ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Ольга Потемкина



Талант самодостаточности

В долгие годы, когда господствовала роскошь и престижные бренды, Вивьен Вествуд эпатировала публику одеждой с прорехами и дырами, швами наружу. Ее коллекции возмущали и шокировали публику: самым скандальным предложением была майка с портретом королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе. В 1987 году она создала коллекцию-пародию на шотландский костюм, которую демонстрировали крупные женщины с расплывшимся по лицу гримом, растрепанными волосами, юбках из шотландки, корсетах и в обуви на деревянной платформе. Это был новый скандал!

Вивьен Вествуд – британский дизайнер, основательница стиля панк в моде. Ее имя до замужества – Вивьен Изабель Суайр. Ее семья была крайне бедна. Не долго думая, Вивьен вышла замуж по принципу: за кого угодно, только подальше от семейного кошмара, нищеты и голода. Но из-за замужества пришлось оставить художественную школу. Окончив педагогический колледж в Лондоне, Вивьен начала работать учителем. Родились дети: дочь Роуз и сын Бен. И судьба могла сложиться совсем иначе, но Вивьен ожидал развод. Оставив себе фамилию первого мужа «Вествуд», она прославила ее на весь мир.

В 1971 году Вивьен Вествуд вернулась к художественному творчеству, начав серьезно заниматься дизайном. А затем был открыт ее первый магазин.

В 1976 году Вивьен Вествуд совместно с андеграундным продюсером и музыкантом Малькольмом Маклареном разработала коллекцию одежды для одной панк-группы, а затем стала продавать одежду в стиле «панк». Встреча Вивьен с Малькольмом Маклареном не ограничилась совместным творчеством. У них родился сын Джозеф.

Пара разбогатела и стала модным авторитетом. Через какое-то время личный стиль Вествуд перестал шокировать публику, став общепризнанным в Лондоне. Тогда Вивьен решила взять новую высоту – подиум. Изучая историю моды, Вествуд создала интеграл моды и панка. С 1980 года у В. Вествуд собственная марка. Она использует стилистику фильмов послевоенного десятилетия: рокерские косухи и узкие брюки, пиджаки в клетку. К ним Вествуд смело добавляла сетчатые и рваные футболки, ошейники, велосипедные цепи и полицейские фуражки. Вивьен Вествуд – вторая англичанка (после Мери Куант, запатентовавшей мини-юбку), покорившая Париж. Сейчас у Вествуд пять именных магазинов: в Лондоне, в Лидс и в Милане. Открыты бутики в Ливерпуле, Ньюкасле, Глазго, Манчестере, Ноттингеме и Йорке. Работают шоурумы в Милане, Париже и Лос-Анджелесе. Ее деловые партнеры в США и Японии.

Границы деятельности В.Вествуд широки. В сентябре 2005 года присоединилась к группе по защите гражданских прав и запустила ограниченный выпуск футболок с надписью «Я – не террорист, не арестовывайте меня». Вещи продавались и стали основой благотворительного фонда организации.

Долгое время была активной сторонницей лейбористской партии, но в 2007 году она решила сменить свои политические ориентиры и присоединилась к партии консерваторов. Она появляется на телевидении, защищая гражданскую свободу и человеческие права. В пасхальное воскресенье 2008 года участвовала в кампании по ядерной демилитаризации, атомному оружию в Олдермастоне.

Вивьен обратилась с манифестом Активного Противостояния Пропагандированию. В нем она подходит к истокам человеческих бед и предлагает общее решение: «У нас есть выбор: стать гуманными и образованными или разрушить человеческое естество, жертву наших дарований». В. Вествуд активно участвует в борьбе за экологию планеты: она создала эксклюзивное платье-футболку, средства от продажи которого направляются в Бангладеш для поддержки лесных племен, страдающих от вырубки лесов. Летом 2011 года москвички могли приобрести это стильное платье в Москве.

В январе 2011 года Вивьен Вествуд участвовала в документальном фильме канадского телевидения «Лондон. Вивьен Вествуд» в качестве обозревателя ее любимых лондонских красот. Среди них: Куртлэндский институт искусства, коллекция Уоллеса, район Уайтчепел, Хэмптонский суд, Лондонский симфонический оркестр, Брикстонский рынок и Национальную галерея. Ее целью было поделиться любовью к высокой культуре и отразить ее значимость для современного поколения. Вествуд считает, что любовь и понимание искусства смогут спасти мир.

В. Вествуд с высоты своего опыта и положения может дать хорошие советы, особенно для «скромниц»: «Если вы будете уверенной в себе, то всеми остальными вещами, в том числе и женской привлекательностью, сможете удачно манипулировать. …Но для этого, прежде всего, женщина должна критически осмотреть себя, потом – свой гардероб и в итоге решить, в чем именно она будет чувствовать себя наиболее комфортно. Вы должны выглядеть как героиня, способная преодолеть любые барьеры. Надо уметь быть дерзкой и поменьше оглядываться на чужое мнение. Секрет – в самодостаточности. В умении быть личностью, в умении быть счастливой с самой собой. Это трудно. Зато все остальное жизнь вам даст в подарок». Сама В. Вествуд умеет не только выглядеть значительно моложе своих лет, но и создавать то, что интересно молодым. И супруг моложе ее на двадцать с лишним лет.

«…Я вообще не собиралась замуж за Андреаса – во всем виновата английская бюрократия. Мы были любовниками, жили вместе, но Андреасу часто приходилось уезжать в Европу и возвращаться обратно в Англию, и нам было проще пожениться, чем каждый раз оформлять целую кипу бумаг. А до встречи с ним я восемь или девять лет прожила вообще без мужчины, прекрасно обходилась одна, и это меня нисколько не волновало… Я ничего не делаю, чтобы удержать его рядом. Я спокойно отпускаю его в командировки или на дискотеку, не извожу вопросами, где он был и что делал. Я абсолютно не ревнива, потому что уверена в этом человеке. Мы рядом, потому что интересны друг другу, умеем слушать друг друга, порой Андреас выдает такие мысли, которые заставляют меня по-другому посмотреть на привычные вещи. И величайший комплимент, который я ему могу сделать: «Мне с тобой так же хорошо, как наедине с самой собой».

Первая коллекция Вествуд стала данью дань любимой книге и называлась «Три мушкетера». Она мало где демонстрировалась. Углубляясь в детали костюма и его историю, Вивьен смогла переосмыслить и упростить свои же шедевры, став источником вдохновения для молодых Джона Гальяно и Александра Маккуина. В 1981 году Вивьен Вествуд представляет коллекцию «Пираты», дублирующую первую, третья коллекция назвалась «Дикарь» – в ней преобладали индейские мотивы. Далее Вествуд показывает «Тоску по грязи» и открывает в Лондоне одноименный магазин. Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки. Особенно выделялись земляной пол и фигурки вуду.

Было еще несколько нашумевших коллекций, в числе которых «Ведьмы» с объемными двубортными пальто и свитерами из жаккарда – последняя совместная работа с Маклареном.

Авторскими признаками Вествуд считается обувь на большой платформе и резиновая обувь, вещи в крупную светло-голубую полоску и яркую клетку, адаптированные викторианские камзолы, корсеты, кринолины и турнюры, надписи в виде державы или геральдических роз.

За провокациями, пародиями и покушениями на устои моды нельзя не отметить виртуозный крой моделей, изобретательные отделки, безукоризненное исполнение и то, что в отличие от моделей многих дизайнеров-мужчин эти вещи украшают женщину. В 1990 и 1991 гг. В. Вествуд была названа «Лучшим дизайнером года» в Британии. В коллекции «Портрет» она предложила туфли на высоких платформах, говоря, что любит «ставить женщину на пьедестал, причем в прямом смысле этого слова». В. Вествуд обратилась к исторической теме, демонстрируя ироничные модели, напоминающие о моде XVIII–XIX вв., заявляя, что «единственный путь в будущее – это оглянуться назад». Эта идея присутствует и в оформлении ее бутика «Конец света», фасад которого украшают часы, идущие в обратную сторону.

Ее называют величайшим модельером, бунтаркой и создательницей высокой моды в стиле панк. Стиль Vivienne Westwood является антиподом коммерчески успешному минимализму 1990-х гг. Но к В. Вествуд пришел и коммерческий успех. Она стала продавать лицензии и выпустила духи «Будуар», которые приносят стабильную прибыль. Ее клиентами теперь являются не только любители андеграунда, но и члены королевской семьи.

В России интересы В.Вествуд с 1995 по 2008 год представляла Ольга Родионова, с которой Вивьен дружила семьями. Вествуд можно разглядывать по частям: вот лицо в ореоле высоко начесанных волос сложного оранжево-персикового оттенка, минимум косметики и ни одной пластической операции; вот руки – пальцы с затейливым маникюром рисуют в воздухе причудливый орнамент. Из деталей одежды точно можно идентифицировать только одну – отделанную кружевом рубашку с длинными манжетами, все остальное может быть условно названо юбкой и жакетом.

Глядя на наряды В. Вествуд, многие думают, что нужно обладать большой уверенностью в себе, чтобы так одеваться. Ведь яркие личности обычно раздражают окружающих. Но Вивьен не считает, что ее внешность может кого-то раздражать. «Скорее, люди удивятся, увидев такое потрясающее зрелище!... Самое главное в образе женщины – это оригинальная прическа, или броский цвет помады, или изысканное ювелирное украшение. Сегодня же я уверена: главное – правильно выбранное платье или костюм, в котором вы будете выглядеть восхитительно. Даже если у вас не очень много денег, накопите нужную сумму, купите одну шикарную вещь и носите ее всюду – на работу, в гости, на вечеринки. И если сверху на вас будет надето старое драное пальто – не важно, вы-то знаете, что на самом деле выглядите прекрасно. Подобные мысли значительно улучшают настроение», – заявляет В. Вествуд.

Англичане говорят, что Великобритания знаменита тремя королевами – Елизаветой II, «железной леди» Маргарет Тэтчер и Вивьен Вествуд, входящей в первую десятку самых именитых модельеров столетия и носящей титул кавалера ордена Британской империи. История жизни Вествуд – история о том, как одна простая девушка может изменить мир, даже если этот мир – всего лишь мир моды.

Девиз В.Вествуд: «Не признавать над собой власти». И Вивьен ни перед кем не склоняет головы.