ребе писал, что весь мир получает материальные блага в зависимости от того, как евреи служат Всевышнему. Иными словами, получается, что весь мир зависит от евреев. Что было делать судьям? Признать правоту Ребе во всем? Судьи просто не задали 22-го вопроса. Алтер Ребе был оправдан 19 кислева.

А во время войны 1812 года Ребе проявил себе как настоящий патриот. Он велел своим людям фактически стать разведчиками в стане Наполеона. Об этом написаны книги.

— Возможно, Алтер Ребе поддержал Россию, поскольку был противником Наполеона. Общеизвестно, что французский император был юдофилом, и его идеи по поводу эмансипации евреев перекликаются с некоторыми представлениями сионизма… Есть свидетельства, что Наполеон привез на корабле из Европы евреев в Яффо и сказал: «Я скоро вернусь к вам, и вы воздвигните в Иерусалиме новый Храм…» И после этого пошел на огромную Россию. Чем этот безумный поход завершился, мы знаем.

— Наполеон был знаком с черной магией, он искал Алтер Ребе, понимая, что мудрец и есть его духовный оппонент. Однажды, покидая Ляды, где он жил, Ребе вспомнил, что забыл дома тапочки. Он велел своим людям немедленно вернуться и сжечь дом. Он знал, что, если Наполеон станет обладателем его вещей, то получит большую власть и сможет противостоять Ребе, ведь материальное часть духовного.

— Отмечали ли в СССР день 19 кислева?

— Это было очень опасно. Старые хасиды никогда не подпускали к таким делам молодежь, чтобы не причинить им неприятностей. Когда мы повзрослели, то узнали все о значении этого дня. У нашей семьи был друг, учившийся еще в Любавичах, раввин, шойхет, носитель никогда не прерывавшейся традиции. Мы с моим другом взяли бутылку водки — «Московскую» с медалями, 0,76 литра — и заявились к нему. Это был, кажется, 1977 год… Раввин открыл дверь и замер от удивления. «Мы пришли, чтобы отметить 19 кислева», — сказал я. «Но чтобы отметить этот праздник, надо обязательно спеть мелодию Алтер Ребе», — ответил он. Мы стоим в прихожей, он так ошеломлен, что даже не приглашает нас зайти в дом… И вдруг начинает петь и сбивается — довольно сложная мелодия. С полчаса он мучился, пытаясь воспроизвести всю мелодию… Наконец, у него получилось. «Теперь можно делать лехаим», — сказал он и пригласил нас войти.

Вот так это было…

Беседу вел П. Людин