ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Фрэдди Бен Натан



Энергия нашего мужества

Народ Книги, так уж сложилась его судьба, знал много тяжелых времен и всегда черпал силы, мысленно обращая взор к событиям прошлого, связанным с героизмом и мужеством предков, чьи имена овеяны легендами. Мы должны знать историю, ведь именно можно найти ответы на многие, волнующие нас вопросы. Именно об этом ярко и убедительно рассказывается в уникальном музее еврейской культурной традиции и боевой славы «Энергия мужества», созданном в городе Хадера.

Основатель и бессменный директор музея «Энергия мужества» в Хадере Давид Зельвенский

Рассказ об экспозиции, какой нет ни в одном другом музее мира, и это общепризнанный факт, лучше всего начать со знакомства с личностью инициатора создания этого музея и бессменного его директора, военного историка Давида Зельвенского, подполковника, который еще в советские годы почти тридцать лет тайно собирал и хранил свидетельства еврейской военной доблести, рискуя в любой момент поплатиться за это не только своими погонами. Ведь были несомненные доказательства этой самой доблести, опровергающие миф о вечно гонимом, безропотном народе. Будущий музей этот одержимый идеей человек создал сначала в своем воображении, а еще - в сердце. Именно там поднялись несуществующие мемориалы, гремели салюты и отдавались почести евреям, растерзанным погромщиками, задушенным в газовых камерах, расстрелянным без суда и следствия. А когда открылись двери в страну мечты, он извлек свои сокровища из тайников и перевез их на историческую родину, дабы и Израиль, и весь мир узнали и воочию убедились в том, что евреи всегда умели воевать. Более того, не имея своей страны и своей армии, они были лучшими бойцами в армиях других государств и бесчестью часто предпочитали смерть. И эта энергия мужества не исчезла - у нее есть начало, должно быть продолжение, и не будет конца.

Давид Зельвенский родился в 1930 году в Молдавии. Члены его семьи служили в российской, австро-венгерской, польской и советской армиях, участвовали в шести войнах, в том числе двух мировых. Отец Давида, капитан Соломон Зельвенский, погиб на фронте в 1943-м. Что же касается Давида, то он окончил военное училище, исторический факультет университета, высшие музейные курсы при министерстве культуры; участвовал в 17-ти крупных музейных проектах в Москве, Петербурге, Томске, Тирасполе и Кишиневе; написал три книги по истории военной символики; собрал уникальный архив исторических материалов о военных традициях евреев и в 1995 году открыл в Хадере музей, символом которого стали Тора, скрипка и сабля.

Фрагменты музейной экспозиции

В 1994-м, – вспоминает Давид Зельвенский, – сразу после репатриации в Израиль, я объехал все израильские музеи и не обнаружил там ничего, что свидетельствовало бы об участии евреев в боях против нацистов. Например, в мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» я увидел одни страдания и вышел оттуда еле живой. Поразительно: за всю историю еврейской страны никто не показал здесь, что галут - это не только вечное изгнание, газовые камеры и погромы. Когда в наш музей заглянул, находясь в Израиле, поэт Евгений Евтушенко, он был поражен тем, что увидел и отозвался об этом так: «Я писал о Бабьем Яре, о расстрелянных и задушенных евреях. Еврей в истории всегда представлялся гонимым, слабым. С ним не принято было ассоциировать такие качества, как стойкость и мужество. Увиденное и услышанное здесь перевернуло мои представления о еврейском народе...».

Мы выпали из гнезда две тысячи лет назад и разбрелись по дорогам галута. Что же с нами происходило на самом деле? Например, известно ли кому-либо, что в первой половине ХХ века три миллиона евреев участвовали в разных войнах? Изгнанные с земли праотцов, они становились под чужие знамена и воевали. А о том, как они сражались, высказываются короли и президенты - эти цитаты собраны на одном из стендов.

Герои нового времени

Музейная коллекция - концептуальна, она имеет свою логику и отражает некий исторический пласт, который выпал из общего контекста истории. И поставленная цель представляется четко – активизировать поистине бесценную информацию, чтобы она «заработала» в настоящем и для будущего, чтобы ее увидел, скажем, какой-нибудь потомок евреев из местечка, маленький неприметный человек - и понял, что, на самом деле, у него львиное сердце, потому что его деды и прадеды не превращались в гонимое на бойню и не способное к сопротивлению стадо.

Музей «Энергия мужества», в отличие от многих других, – не мертвый слепок с того, что было и прошло, он - живой, поскольку отражает историю через людские судьбы. Эстафету библейских героев-воинов во главе с Моше Рабейну и Иисусом Навином продолжили Маккавеи, защитники Гамлы и Массады, воины Бар-Кохбы... А потом была ночь рассеяния. Но и в галуте евреи не прятались за спины других. Например, Хосе де Рибас (Осип Михайлович) был первым российским адмиралом-евреем, участвовал во многих сражениях, в том числе и в штурме Измаила в 1791 году. Знаменитая одесская Дерибасовская улица названа в его честь. В царской армии были специальные еврейские формирования - например, Израилевский конный Его Высочества Герцога Фердинанда Брауншвейгского полк, сформированный генералом-фельдмаршалом Г. Потемкиным. По его замыслу, после победы над турками этот полк должен был первым войти в Иерусалим.

Участвовали евреи и в Отечественной войне 1812 года. Будущий царь Николай I писал в своем дневнике о евреях, что они «с опасностью для жизни» помогали, где могли». В армии Наполеона сражались три еврейских полка, один из них принимал участие в битве под Ватерлоо - почти все солдаты этого полка погибли. В Крымской войне 1853-56 годов участвовали тысячи евреев. Только на Черноморском флоте воевали 1080 моряков-евреев, 595 из них пали в сражениях. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. евреи воевали во многих войсковых соединениях, а в 16-й и 30-й дивизиях, формировавшихся в Минской и Могилевской губерниях, их численность достигала четверти воинского состава. Из евреев-кантонистов, так и не согласившихся сменить веру своих отцов, по приказу Александра II был сформирован Еврейский Его Величества Государя Императора полк.

«В продолжительную мою боевую карьеру мне редко приходилось встречать такое безупречное мужество и хладнокровие», - писал о подвигах вольноопределяющегося Давида Гольдштейна знаменитый генерал Михаил Черняев. Будущий военный министр генерал Куропаткин отмечал: «Евреи умели так же геройски сражаться с врагом, как и солдаты-христиане». Приказом по армии главнокомандующий великий князь Николай Николаевич отметил подвиг Самуила Корнгольда, который накрыл собой турецкую гранату и спас многих солдат. В русско-японской войне участвовали 30 тысяч евреев, свыше 20 тысяч из них погибли. Сотни евреев были награждены Георгиевскими крестами (подпрапорщик Меер Бондарь, унтер-офицер Цион Мендель, подпрапорщик Гольдин и другие), а Йосиф Трумпельдор, в числе прочих, стал полным Георгиевским кавалером.

В годы II Мировой войны в составе армий разных стран сражалось более полутора миллиона евреев - из них можно было бы сформировать 100 дивизий. Известны имена 300 генералов, руководивших сражениями в составе армий стран-союзниц. Из 40 тысяч интербригадовцев, воевавших в Испании, 10 тысяч были евреями.

...Вещи живут дольше людей, но они сохраняют энергетику своих владельцев.

Стенд, посвященный академику
Гавриилу Илизарову

Вот фронтовые спички, - их владельца давно нет в живых, а они еще горят. А вот – кисет с надписью «Дорогому бойцу – бей врага!». Столько десятилетий минуло, а он пахнет махоркой. Можно коснуться шелка боевого стяга,- его солдаты несли тысячи километров, или послушать на старом, но исправном патефоне знаменитые песни фронтовых лет в исполнении Леонида Утесова и Марка Бернеса, присесть к колченогому столу и увидеть на нем оригиналы топографических карт, пожелтевших фотографий, писем бойцов...

Перед нами - старые чемоданы, тоже подлинные: с ними евреи ехали в Палестину, а потом в Израиль. Весьма символичны и собранные здесь многочисленные часы, которые отстукивали время на разных континентах и в конце концов собрались воедино, как бы соединившись во времени.

В музее представлены не только героические страницы еврейской истории. Есть здесь и раздел, отражающий крушение иллюзий. Рубеж XIX–XX веков: волна погромов, дело Дрейфуса…

Похвальные грамоты ремесленного училища, политеха того времени, которые выдавались евреям в начале прошлого века, присутствуют здесь совсем не случайно. Евреи вынуждены были делать все для того, чтобы их не убили, - стать лучшими, необходимыми. Евреи-благотворители, евреи-меценаты, евреи-артисты, писатели, врачи, фармацевты, инженеры... Независимо от своего положения, в 1903, в Кишиневе, они легли рядом - убитые и растерзанные погромщиками. Точно так же, как в 1905 году в Одессе. Они будут стоять голыми в одной шеренге перед земляной ямой, и в очереди в газовую камеру. Российские погромы, Аушвиц и Треблинка - по сути явления одного порядка, звенья длинной и страшной цепи.

Собратья наши шли в революцию, поскольку надеялись, что их доля будет лучшей. К примеру, шестеро из знаменитых 26 бакинских комиссаров, воспетых Сергеем Есениным, были евреями. Но итог оказывался, по сути один – это топор, казацкая сабля, нож, пуля, земляной ров. В архиве «Энергии мужества» имеются расстрельные списки 30-х годов, которые удалось раздобыть, - может быть, кто-то найдет здесь своих родных и близких. А вот советская газета конца 40-х. Статья в ней озаглавлена: «Уничтожить и разгромить врага!». Врагами объявлялись «безродные космополиты» и среди них - одни еврейские фамилии...

А порой до истории, что называется, - рукой подать. Вот, например, на остекленной витрине – личные вещи солдата Алексея Нейкова, который погиб 10 лет назад – ценою собственной жизни спас детей от террориста-самоубийцы. В Израиле, даже в относительно спокойные дни, не говоря уже об иных, на каждом углу можно увидеть юношей и девушек с автоматами на шее. Так повелось испокон веков - военная традиция для евреев была не менее важна, чем традиция веры, потому что именно она определяла - быть, или не быть. Музейная экспозиция, по сути, - попытка показать нынешним израильским солдатам: «Ваши деды и прадеды оружие из рук тоже не выпускали. У вас это на генном уровне».

Давид Зельвенский с Марком Штерном, сыном покойного депутата кнессета Юрия Штерна – многолетнего помощника музея

Приведены и вещественные доказательство того, что традиции эти живы, что они достойно продолжаются, - фотографии военных династий. В одной еврейской семье прадед участвовал в Первой мировой, дед - во Второй, а внук служит в армии. В другой - дед принимал участие в Сталинградской битве, а три его внука воевали в Ливане. Истоки еврейской военной доблести и нашего мужества следует искать в стремлении защитить свою веру, свои идеи и святыни, - говорит Давид Зельвенский. Таким образом, направления деятельности музея, в лаконичных формулировках, можно определить так: «Истоки подвига», «Подвиги еврейских героев», «Память о павших» и «Продолжение боевых традиций».

Некоторое время назад на русскоязычном канале Израильского радиовещания состоялась эмоционально трудная беседа с профессором Университета имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве Григорием Машевицким, отцом военнослужащего инженерных войск, младшего сержанта Александра Машевицкого, первого из представителей русскоязычной общины Израиля, погибшего при выполнении боевого задания в секторе Газы. Отец павшего солдата призвал политическое и военное руководство страны к тому, чтобы жертвы в операции «Литой свинец» не оказались напрасными, чтобы война эта завершилась победой над террористами, которые перешли красную черту. Давид Зельвенский, участвовавший в этой передаче, сообщил о принятом решении посвятить солдату-репатрианту из бывшего СССР Александру Машевицкому специальный уголок памяти.

Большую и многоплановую работу развернул музейный актив в канун 60-летия образования государства Израиль, организовав, наряду со стационарными выставками, передвижные, которые смогли увидеть и оценить жители не только Израиля, но и других государств. За огромный подвижнический труд основатель и директор музея «Энергия мужества» Давид Зельвенский был награжден орденом Знак Почета (это был один из последних указов Михаила Горбачева на посту президента СССР), а также золотой «Медалью Почета США» и международной «Медалью Спасения».

А то, как экспонаты музея перекликаются с событиями реальной жизни, как нельзя лучше иллюстрирует «Семейная баллада», написанная поэтом Ильей Войтовецким, кстати говоря, жителем Беэр-Шевы, одного из тех израильских городов, которые превратились в мишени для ракетных обстрелов из Газы:

 

В далеком сорок пятом

Настал войне конец.

Отец мой был солдатом,

Пришел домой отец.

Он видел смерть на фронте,

И возвратясь с него,

Отец сказал: «Не троньте

Хоть сына моего!»

Но в том же сорок пятом

С наивностью юнца

Хотел я стать солдатом,

Похожим на отца.

 

Проходит жизнь сквозь годы.

Моих седин не счесть.

У матушки-природы

Свои законы есть.

Мы жили неспокойно

В суровой ломке бурь.

Не обошли нас войны,-

Мне выпал Йом Кипур.

Я был на южном фронте,

И возвратясь с него,

Я прокричал: «Не троньте

Хоть сына моего!»

Мой монолог не выспрен,

В нем верен каждый звук...

Но вот раздался выстрел,

Раздался выстрел вдруг.

...Нет, я не спорил с сыном,

Не упрекал ни в чем,

И сын мой перекинул

Рюкзак через плечо.

 

В краю, где глохли недра,

Он грязь и кровь месил,

В тени ливанских кедров

Терял друзей мой сын.

И побывав на фронте,

И возвратясь с него,

Мой сын сказал: «Не троньте

Хоть брата моего!»

 

Вздохнешь и не заплачешь

В пылу житейских гроз –

А вот уже и младший,

Второй мой сын подрос.

Лежат его дороги

Вдоль тех же самых вех,

И я гляжу в тревоге

На сына снизу вверх.

 

Его сужденья строги,

Бескомпромиссен взгляд,

И я гляжу в тревоге

Вперед, а не назад.

А там, на горизонте

Опять маячит смерть.

И я шепчу: «Не троньте!»

И мы кричим: «Не сметь!».

 




Поэтическая премия имени Леонида Рудина

Леонид Рудин родился в Риге в 1947 году. Окончил факультет журналистики Рижского госуниверситета. Поначалу работал в газете, а после подачи заявления на выезд из страны был грузчиком, кочегаром. По приезде в Израиль поступил на службу в Сохнут, помогал репатриантам. Активно работал в Интернете. В его сердце всегда были три города – Иерусалим, Рига и Петербург. Так получилось, что ушел он из жизни неожиданно, не вовремя, но нам остались его стихи, которыми он разговаривает с нами, в которых его мысли и чувства.

5 января 2009 года, в день рождения Леонида Рудина, учреждена премия, которая присуждается за стихи, которые начинаются одной из строк стихотворения Леонида Рудина и посвящены Израилю и Иерусалиму.

 

Конкурсная строка: «Спят дети. Спит Иерусалим…»

 

Учредитель премии – Людмила Рудина

Материалы должны содержать имя и фамилию автора и его электронный адрес.

Объем не более 16 строк.

Срок приема стихов на конкурс до 1 октября 2009 года. Подведение итогов – 5 января.

 

Электронный адрес:

rudin2009@gmail.com

Координатор: Евгений Минин

Тел.: (10-972-50) 394-93-95