ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 

Гуччио Гуччи

Ольга Потемкина



«Гуччи»: взлеты и падения

В 2011 году гигантская корпорация Гуччи отмечала юбилей. Девяносто лет назад итальянец Гуччио Гуччи открыл свой первый бутик во Флоренции, ставший началом великой империи «Гуччи». По случаю девяностолетия корпорация даже допустила до своего архива фотографов журнала «Love».

У отца Гуччи была небольшая мастерская по пошиву изделий из кожи, но молодой романтик уехал в Англию, в которой, как ему казалось, можно воплощать мечты в реальность. Прежде чем стать метрдотелем отеля «Савой» в Лондоне Гуччио Гуччи был и официантом, мойщиком посуды, мальчиком на побегушках, консьержем, швейцаром и лифтером. Имея возможность наблюдать за роскошно одетыми гостями отеля, Гуччи, словно губка, впитывал все приметы роскоши именитых гостей. Отель «Савой» – гостиница, без которой невозможно представить британскую столицу. Громкая известность «Савоя» во всем мире сделала его мировой легендой гостиничного бизнеса. Отель находится в сердце театрального квартала Лондона, недалеко от знаменитого оперного театра «Ковент Гарден». Клод Моне, Оскар Уайльд, Уинстон Черчилль, Гарри Трумен, Фрэнк Синатра, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро… Здесь Гуччио имел возможность сформировать свое видение изысканного стиля. Сдержанная английская роскошь стала отправной точкой его карьеры.

30 000 лир. Именно столько денег сумел скопить Гуччио Гуччи, работая в отеле. Для Лондона это были гроши, но за такие деньги во Флоренции можно было начать скромный бизнес. Вернувшись в родной город, он начинает производить кожаные чемоданы. Гуччи старается, чтобы его чемоданы были изготовлены идеально качественно, без малейшего изъяна. А запустив в производство кожаную сбрую для конской упряжи, Гуччи стал действительно знаменитым. Ведь любое хобби, связанное с лошадьми, требует значительных материальных затрат, и покупатели Гуччи – люди состоятельные. Его небольшой магазинчик по адресу Via della Vigna Nuova 7 знал каждый уважающий себя модник. И даже война не стала препятствием, он по-прежнему производит товары для «красивой жизни». Перебои с поставкой кожевенного сырья принуждают Гуччи изготавливать товары из пеньки, льна, джута и бамбука, но и они пользуются спросом у покупателей.

В 1953 году Гуччи переехал в Нью-Йорк и открыл магазин на Пятой авеню Манхеттена. Он стремительно двигался к успеху. Знаменитости того времени – Грейс Келли, Софи Лорен, Сидней Пуатье, Рональд и Нэнси Рейган – отзывались о нем превосходно и с удовольствием носили его сумки, обувь и шарфы. Популярность открывала новые перспективы для Гуччи, и он решил создать свой собственный логотип. После долгих творческих мук родился знак, известный ныне всему миру – две переплетающиеся буквы «G». Тем самым его вещи стали еще более узнаваемыми.

Гуччио Гуччи был первым итальянцем, который успешно покорил американский рынок. Шелковый шарф Flora носила голливудская актриса Грейс Келли. Именно она была лицом марки, а, став княгиней Монако, назначила Гуччи официальным поставщиком княжеского двора. Как-то в магазинчик Гуччи заглянула и Жаклин Кеннеди. Ей приглянулась сумочка с бамбуковой ручкой. Первая леди, позируя фотографу, игриво закинула сумочку на плече – и американцы быстренько состряпали сумочке свое, семейное название «Джеки-О!». Ну а известный всему миру президент Джон Кеннеди был без ума от мягких мокасинов с логотипом от Гуччи.

У Гуччи было четыре сына, и все они активно принимали участие в развитии семейного бизнеса. Неприятности начались после смерти Гуччи – основателя фирмы. Управляющие компанией члены семьи Гуччи постоянно ссорились и враждовали между собой, споря из-за наследства и права заниматься делами марки. Семью Гуччи лихорадило от яростных внутренних конфликтов и разногласий по поводу наследства, фондовых вложений и управления магазинами. Собрания по поводу расширения сети за рубежом и будущего компании часто заканчивались вспышками гнева и метаниями друг в друга сумок и кошельков.

Сын Альдо Гуччи смог направить компанию к международной известности, открыв первые бутики в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. В конце 1960-х корпорация нацеливается на Дальний Восток для своего дальнейшего расширения, открыв магазины в Гонконге, Токио и Корее. В 1970 году Альдо Гуччи решил создать изысканные духи. Это была первая парфюмерная линия фирмы – Gucci N1. Гуччи одним из первых в мире моды начал вручать знаменитым клиентам VIP-карты, открывавшие доступ к галерее эксклюзивных вещей.

В конце 1970-х «Гуччи» оставалась одной из первых компаний по производству предметов роскоши в мире, пока серия катастрофических деловых решений и семейных ссор почти не привела компанию к банкротству. В то время братья Альдо и Родольфо Гуччи контролировали 50% долей компании. Но к концу 80-х годов о стремительном восхождении фирмы уже мало что напоминало. Все это время компанией управлял Альдо, сын Гуччио, но так как у него было больше креативных идей, чем деловых качеств, то престиж бренда постепенно сошел на «нет». Деньги в компании таяли. Исправить положение решил внук Маурицио Гуччи. У Маурицио были большие виды на компанию, но ему также недоставало умения вести дела.

Альдо Гуччи расширяет интересы компании, вливаясь в новые рынки, включая соглашение с American Motors Corporation (AMC). Автомобиль AMC Hornet 1972 года, укомплектованный фургоном «Sportabout», стал одним из первых американских автомобилей со специальной роскошной комплектацией, созданной известным модным дизайнером. Автомобили от «Гуччи» изнутри смело обшиты полосатой зеленой, красной и бежевой текстурой, дизайнерскими эмблемами, внешний цвет авто также был подобран дизайнером. В 1960-х и 1970-х годах «Гуччи» была на вершине шика, благодаря таким иконам, как Одри Хепберн, Грейс Келли и Жаклин Онассис. Но в 1980-х корпрорация теряет свое положение, становясь клейким аэропортовым брендом».

Дешевые товары от «Гуччи» наводнили маркеты, принижая имя компании, а семейные ссоры сказывались не лучшим образом на делах компании. В середине 1980-х, когда Альдо был осужден за уклонение от уплаты налогов в США по показаниям собственного сына, возмутительные заголовки желтой прессы создавали публичный образ корпорации так же, как и ее товары.

После того, как многие члены семейства покинули компанию, у руля компании встал Маурицио, которому на время удалось прекратить семейные разногласия, ослабляющие компанию изнутри. Он решил искать новые таланты во имя будущего «Гуччи».

Маурицио был обаятельным человеком, который страстно любил свой семейный бизнес, но после четырех лет его управления корпорация переносит тяжелые потери и колеблется на грани банкротства. К началу 1990-х годов последний член семьи Гуччи ушел из обанкротившейся фирмы. Судьба фирмы не была оригинальной: империя выросла из маленькой семейной кожевенной мастерской, как и многие другие дома моды, но по числу интриг и скандалов Гуччи прочно удерживает первое место.

«Лучше уж рыдать в Роллс-ройсе, чем быть счастливой на велосипеде», – крылатая фраза Патриции – жены Маурицио Гуччи как нельзя лучше выражает дух этого модного дома. Распри в семье завершились убийством Маурицио. Его «заказала» жена, та самая Патриция, и была приговорена к 29-и годам тюрьмы. Ей хотелось больше денег, больше алиментов. Когда стало возможно условно-досрочно освободить Патрицию, она неожиданно заявила: «Нет, спасибо. Выйти на свободу – это значит идти работать, а я не работала ни одного дня в своей жизни. Я предпочитаю оставаться у себя в камере, поливать свои цветы и заботиться о хорьке».

Следствием семейных конфликтов стала продажа Дома Гуччи крупной компании Investcorp. Семейные разборки стали причиной того, что слава Гуччи, гремевшая по всему миру, начала быстро угасать, и только в начале 1990-х годов молодой дизайнер Том Форд сумел вернуть Дому моды величие и популярность.

В «Гуччи» работали известные дизайнеры Джефри Бин и Келвин Кляйн, но главным стал молодой дизайнер Том Форд. Выросший в Техасе и Нью-Мексико, он интересовался модой с подросткового возраста. В 1986 году он закончил Школу дизайна Parsons по архитектурной специальности. 32-летний Том Форд, работавший уже два года в отделе дизайна «Гуччи», решил повернуть имидж компании в новом направлении. Звезды Голливуда, такие как Мадонна, Гвинет Пелтроу, Элизабет Харли, – начали одеваться только в изделия от «Гуччи». Форд, активно укрепляя бренд корпорации в кругах знаменитостей, следил абсолютно за всем, вплоть до внешнего дизайна магазинов и интерьеров офисов, обращал внимание на одежду сотрудников. 1997 год также оказался весьма удачным для компании, так как ею была приобретена часовая компания Severin-Montres, переименованная впоследствии в Gucci Timepieces.

Но успех не всегда постоянен. С 1999 г. компания стала «лакомым куском» для французского концерна-изготовителя LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy). Единственным выходом из ситуации было объединение с группой PPR (Pinault-Printemps-Redoute) во главе с Франсуа Пино. Условия сделки включали поглощение Ив Сен Лоран (YSL). Теперь Том Форд был дизайнером двух брендов. Форд повысил ценность доступной одежды. Его коллекция для Yves Saint Laurent с форменными кимоно, азиатскими платьями и классическими смокингами и куртками в мужской коллекции имели успех. Объявление о его уходе из компании сопроводила полная распродажа многих вещей в нью-йоркских магазинах. В 2005 году Том Форд начал разрабатывать дизайн линии косметики для Estee Lauder и спланировал свою собственную линию прет-а-порте (производства больших партий стандартной одежды) и аксессуаров под лейблом Tom Ford.

Сейчас должность Креативного директора бренда занимает 32-летняя Джаннини. Коллекция Джаннини весны 2006 года была высоко оценена за свою цветовую гамму и энергию, воссоздавая ажиотаж вокруг прет-а-порте от компании. Объемы продаж «Гуччи» достигают колоссальной отметки, они превышают 214 млн. евро, а Gucci Group стало третьим по величине модным конгломератом, контролирующим такие известные бренды, как Gucci, Yves Saint Laurent, Alexander McQueen, Bedat & Co., Boucheron, Roger & Gallet, Stella McCartney and YSL Beaute. Согласно данным журнала BusinessWeek в 2008 году бренд Gucci заработал €2.2 миллиарда.

Сегодня Дом не только по-прежнему стоит на ногах, но и находится на вершине модного Олимпа. Мировые офисы и штаб-квартиры компании расположены во Флоренции, в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Современный характерный стиль «Гуччи», благодаря смелому дизайну, яркости, утонченности и экстравагантности, имеет много поклонников, является узнаваемым и востребованным. Мечта молодого итальянца Гуччио Гуччи о всемирно известном бренде в мире моды сбылась.