ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 


Шломо Зелиг Аврасин



Жертвоприношение и наши дни

«…Когда войдете вы в землю, которую даст вам В-вышний, как обещал, соблюдайте эту службу…» (Шмот, 12:25)

Из текста Торы (Шмот, главы 12-13) следует, что В-вышний заповедал евреям взять 10-ого Нисана годовалого ягненка, 14-ого Нисана зарезать его, кровью обмазать косяки и притолоки своих домов, а самого ягненка зажарить и съесть в ходе ночной трапезы вместе с мацой и горькой зеленью. Этот ягненок называется Песах, в честь того, Б-г миновал (на иврите «пасах») дома евреев во время казни первенцев, и смерть первородных детей не затронула народ Израиля, коснувшись только египтян. Ягненка надлежало вкушать вместе с пресным хлебом и горькой зеленью. На сегодняшнем пасхальном Седере у нас остались только два последних элемента – маца и марор – горькая зелень.

В первую годовщину Исхода сыны Израиля принесли пасхальную жертву в только что возведенной Скинии Завета у подножия горы Синай, где через 50 дней после Исхода получили из рук Вс-вышнего Тору. Спустя 39 лет первым действием евреев после перехода через Иордан в Землю Израиля стало обрезание и принесение пасхальной жертвы. Эти две заповеди имеют много общего: необрезанный не имеет права участвовать в пасхальной жертве; обе они связаны с кровью; только за неисполнение этих двух предписывающих заповедей следует наказание – карэт (отсечение души от источника жизни); и обрезание, и пасхальная жертва являются знаком союза со Вс-вышним, только брит-мила – союз между Б-гом и отдельно взятой личностью, а Песах – между Б-гом и всем народом Израиля.

Когда был возведен Иерусалимский Храм, на Песах туда стекались сотни тысяч евреев, чтобы принести пасхальную жертву и провести в Иерусалиме Седер. Когда же Храм был разрушен, а народ Израиля ушел в долгое изгнание, мы лишись возможности праздновать Песах так, как это предписывает Тора.

Тут следует отметить, что хотя жизнь в изгнании приучила нас обходиться без Храма, подобное существование не является полноценным. Народ Израиля, лишенный своей земли и своего Храма, где он имел возможность напрямую общаться со Вс-вышним, подобен инвалиду, потерявшему руки, ноги и глаза, причем так давно, что он сам давно свыкся с таким состоянием. Но эта привычка не означает, что подобное состояние является правильным и естественным. Слепой от рождения не ощущает потребности в зрении – он просто не может себе представить, что это такое. Реальность, в которой существовал Храм, где пребывало Б-жественное Присутствие, очень сильно отличалось он нашей реальности. Приведу лишь один пример. В Первом Храме имелись урим и тумим – чудесные небольшие предметы, полученные Моше на горе Синай. Они хранились в нагруднике Первосвященника и служили для определения Б-жественной воли. Если перед народом вставал важный вопрос, скажем, начинать ли войну за расширение территории, или нет, то царь от имени всех сынов Израиля обращался ко Вс-вышнему через Первосвященника, и Святой, Благословен Он, отвечал посредством урим и тумим на поставленный вопрос. Сегодня, когда политическое руководство Израиля принимает судьбоносные решения, за которые порой расплачиваются простые люди, такая возможность проверить правильность выбранного курса была бы неоценимой.

Но вернемся к пасхальной жертве. Как выглядел Песах в те времена, когда стоял Храм? В трактате Псахим Вавилонского Талмуда, и в многочисленных устных преданиях, приводится подробное описание этого действа. Я приведу здесь краткий абрис того, что происходило в Иерусалиме в дни Песаха. За несколько дней до праздника в Святой Город съезжались евреи со всех концов света, где бы они не обитали – ведь заповедь совершить восхождение в Храм действовала вне зависимости от расстояния. Наиболее богатые общины диаспоры даже имели в Иерусалиме свои собственные гостиницы. Приезжие располагались и затем начинали готовиться к празднику. Во-первых, следовало очиститься от трупной скверны, которой становился нечист всякий, кто прикасался к мертвому телу, или же находился в одном помещении с умершим. Очищение длилось семь дней. На третий и на седьмой день специально назначенный коэн окроплял очищающегося водой, смешанной с пеплом рыжей коровы, а затем человек окунался в микву – специальный водоем для очищения от более низких видов ритуальной скверны. Только после этого еврей получал право посетить Храм.

Прибывшие на праздник формировали хавурот – особые группы, каждая из которых приобретала или приносила ягненка для жертвоприношения. Каждый человек должен был быть приписан к какой-либо группе, с которой вместе он будет проводить пасхальный Седер и вкушать священное мясо. В канун праздника, после полудня, представитель каждой такой хавуры являлся в Храм вместе с предназначенным в жертву ягненком. Когда внутренний храмовый двор заполнялся, наружные врата закрывались, и жертвоприношение начиналось. Коэны (или сами хозяева) резали ягненка, после чего первая кровь принималась коэном в специальный золотой или серебряный ковш, который передавался по цепочке коэнов до большого жертвенника, к основанию которого эта кровь и выливалась. После этого ягненка свежевали, извлекали те внутренние части, которые шли на жертвенник для воскурения, а затем покидали двор Храма. Все это сопровождалось пением и игрой на музыкальных инструментах – стоя на специальном возвышении, левиты пели хвалебные гимны В-вышнему.

После жертвоприношения пасхальную жертву целиком жарили на открытом огне в специальных печах на шестах из гранатового дерева (оно плохо горит). Во время пасхального Седера каждому из членов хавуры доставался кусок пасхального ягненка размером как минимум «с маслину» (28 куб. см. по раву Хаиму Наэ), который съедали вместе с мацой и горькой зеленью.

Рабби Акива Игер был одним из самых выдающихся мудрецов Торы как в своем поколении, так и для нас. Его зять, Хатам Софер, также был выдающимся законоучителем во всех поколениях. Рабби Акива Игер писал своему зятю в письме от 12-ого Ийяра 5597 (1837) года: «Надо попросить у иерусалимских властей дать разрешение совершить [пасхальное] жертвоприношение». По его мнению, пасхальное жертвоприношение было проще осуществить с галахической точки зрения, и это можно было осуществить и в условиях галута. Хатам Софер ответил ему, что существует практическая проблема, связанная с тем, что нынешний турецкий султан не позволяет немусульманам подходить к месту, где стоял Храм, поскольку на там стоит мечеть, в центре которой располагается камень, бывший когда-то частью Храма (Респонсы Хатам Софер, Шульхан Арух, Йорэ Деа, ответ №336).

Все проблемы, связанные с возобновлением пасхальной жертвы, можно условно разделить на четыре вида: галахические, юридические, психологические, и политические. Рассмотрим каждый из этих видов. В качестве основы возьмем конспект урока, проведенного равом Шмуэлем Элиягу шлит”а, раввином города Цфат, сыном великого праведника нашего поколения, гаона рабби Мордехая Элиягу заца”ль.

Галахические проблемы

1. Нечистота мертвого тела (трупная скверна).

С галахической точки зрения Хатам Софер не видел никаких препятствий для осуществления пасхального жертвоприношения, хотя на сегодняшний день все мы нечисты трупной нечистотой, и у нас нет пепла красной коровы. Он основывался на мнении автора книги «Кафтор ва-перах», который приводит следующий галахический принцип: «Нечистота аннулируется (или отодвигается), если большая часть общества нечиста». Поэтому возможно принести пасхальную жертву и в состоянии ритуальной нечистоты. Так писал автор «Кафтор ва-перах», продолжая обсуждение намерения тосафиста рабби Йехиэля из Парижа, собиравшегося приносить жертвы в Иерусалиме.

А так об этом пишет РаМБаМ: «Если больше количество людей было нечисто во время первого Песаха (14-ого Нисана) – если они составляли меньшинство, то их жертвоприношение переносилось на второй Песах (14-ого Ийяра), как и у остальных ритуально нечистых. Но если большая часть общества была нечистой, или же коэны, или храмовая утварь была нечиста трупной нечистотой – жертвоприношение не переносится, но все приносят пасхальную жертву в том состоянии, в котором они сейчас находятся, и чистые, и нечистые, как сказано: «И были люди, которые были нечисты трупной нечистотой…» (Бемидбар, 9:6) – речь идет о небольшом числе людей, а жертва всего общества не переносится. Но это разрешение касается только трупной нечистоты, как мы уже писали в законах посещения Храма» (Законы пасхальной жертвы, 7:1).

Во времена царя Хизкиягу приносили жертвы в состоянии ритуальной нечистоты. Действительно, подобные случаи уже имели место в практической жизни – народ Израиля уже приносил жертву Песаха в состоянии нечистоты. Это случилось в дни царя Хизкиягу, как сказано: «Так как много (было) в собрании таких, что не освятились, то левиты закалывали пасхальную жертву для всех, кто нечист, для посвящения Г-споду. Ведь многие из народа, большею частью из (колена) Эфраима и Менаше, Иссахара и Звулуна, не очистились; однако же и они вкусили пасхальную жертву, хотя и не как предписано; но Йехизкиягу молился за них, говоря: Г-сподь Благой простит за это, так как подготовили сердца свои взыскать Б-га, Г-спода, Б-га отцов своих, хотя без святого очищения». И их жертвоприношение нашло милость в глазах В-вышнего: «И услышал Г-сподь Йехизкиягу, и излечил (простил) Он народ» (Диврей га-Ямим Бет, 30:17-20).

Хашмонаим тоже возвели жертвенник в состоянии ритуальной нечистоты. В книге «Респонсы МаГаРИА» (часть 1, Шульхан Арух, Орах Хаим, с.88) говорится, что именно так поступили Хашмонаим, «когда освободили Храм от греков и их приспешников, и сразу после боя они вошли в него и соорудили там новый жертвенник в состоянии нечистоты. Они поместили в спецхран камни оскверненного греческими царями прежнего жертвенника… и должны были построить новый жертвенник. Но поскольку они были нечисты трупной нечистотой, … то построили жертвенник в нечистоте».

Храм тоже можно было строить в состоянии ритуальной нечистоты. Рав Цви Гирш Калишер в своей книге «Дришат Цион» приводит мнение РаМБаМа (Законы Избранного Дома, 7:23), который описывает, каким образом нужно строить Храм: «Когда есть необходимость в том, чтобы в Храм вошли строители, чтобы что-то построить или починить в нем, или же чтобы вынести оттуда что-либо нечистое, пусть это будут коэны без порока; нет коэнов – пусть войдут левиты; нет левитов – пусть войдут исраэлиты,… не нашли чистых – пусть войдут нечистые».

«В самом здании Храма, обладающем дополнительной святостью, разрешено производить строительные и ремонтные работы даже ритуально нечистым людям, тем более – во дворах Храма, обладающих меньшей святостью, если есть необходимость соорудить жертвенник – разрешено это делать нечистым людям, если нет в наличии чистых». Т.е. разрешено не только приносить жертвы в состоянии ритуальной нечистоты (если большая часть народа нечиста), но и делать все необходимые работы по подготовке к полноценной храмовой службе, как, например, строительство здания Храма, его ремонт, сооружение жертвенника, и проведение необходимых замеров.

Таким образом, мы видим, что ритуальная нечистота не является препятствием для пасхального жертвоприношения. Конечно же, от более легких видов нечистоты необходимо было очиститься через погружение в воды миквы.

2. Отсутствие Храма.

Двадцать два года перед тем, как был построен Второй Храм, жертвы приносились на жертвеннике, стоявшем на своем месте. РаМБаМ в «Законах Избранного Дома» (2:4) пишет, что три пророка поднялись из Вавилона вместе с остальными репатриантами в начале эпохи Второго Храма. «Один из этих пророков показал место, где стоял жертвенник, другой сообщил народу размеры этого жертвенника, а третий засвидетельствовал, что можно и должно приносить на нем все виды жертв, даже если Храма пока нет».

Так говорит нам Мишна в трактате Эдуйот (8:6): «Сказал рабби Йегошуа: Я слышал, что можно приносить жертвы несмотря на то, что нет Храма», и РаМБаМ устанавливает Галаху согласно этому мнению (там же, 6:15): «Поэтому приносят все виды жертв, несмотря на отсутствие Храма, и едят жертвы из разряда «святая святых» на всей территории храмового двора, несмотря на то, что он разрушен и не окружен стенами, и едят жертвы из разряда «легкая святость», а также вторую десятину на всей территории Иерусалима, не смотря на то, что у города нет стен. Потому что первое освящение (во времена Давида и Шломо) Храмовой горы было временным (только пока стоял Первый Храм), а второе освящение (во времена Эзры и Нехемии) действовало как в то время, так и на будущее». Автор респонсов «Шеелат ЙЕАВеЦ» (часть 1, с. 89) пишет, что, скорее всего, евреи продолжили жертвоприношения на Храмовой горе и после разрушения Второго Храма, несмотря на отсутствие всего комплекса храмовых строений.

3. Коэны и их одеяния.

В своем ответе на письмо рабби Акивы Игера Хатам Софер разбирает различные аспекты пасхального жертвоприношения: «Вопрос об одеждах первосвященника вообще не поднимается, поскольку жертвоприношения можно возобновить и без назначения первосвященника, а следовательно, и без его одеяний… А то, что некоторые высказывают опасение в отношении происхождения коэнов, так же не является проблемой, поскольку рав Йехиэль заль утверждал, что вполне можно полагаться на их «хазаку». Т.е. те, кто на сегодняшний день считаются коэнами, имеют право служить в Храме и приносить жертвы. Ведь наши Мудрецы учили: «Благослови, Господи, его рать («хейло»)…» (Дварим, 33:11) - даже если служат коэны с испорченным происхождением («халалим»), несмотря на это Вс-вышний благословляет их служение».

Откуда мы можем сегодня достать одежды для коэнов? Несмотря на то, что проблема одежды для коэнов была затронута в ответе Хатам Софера, она не была решена. Рав Цви Гирш Хают пишет, что для рядовых коэнов и сегодня можно сделать обычные четыре одежды: длинную рубаху, штаны, кушак и тюрбан. И хотя для первосвященника сделать одежды гораздо труднее, их отсутствие не препятствует ведению храмовой службы вообще, и пасхальному жертвоприношению в частности (см. РаМБаМ, в конце законов о храмовой утвари, а так же МаГаРиЦ Хают, Кунтрас Ахарон, глава 2).

4. Жертвенник.

Проблема жертвенника является самой сложной проблемой в деле возобновления жертвоприношений. Забой пасхальной жертвы должен производиться во дворе Храма, называемом азара. Место расположения азары нам известно – оно находится на возвышении, на котором стоит Кипат га-Села (Купол над скалой), под которым располагается Эвен га-Штия (Краеугольный Камень).

Для возобновления жертвоприношений нужно построить жертвенник. Согласно РаМБаМу, жертвенник не обязательно должен соответствовать своим максимальным историческим размерам (Законы оскверненных святынь, 3:25). Его минимальные размеры – 5 на 5 локтей и 3 локтя в высоту (один локоть равен приблизительно 48 см.).

Жертвенник надлежит сложить из гладких цельных камней, к которым не прикасалась рука человека с целью их обработки. Если имеются камни, имеющие естественные сколы, то они также пригодны для жертвенника. РаМБаМ в Законах Избранного Дома (1:14) пишет: «Поэтому необходимо взять камни из чрева земли, или со дна долины, где течет ручей». Порядок построения жертвенника расписан в Талмуде (трактат Звахим, 53А): следует сбить деревянную форму, наполнить ее собранными камнями, после чего залить цементом, который скрепит камни в единую структуру.

РаМБаМ пишет (Законы Избранного Дома 2:1): «Место жертвенника точно определено раз и навсегда, и нельзя его изменить». Талмуд говорит, что царь Давид освятил для постройки жертвенника территорию площадью 60 на 60 локтей (тр. Звахим, 62А), и там как раз и находился жертвенник. Поэтому следует начать отмерять территорию 60 на 60 локтей приблизительно с десятиметрового отдаления от Кипат га-Села на восток. Забой пасхальной жертвы также должен производиться около жертвенника. Это необходимо для того, чтобы забой произошел на территории азары, а не за ее пределами. Внутри этой площади необходимо выбрать территорию 5 на 5 локтей, где и будет располагаться жертвенник. Это совершенно не трудно.

Юридические проблемы

Согласно законам государства, невозможно воспрепятствовать человеку, желающему принести пасхальную жертву. В нашем государстве существует закон, дающий каждому человеку свободу выполнять предписания своей религии, так как он их понимает. По этому вопросу в БаГаЦ было подано несколько апелляций, и Высший суд разъяснил, что это подпадает под закон о свободе вероисповедания, один из базисных законов государства Израиль. Однако судьи подчеркнули, что конечное решение по этому вопросу должно принять правительство или полиция, которая заявляет, что не сможет обеспечить безопасность тех людей, которые будут приносить пасхальную жертву на Храмовой горе. Совершенно ясно, что если общество будет оказывать воздействие на своих представителей в правительстве и Кнессете, ситуация в корне изменится. Если даже по вопросу о простых демонстрациях суд постановил, что полиция должна обеспечить безопасность их участников, то чем хуже пасхальное жертвоприношение? Разве оно менее важно?

Психологические проблемы

Даже среди сторонников возобновления пасхального жертвоприношения есть многие, кто опасается негативной реакции израильского общества. Как светские евреи отреагируют на возрождение служения посредством принесения жертв? Что скажут общества в защиту животных? На самом деле этот аспект вообще не заслуживает длительного обсуждения. В нашей традиции есть такое правило: когда речь идет об исполнении заповеди, не обращают внимания на насмешников и критиканов: «И пусть не стыдится из-за смеющихся над ним». В течение всей истории нас преследовали за многие заповеди, насмехались над заповедью обрезания, например, запрещали его проводить, и даже обрекали за это на смерть. На сегодняшний день организация охраны здоровья от ООН рекомендует всем мужчинам обрезаться в качестве профилактической меры для предотвращения многих заболеваний.

Тора особенно предупреждает нас, что будут те, кто станет насмехаться над пасхальной жертвой. «И будет – когда войдете вы в землю, которую даст вам В-вышний, как обещал, соблюдайте эту службу. И будет, когда скажут вам сыновья ваши: «Что это у вас за служба такая?...» (Шмот, 12:25). В пасхальной Агаде сын, задающий этот вопрос, называется нечестивым. Он отстраняется от традиции своих предков и говорит: «Я к этому не имею отношения! Я человек просвещенный, и ваш примитивный культ с его кровью совершенно чужд мне! Я не собираюсь участвовать в этом варварском обычае!» Пасхальная Агада готовит нас к подобной возможности уже тысячи лет, и говорит нам: не смущайтесь его словами! «И ты должен затупить ему зубы, и сказать ему: «Из-за этого (пасхальной жертвы) совершил Вс-вышний все (чудеса) эти во время моего исхода из Египта» (Шмот, 13:8). Побеждай его в споре. Скажи ему: «Дорогой мой! Если мы будем учитывать все твои посторонние соображения, то избавление никогда не наступит, не дай Б-г! Мы должны следовать своим путем, и только так сможем победить!»

Политические проблемы

До Шестидневной войны еврейский суверенитет не распространялся на то место, где стоял Храм. В начале двадцатого века Иерусалим был под властью Османской империи, после Первой Мировой войны власть в городе перешла к англичанам, а после их ухода – к арабам. Только после Шестидневной войны власть над городом перешла к евреям. Сразу же после этого возникла практическая возможность возобновить пасхальное жертвоприношение. Проблема заключалась в том, власти стали чинить препятствия возобновлению жертвоприношений на Храмовой горе.

Любавический Ребе считал, что если евреи находятся в Иерусалиме в то время, когда там установлена еврейская власть, и не приносят пасхальную жертву, это создает огромную галахическую проблему. Сразу после Шестидневной войны он сказал своим хасидам, что тот, кто в канун Песаха после полудня находится в Иерусалиме и не приносит пасхальную жертву, находится под угрозой «карэта». Поэтому в течение нескольких лет хасиды ХаБаДа в канун Песаха покидали Иерусалим, чтобы избежать этой ситуации. В 5735 (1975) Ребе отменил свое постановление. И не потому, что он изменил свое мнение, а вследствие того, что с великой болью он осознал, что в планы руководства Израиля входит полное запрещение восхождения евреев на Храмовую гору с религиозными целями. В этом отношении, к нашему великому стыду и позору, статус властей не отличается от статуса властей османских или британских. Как в те времена не существовало такой возможности, и мы имели статус «анусим» («принужденных»). Рав Мордехай Элиягу говорил, что нельзя посещать Стену Плача в канун Песаха после полудня, поскольку человек подпадает под обязанность принести пасхальную жертву – ведь он не может использовать «смягчающее обстоятельство», которое указано в Торе: «Если кто-либо будет нечист трупной нечистотой, или (будет) в дальнем пути, из вас или в поколениях ваших…» (Бемидбар, 9:10), а сегодня нечистота не является препятствием. И если он не находится на достаточном расстоянии от Иерусалима, то почему он тогда не приносит пасхальную жертву? Рав остался при этом мнении и после 5735 года. Он считал, что это все еще в наших руках, и общественность может изменить статус-кво, если только захочет этого.

И сегодня нас тоже стращают тем, что малейшее наше телодвижение на Храмовой горе приведет к третьей мировой войне. Именно об этом сказано: «Как во дни исхода твоего из земли египетской явлю ему чудеса» (Миха, 7:15). Одно из чудес – то, что мы сможем освободиться, наконец, от страха перед другими народами. Только после того, как мы стали свободны от этого духовного рабства – смогли выйти из Египта. Сегодняшняя ситуация полностью тождественна той.

Мы изучаем различные аспекты пасхального жертвоприношения не для того, чтобы освободить себя от этой заповеди по принципу «заплатим мы быками наших уст», т.е. речь приравнивается к действию, но как выражение горячего желания в реальности осуществить пасхальное жертвоприношение. И несмотря на то, что нам это не привычно, и уже давно мы существуем без Храма, необходимо сломать старые привычки, чтобы не уподобиться тем, кто, выйдя из Египта, все время думал о «луке и чесноке», которые он ел в рабстве. Нам следует привыкнуть к жизни, в которой Б-жественное Присутствие проявляется в ощутимых формах, когда врата Небес раскрыты. Это должно стать первым шагом на пути к построению Третьего Храма.

Подобное мероприятие нельзя проводить тайно или потихоньку. Пасхальная жертва – единственная жертва, которая приносится всем обществом и которая обладает статусом общественной жертвы во многих аспектах. Поэтому требование возобновить пасхальное жертвоприношение также должно исходить от общества. Для этого и предназначена эта статья.

На сегодняшний день в Израиле действуют несколько организаций, поставивших себе целью подготовить почву для возрождения храмовой службы во всех ее аспектах. В феврале этого года в Иерусалиме состоялось собрание, посвященное подготовке к принесению пасхальной жертвы в ближайший (т.е. уже прошедший) Песах. На этом форуме выступили многие известные деятели, такие, как депутат Кнессета Моше Фейглин, глава «Института Храма» рав Исраэль Ариэль, и другие. Была проведена предварительная запись на пасхальных ягнят, а также рассматривался проект шествия с этими ягнятами в канун Песаха от резиденции главы правительства к Храмовой горе. Я на этом собрании представлял движение «Ор Цион», которое тоже придает немалое значение вопросу восстановления Храма. Кстати, после Песаха на нашем сайте будет открыта запись на курс лекций на русском языке по вопросам, связанным с Храмом.

Но, к сожалению, на эту демонстрацию не было получено разрешение полиции. Однако в наших силах изменить ситуацию – если только захотим, это перестанет быть абстрактной мечтой, превратившись в объективную реальность!

В следующем году – в отстроенном Иерусалиме…