ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Михаэль Коган



Разум и вера

Буквально в последние дни минувшего «европейского» года в издательстве «Феникс» (Ростов-на-Дону) вышла в свет книга раввина Михаэля Когана «Введение в мудрость Торы. Время терять и время находить» (серия «Иудаика»). А основу книги легли материалы его лекций по изучению недельных глав в еврейской общине Дюссельдорфа. Раввин Коган родился в Молдавии, в Ленинграде получил диплом инженера и поступил на режиссерское отделение Театрального училища им. Щукина в Москве. Ставил спектакли в драмтеатрах многих городов России. В Израиль уехал в 1991 году, работал сторожем, рабочим сцены, экскурсоводом. После многих лет труднейшей учебы в Иерусалиме получил «смиху», диплом раввина, и был направлен в синагогу Дюссельдорфа. О событиях многотысячелетней давности М. Коган пишет живо и пристрастно, словно речь идет о людях и делах совсем недавнего времени. Но в то же время перед нами серьезное теософское сочинение, способное привлечь внимание не только людей, делающих первые шаги в постижении еврейской религии, но специалистов в области иудаизма.

Леонид Гомберг, редактор книги

Яффо. Врата веры.
Скульптор Даниэл Кафри

В самом центре старого Яффо, на холме, возвышается странная скульптурная композиция под названием Шаар а-Эмуна – Врата веры. Экскурсоводы рассказывают туристам: каждый, кто пройдет через эти ворота, загадав желание, может надеяться, что оно исполнится. Но есть условие: один проход – одно желание. Естественно, все начинают ходить туда и обратно, размышляя, что бы еще загадать. Потом кому-то приходит в голову идея выяснить, в каком направлении проходить в «ворота» – по часовой или против часовой стрелки. Я всегда отвечаю, что лучше двигаться против часовой стрелки, потому что «это по-еврейски» и напоминает направление письма в иврите – справа налево. Хотя понимаю, что в данном случае это не имеет значения. Ворота с обеих сторон выглядят одинаково. Можно сказать, что они не предопределяют никакого направления движения, потому что никуда не ведут.

Вспоминаю свое первое впечатление от этого сооружения. Тогда у меня мелькнула мысль, что, будь я на месте создателя этих «ворот», непременно назвал бы их Аркой. Может быть, даже Триумфальной. Тем более что на каждой ее части изображен известный сюжет из ТаНаХа, рассказывающий, если не о триумфах, то о чудесах, которые Всевышний сотворил для нашего народа. На одной из вертикальных опор изображено «Акедат Ицхак» – «Связывание Ицхака». На второй – «сон Яакова» о небесной лестнице. Сверху – «старцы с шофарами, идущие вдоль стен Иерихона перед захватом города». Почему автор «Врат веры» выбрал именно эти три сюжета? Наверно потому, что и «Связывание Ицхака», и «Взятие Иерихона», прежде всего, акты веры. В них рассказано о том, как человек всецело полагается на Г-спода. Но как «Сон Яакова» связан с верой? Его, скорее, следует отнести к пророчествам.

Так рассуждал я в тот первый раз, стоя перед «Вратами веры» в старом Яффо. Я задавал себе вопрос, почему, по мнению автора, лестница, приснившаяся Яакову, символизирует именно веру? И как этот сюжет связан с двумя другими? Но ответа не находил. Мне казалось, что в ТаНаХе можно отыскать много сюжетов, более точно иллюстрирующих отношение к вере. Например, расступившиеся воды Тростникового моря. Или историю с медным змеем, который исцелял всех, кто на него смотрел. Или огонь, спустившийся с неба на жертвенник в день освящения Мишкана. Но лестница?.. А может быть, все гораздо проще? Автору понравился именно этот сюжет. И никаких других причин искать не надо. Или, что тоже вполне вероятно, я тогда не до конца разобрался во всей этой истории с лестницей?.. Что-то пропустил… Или чего-то не знал…

С тех пор минуло много лет. К этому вопросу я никогда больше не возвращался. А теперь, читая недельную главу «Ваяце» («И вышел»), почему-то вспомнил мое первое посещение старого Яффо и свой вопрос, который так и остался без ответа.

И мне захотелось найти ответ.

Что ж, попробуем…

Обратимся к тексту недельной главы:

«И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел в Харан. И наткнулся на место, и переночевал там, ибо зашло солнце. И взял из камней места, и сделал изголовье себе, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и вот, ангелы В-сильного восходят и спускаются по ней. И вот Б-г стоит над ним и говорит: «Я, Б-г В-сильный Авраама, отца твоего, и В-сильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, – тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земли, и ты распространишься на запад и на восток, на север и на юг, и благословятся тобою и потомством твоим все племена земли» (Брейшит 28, 10-14).

Из этого небольшого отрывка комментаторы делают много интересных умозаключений. Места не хватит, чтобы разобраться во всех тонкостях. Но о некоторых мы поговорим.

Обратимся к Раши (рабби Шломо Ицхаки, 1040–1105):

«И наткнулся на место – не написано, какое это место, его название. Но из другого стиха Торы, где речь тоже идет о месте, ясно, что имеется в виду гора Мория, или

Храмовая гора. Как сказано: «И увидел /Авраам/ это место издалека» (Брейшит 22,4).

Речь в этом стихе идет о месте жертвоприношения /связывания/ Ицхака.

И наткнулся/ва ифга – мудрецы понимали под этим словом молитву, как сказано: «Не молитесь/ло тифгу Мне» (Ермиягу 7,16).

Значит, согласно Раши, праведник на Храмовой горе произносит молитву. Истинная молитва всегда связана с верой. В самом деле, молящийся Яаков полон веры.

Теперь обратимся к мидрашам:

«И снилось ему: вот лестница – лестница, это гора Синай. Гематрия (числовое значение) слов «Синай» и «сулам/лестница» совпадает и равно ста тридцати» (Брейшит Раба 68,12).

Значит, «лестница», приснившаяся Яакову, – это символическое обозначение горы Синай в момент дарования Торы.

После того, как праведник Яаков на Храмовой горе произнес молитву, В-вышний в пророческом сне показывает ему, как его потомки, став народом, получат Тору у горы Синай. Какой должна быть реакция Яакова на все увиденное? Скорее всего, радостной. Ведь он, спасаясь от угроз брата, покинул отчий дом, не взяв с собой ни еды, ни питья, ни денег. Будущее ничего хорошего не сулит. В лучшем случае, тяжелый труд во имя пропитания – это все, на что он может рассчитывать. А тут, оказывается, его потомки превратятся в народ! Заключат союз с Б-гом! Это ли не повод для радости.

«И будет семени твоего, как праха земного. И распространятся они на запад и на восток, на север и на юг…» (Брейшит 28,14).

Какой была на самом деле реакция Яакова?

«И очнулся Яаков ото сна и сказал: «Видно есть Г-сподь в этом месте, а я не знал». И испугался, и сказал: «Какое страшное это место! Не иначе, как дом Б-га это и ворота в небо» (Брейшит 28,16–17).

Значит, не радость испытал Яаков, а страх. И произошло это, скорее всего, потому что он не был готов к этой встрече. Он уповал на свое знание – а я и не знал – и был лишен веры. Заметьте, что это происходит во время сна. А до этого, казалось, молящийся праведник был исполнен веры. Значит, в Яакове борются два начала – разум и вера. Проснувшись утром, он совершает вполне продуманные действия, которые каждый сделал бы на его месте. Он сооружает каменную стелу во Имя Б-га, возливает на нее масло, дает клятву отделять десятину Б-у, если Тот будет помогать ему в пути. Все выглядит слишком рационально. Ни о какой вере нет и речи, и сюжет с «лестницей», по этой логике, не должен быть размещен на «Вратах». Значит, мои первоначальные впечатления были верны?..

Так я считал, пока не наткнулся на один стих у пророка Исайи:

«Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Исайя 55,6).

О чем идет речь? Речь идет об обретении веры. И происходит это через преодоление рационального знания. Мне кажется, что слова пророка Исайи очень точно описывают то, что происходит с Яаковом именно после пробуждения. Он знает, что Творец рядом с ним, знает, что Он близко… И продолжает Его искать. Продолжает призывать Его:

«Если Б-г /Судья/ будет со мной…» Это поиск Всевышнего.

«И будет Милосердный Б-г мне Судьей…» Это призыв к Нему.

Вера начинает брать верх над разумом. И сразу, вслед за этим, отступает страх, и Яаков начинает ощущать великую радость:

«…/Яаков/ вознес ноги… и пошел в землю сынов востока…»(Брейшит 29,1)

Радак (рабби Давид бен Йосеф Кимхи, 1160–1235) пишет: вознес ноги — значит, шел радостный и добросердечный.

Радость и доброе сердце – именно те качества, которые всегда рождаются верой.

И вывод такой: «сон Яакова» – это преодоление рационального знания во имя веры. Поэтому и возникает у наших мудрецов сравнение лестницы с горой Синай и дарованием Торы. Стоя у подножья горы, мы были очень близки к Творцу. И, тем не менее, провозгласили: сделаем и поймем. То есть рассудок поставили на второе место. Это ли не знак того, что мы ищем Его и верим в Него. Так что автор «Врат веры» в старом Яффо оказался прав, изобразив на одной из опор «сон Яакова». Этот сюжет имеет к вере самое непосредственное отношение.