ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Савелий Дудаков



Первая женщина-врач

Говоря о женщинах-врачах, первых в России, следует не забывать доктора медицины Варвары Александровны Рудневой-Кашеваровой (1841–1899). Она родилась в Витебской губернии в еврейской семье бедного учителя (меламеда), где и жила до двенадцати лет. В Синоде найден документ, где приводится ее девичья фамилия – Нафанова. Вероятно, это искаженное производное от еврейского имени – Нохам.

Жила она у меламеда в г. Чаусы Могилевской губернии и лишь затем переехала в Велиж Витебской губернии. С ней обращались грубо, часто били. «Меня никогда не покидало чувство полнейшего бесприютного одиночества».

Варвара
Руднева-Кашеварова

Девушке дали понять, что она отрезанный ломоть, и та «бежала» в С-Петербург. Обычный путь для таких несчастных в столице – панель. Но совсем юная и неискушенная жизнью Варвара Александровна обладала железным характером. Она мечтала получить какую-либо специальность, чтоб зарабатывать на кусок хлеба. На первой ее квартире в Петербурге сын хозяина, гимназист, стал учить ее чтению – по книге, а не по азбуке. С тех пор она пристрастилась к чтению. Семейство, в котором она жила, было очень бедное, и они нашли выход из положения, предложив ей перейти на жительство к бездетному военному топографу «вместо дочери». Кажется, история повторилась, ибо жена топографа невзлюбила ее. Спасаясь от домогательств своего опекуна, совсем молодой вышла замуж за богатого купца Кашеварова. Ему было 36 лет, он был лыс и беззуб – новобрачной же, по воспоминаниям, едва исполнилось 15 лет. Вероятно, (я часто употребляю это слово, но информация почти нулевая), супружеских обязанностей она исполнять не желала. Вступила в конфликт со свекровью и всей новообретеннной семьей и вскоре покинула мужа. С большим трудом поступила в повивальный институт. Затем как степендиат Оренбургского казачьего войска (!?) изучала сифилиологию, для того чтобы лечить башкир-мусульман, закон которых запрещает мужчинам лечить женщин. Она была человек иной моральной школы – посему отказалась от получения диплома, хотя ее знания были признаны достаточными. Она просила продолжить образование в Петербурге. Это предприятие было возможно лишь благодаря ходатайству начальника Оренбургского края генерала А. П. Безака, героя Крымской войны. В 1863 году Варвара была прикомандирована в медико-хирургическую академию, где проучилась пять лет. И это вызвало сенсацию в обществе. Женщина-еврейка должна была быть очень осторожной и избегать всякого, даже малейшего участия в студенческих движениях. Обстановка в Академии была тяжелой. Единственная женщина на 1000 студентов – не шутка! За ней зорко следило начальство и добровольные «доброхоты», но она научилась осторожности. Начальство было недовольно появлением «амазонки» в Академии. Перед самым выпуском из Академии она получила уведомление, что ее отчислили из университета, максимум, она может получить лишь свидетельство о прослушивании 5-и курсов. Но ей было не привыкать, и она выиграла право сдавать выпускные экзамены. Сдала она их блестяще.

Выпуск врачей Академии состоялся 9 декабря 1868 года по старому стилю. Дата, которую можно занести в разряд выдающихся: первая русская женщина, ставшая врачом в русском учебном заведении. До Кашеваровой лишь несколько российских женщин получили диплом врача в заграничных университетах. Среди них были и еврейки.

Из 85-и студентов, окончивших курс академии, лишь трое были награждены золотыми медалями. И среди них, повторимся, на втором месте была Варвара Кашеварова. Крупнейшее событие, на которое откликнулась русская и мировая пресса. Например, этот факт перелетел океан, и 27 февраля 1869 года в «Gazette New-York» было об этом сообщение. Софи Джекс-Блэк в своей книге «Женщины-медики» подчеркнула важность факта получения медицинского образования женщиной. Она так описывает торжественность обстановки, в которой Кашеваровой был вручен диплом врача: «Когда ученый секретарь академии произнес ее имя, гром рукоплесканий студентов-мужчин огласил зал, и шум продолжался несколько минут; затем, когда кончилась церемония акта, товарищи г-жи Кашеваровой, посадив ее в кресло, с триумфом и восторженными криками пронесли по всем залам». Хочется отметить, что женщины еврейского происхождения были пионерами докторских дипломов по всему свету. Так, первая женщина в Италии, получившая степень доктора, была Эстер Бономи. В далекой Индии, в Калькутте докторскую степень получила Матильда Кон. В Австралии первопроходцем была Констан Эллис и т.д. В числе десяти отличившихся В.А. Кашеварова получила право защищать диссертацию на степень доктора медицины без требовавшихся для этого специальных экзаменов.

Сплетни сопровождали ее всю жизнь. Поначалу говорили, что ее работами пользуется ее муж известный профессор-медик М.М. Руднев (1837–1878). За него она вышла замуж после окончания курса. Затем компас поменял направление, и стали говорить, что она эксплуатирует работы Руднева. Оттого она была не допущена к защите докторской диссертации, несмотря на публикации ряда выдающихся работ в Германии в «Архиве» Вирхова. Звание доктора она получила лишь в 1876 году. Но все равно преподавание на женских медицинских курсах ей было запрещено. Парадокс России: стипендию она получала от Оренбургского края, но зачислить ее в штат местного военного госпиталя – чиновники отказывались. Ее покровитель генерал-адъютант А.П. Безак скончался в 1868 году. Надо понять, что не только еврейское происхождение, но и нежелание дать женщине равноправие, не позволяли Рудневой получить чин, как минимум, статского советника! К ее несчастью, она рано овдовела, что и явилось поводом для атак на нее правой прессы. С 1881 года Руднева жила в основном на своем хуторе в Воронежской губернии, занимаясь сельским хозяйством и медицинской практикой среди крестьян. Затем переселилась в Старую Руссу. Публиковала научные работы у Вирхова и популярные работы о женской гигиене.

На обеде, данном в честь окончания академии, Кашеварой устроили прием в доме Тарновских. Сама героиня пишет об этом так: «...Меня чествовали на все лады и ставили на слишком высокий пьедестал... Я не могу припомнить всех, которые присутствовали на этом знаменательном для меня обеде. Помню только, что здесь были Н.И. Козлов, доктор Сутугин с женою, профессор Флоринский, Руднев и проч. Во время обеда хозяйка дома, П.Н. Тарновская, обратилась ко мне с речью, в которой отдавая мне дань справедливости, в то же время выразила сожаление по поводу того, что всем женщинам, желающим следовать по моим стопам, совершенно закрыт путь к этому».

Ей приходилось сталкиваться с клеветой. С авторством пасквильной повести «Доктор Самохвалова – Самолюбова», публиковавшейся в «Новом времени» в 1879 году, было некоторое недоразумение. Автор пользовался псевдонимом «Незнакомец». Публикация, конечно же, не принадлежала Суворину, но была опубликована с его благословения. Руднева-Кашеварова была мужественной женщиной и немедленно обратилась в суд. За честь врача вступились самые разные люди, включая Н.К. Михайловского и М. А. Антоновича. Разгорелась весьма неприличная полемика, где г. Суворин облил Антоновича помоями, который также в долгу не остался. Но вот что интересно. Оказывается, Суворин видел Кашеварову-Рудневу во время торжественного акта в медико-хирургической академии и имел честь читать адрес, поднесенный женщинами, в котором среди прочего было сказано, что «она должна была уничтожить то нелепое мнение, что женский элемент может иметь развращающее влияние в среде учащийся молодежи».

Невозможность получить высшее образование толкало русских женщин в свободную Швейцарию, где Цюрих распахнул перед ними свои аудитории. Как выразился С. Степняк-Кравчинский, Цюрих стал Иерусалимом, откуда шел свет знаний. Но не только. Это была страна западной свободы, где социалистические идеи обсуждались в каждом кафе. Швейцария была наводнена русскими политическими эмигрантами. Шел обмен мнений, и все эти новые идеи возвращались легально в Россию. Какие же меры приняла «разумная власть»? Как всегда: «Хватать и не пущать!» Правительство империи издало указ 1873 года, повелевавший всем подданным вернуться на родину под угрозой объявления их вне закона. Указ, конечно же, не достиг цели – в 1890 году в Бернском университете училось 115 студенток, из них 75 было русских подданных. Большинство «великороссов», как пишет Поссе, были еврейками.

Что же касается Кашеваровой – то она первая женщина, получившая диплом врача в России. А это – революция в женском равноправии… Умерла Варвара Александровна в городе Старая Русса на 51-ом году жизни от мучительных припадков сердечной болезни.