ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 


Леонид Гомберг



Дегустатор весны

Впервые москвичи отчетливо расслышали имя Евгения Габриелева в мае 1993 года, когда популярная в то время галерея ArtModerne на Большой Ордынке провела выставку, посвященную своему пятилетию: в экспозиции была представлена коллекция фоторабот тогда еще молодого мастера.

Евгений Габриелев. Москва.
Начало 1990-х годов

Несколько позже, в 1994-м, Е. Габриелев в числе семидесяти крупных российских мастеров принял участие в грандиозной выставке «Искусство фотографии в России: от истоков до наших дней», прошедшей в ЦДХ на Крымском валу. Это событие широко освещалось в печати; видный российский искусствовед Леонид Бажанов назвал его «вектором отечественного фотоискусства», «первой полноценной выставкой современной отечественной художественной фотографии в Москве». О Габриелеве заговорили арт-критики, его фотографиями стало модно украшать интерьеры.

В начале 1996 года в московском музее им. Тропинина открылась нашумевшая экспозиция «В поисках русской харизмы». Прошедшая и нынешняя эпохи были представлены на ней в живописных портретах известных мастеров XVIII-XIX веков и четырнадцати черно-белых фотографиях современных политических и общественных лидеров от Зюганова до Жириновского в исполнении Евгения Габриелева. Живописные портреты и фото сопровождались краткими биографиями изображенных на них деятелей.

Окна (триптих). 1990-е годы

Идея проекта подразумевала некоторое противопоставление: «проверенных временем лиц» с явленными на портретах атрибутами власти — орденами, пуговицами с гербами и прочими традиционными российскими регалиями, — и наших современников, чей «статус» поддержан лишь черным фоном и одинаковым для всех венским стулом. Габриелев воспринимал этот стул, как своеобразную точку отсчета, символ Арт Ново — стиля начала XX века, изменившего отношение людей к пространству во всех сферах жизни. Все это еще больше подчеркивало абсолютное одиночество наших политиков, возможное разве что при смене эпох. Его работы производили впечатление полной обреченности и самих политиков, и дел, которые они вершили, а главное, нас, — не народа даже, а народонаселения, электората — в полном ослеплении доверивших им свое будущее. Художник увидел и показал то, что тогда видели и знали не многие.

Перед дождем. Канада. 2007

Евгений Габриелев, выпускник ВГИКа, уверенно начал свою карьеру фотохудожника. С 1990 года он член Международной федерации художников (ЮНЕСКО)… И вот в 1996 году в самый разгар выставки «В поисках русской харизма», на крыльях своего успеха Габриелев как-то судорожно прерывает едва начавшийся творческий взлет и вместе с женой-художницей уезжает в Канаду. Кажется, в те годы отъезд снова становился модой: люди успели окончательно разочароваться в результатах реформ, о которых мечталось, бывало, в ночном угаре кухонных споров времен застоя и перестройки.

«В Монреале был свежий упоительный воздух, — писал Женя, — повсюду пахло резиновыми галошами из обувных магазинов. Запах сводил с ума — абсолютно так же пахло в Детском мире на площади Дзержинского в 60-х годах. Весна невероятно быстрая в этих местах: дожди смывали снег, веяло сыростью с реки Святого Лаврентия. Запахи живут долго. А я жил этими запахами и наслаждался весной. Потом меня не записали в библиотеку, потому что я не смог объясниться по-французски. Это была первая незадача случившаяся со мной, запахи стали уходить, я больше не чувствовал себя дегустатором весны и догадался, что попал сюда за чем-то другим, очень простым и будничным».

В Монреале Габриелевы прожили два года. Потом переехали в Торонто. Потихоньку начали продавать работы. Их первая выставка на американском континенте прошла в Нью-Йорке, еще до отъезда из Москвы. В Канаде у них было три персональных выставки… Кое-какие работы были проданы в США и Израиль, став частью корпоративных коллекций.

Мастерская Михаила Шемякина
в г. Хадсоне (США)

Через несколько лет Евгений Габриелев вновь появился в Москве… Попытка «жить на два дома» — пожалуй, самая безнадежная затея на свете, если у тебя нет доходного бизнеса или устойчивого капитала. Но Габриелеву как-то удается пристроиться к непростой конъюнктуре в обоих земных полушариях.

В 2002 году на четвертой Московской международной книжной выставке-ярмарке «non/fiction» публике был представлен новый проект «Coverstory», где, как писали критики, «тема жизни художника остается за кадром», обнажая «радость обретения уходящего времени в наскоро выдуманных фотографических историях»…

«Выставку мы придумали вместе с Евгением Габриелевым, — рассказал один из авторов проекта, книжный художник Андрей Бондаренко. — Других художников объектива с таким литературным мышлением я не встречал. Его всегда интересует жизнь, нюансы человеческих отношений, а меня — книги. И мы решили сделать выставку о жизни художника и его произведений, в данном случае, книг. Придумывали сюжеты, имеющие отношение к реальным книгам, связывая их с событиями из личной жизни».

Сегодня Евгений Габриелев, кажется, всерьез увлечен книжным дизайном. С 2003 года он работал в издательстве НЛО над серией книг о современном искусстве, где принимал участие в проекте «Очерки визуальности». Это лишь небольшая часть из всего массива его продукции последнего времени. Его изображения, переполненные избыточным визуальным напряжением, часто неправдоподобны, но почему-то всегда узнаваемы, почти будничны, в своей завораживающей отрешенности. Габриелеву есть, что сказать миру, но что бы услышать звучание, а тем более, понять смысл его языка, нужно, как минимум, остановиться, опомниться, преодолеть удивление, а порой и раздражение… В начале XXI века это особенно трудно.