ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Елена Цейтлина



Три палитры Гарри Гордона

Заметки с выставки

В Израильском культурном центре открылась персональная выставка художника, поэта и прозаика Гарри Гордона. Центром экспозиции стали его «Библейские сюжеты» из собрания галереи «Арт-Яр».

Гарри Гордон

Тихий свет исходит от живописных работ Гарри Гордона. «Одесская улочка», «Перекресток», «Балаганчик», «Ной в пустыне»… Теплота мерцающих солнечных бликов, ностальгическое настроение промелькнувшей радости, и лёгкой печали об утраченном, но не забытом и потому постоянно всплывающем в памяти…

 

На тетрадке рисую,

Морщусь сквозь пелену

Немощи. Всё же всуе

Имя не помяну.

Он – поэт, вот откуда это ощущение отточенной образности! Удивляет название первой книги стихов Гарри Гордона «Темная комната»: 1993 год, ни ложной возвышенности, ни розового оптимизма. Впрочем, как и второй – «Птичьи права» – 2005 года, вобравшей в себя и старое, и новое… Особый взгляд на мир как бы изнутри, из внутреннего мира человека, не склонного к иллюзиям, к самообольщению. Одесское детство, увиденное и переосмысленное глазами взрослого, узнавшего разные стороны бытия – светлые и не очень… Пессимизм мироощущения художника? Скорее собственная сфера образов, запечатлевшая то, иногда трагическое, что сопутствует жизни человека, если он ищет свою дорогу в творчестве.

«Лагуна». 2008 год

Пространство в стихах и живописи Гарри Гордона не только не сужено рамками темной комнаты детства, напротив – оно раздвигается художником, как вид из окна, который так часто встречается в его живописи – до пространства мироздания. Происходит ли это по причине загадочного сплетения сущностей в одном человеке? Или же - благодаря образному философскому складу ума, когда в малом видится большое, при пристальном в него, в малое, вглядывании?

Из-под его пера рождается и проза. Читатель, умеющий ценить слово, получит удовольствие от прочтения автобиографической повести «Поздно. Темно. Далеко». Книга изобилует живыми деталями, тонкими, забавными наблюдениями, колоритом одесского быта, от нее веет естественностью, открытостью, доходящей до исповедальности.

Хочется задать Мастеру несколько вопросов.

– Гарри, кем, все-таки, вы сами себя в большей степени ощущаете: художником, поэтом или прозаиком?

– Я – лирик. А для того, чтобы как можно полнее выразить то, что я хочу, я прибегаю к материалу, который мне для этого нужен. Если поэзия – это слово, если проза - это ситуация, если живопись – то это цвет. Я не могу предпочесть ни один из своих органов, мне нужны ноги в такой же степени, как и руки, и руки – также как и хвост. Руки мне нужны для того, чтобы их воздымать, ноги, чтобы убегать, а хвост, чтобы качаться на березе (улыбается).

«Адам и Ева». 1998 год

Мастер запросто меняет палитру. Вершиной его прозы представляется повесть «Пастух своих коров», в которой так выразителен язык художника и так драматично напряженна рассказанная история. Повесть эта была экранизирована Александром Гордоном – сыном, так непохожим на отца. Недавно отец и сын закончили второй фильм по повести Гарри Гордона «Огни притона», где в главной – трагической – роли снялась Оксана Фандера.

В повести «Комментарии к безвозвратному глаголу» Гарри Гордон иронично исследует коллизии собственной судьбы – пребывания в ипостаси и художника, и поэта. Делает он это трогательно и остроумно, соединяя высокое с низким.

– Гарри, скажите, кто на вас, как художника, оказал наибольшее влияние?

– Я думаю – Мандельштам.

– Но он, вроде, был поэтом…

– Он - лирик. И я – лирик. Почти родственник. Я пытаюсь перевести акмеизм на язык живописи.

Уголок старой Одессы

И перевод поэзии на язык живописи Гарри Гордону определенно удается. Находками стали его работы «Акации», «Шарманщик», «Дерево», «Старая Одесса». Эстетика высокой печали, прозрачные тени, изысканные приглушенные тона – сон ли, мираж ли?

Глубокая образность и знаковость – это главные отличительные черты живописных работ Гарри Гордона. Неслучайно его обращение к Библии: «Исход», «Адам и Ева», «Бегство в Египет», «Авель»… И наконец – «Голгофа».

«Голгофу» Мастер творил долго, в общей сложности лет девять, то оставляя ее, то делая варианты… «Авеля» - около десяти лет… «Бегство в Египет» – давняя работа, переделанная не единожды, но последний вариант художника устраивает…

– Что, все же, для вас первично – «буковки» или живопись?

– Все же «в начале было Слово». Еще в юности я ужаснулся той бездне, которая открывается за Словом…

– Как вы узнаете, что картина у вас получилась?

– Если она вышла красивее чистого холста, значит – получилась!

«Не любитель, но влюбленный в зыбком ялике сидит…» Вот, пожалуй, и все!

Галерее «Арт-Яр» удалось органично воссоздать на выставке работ Гарри Гордона атмосферу старой Одессы. Красные «библейские» яблоки, сено, разбросанное под ногами, белье – стихи на веревках, голос поэта, доносящийся из старого граммофона…