"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 


Менахем Мендл Шнеерсон



В Субботу главы «Шмини» в 1952 году

Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон (1902–1994), крупнейший религиозный еврейский авторитет последнего столетия, регулярно произносил маамары (трактаты), приуроченные к недельным главам Торы. Здесь публикуется один из них в переводе преподавателя Торы синагоги на Б. Бронной в Москве Давида Эльдина. В этом маамаре идет речь об отношении В-вышнего с Ливьятаном (в переводе с иврита «свитым») – чудовищным морским змеем, упоминаемым в Торе.

«Создал этого Ливьятана, чтобы играть с ним». И сказано в Талмуде: «Из 12-ти часов состоит день. Три первых часа В-вышний сидит и занимается Торой; три вторых часа сидит и судит; три третьих часа сидит и питает (устанавливает для каждого созданного вида источник пропитания); три четвертых часа, которыми заканчивается день — время молитвы Минха — сидит и играет с Ливьятаном, как сказано: «Создал этого Ливьятана, чтобы играть с ним».

И дело здесь вот в чем (как это объяснено в «Ликутей Тора» [Алтер Ребе]) – Ливьятан – означает быть рядом, вместе. Так сказала Лея после рождения третьего сына: «С этого раза муж мой прильнет ко мне», – поэтому нарекла ему имя Леви. И речь здесь идет о душах, которые служат соединению миров с Б-жественностью. И под словами – «играть с Ливьятаном» имеется в виду тот факт, что В-вышний получает удовольствие от работы душ по соединению миров с Б-жественностью.

И это подобно тому, как, например, внизу (в нашем мире), для того, чтобы вызвать интерес и доставить удовольствие министру, и, тем более, царю, не годится подарок даже в виде самой большой и дорогой вещи, поскольку ему она не важна. Но зато, нечто, выходящее за рамки обычного, нарушающее общий порядок вещей, как, например, говорящая птица и тому подобное, несмотря на то, что речь птицы не идет ни в какое сравнение с речью человека. В любом случае, необычность такого явления вызывает интерес и удовольствие.

И так это в нашем случае в работе душ внизу по соединению миров с Б-жественностью. И хотя работа душ (в телах) внизу не идет ни в какое сравнение по отношению к работе душ, когда они наверху; ведь даже полный праведник, который служит Тв-рцу с трепетом и великой любовью, полной радостей, все же и он имеет ощущение себя самого (ведь он находится в мире сокрытия, в материальном теле). И невозможно ему достичь уровня душ, пребывающих наверху (там души находятся под «Престолом Славы»).

Ведь известно, что мир создан именем Элоким, которое скрывает Свет Тв-рца в мире. И сделано так для того, чтобы мир ощущал свою отделенность и самостоятельность. Но такое состояние мира не должно оставаться вечно. Цель Творения состоит в том, чтобы человек своей работой исправил мир и «поселил» в нем Тв-рца. Как написано: «...Который сотворил В-вышний, чтобы делать (исправлять) так, чтобы все самоустранилось перед Создателем».

А самоустраненность созданного, которая достигается работой человека – это нечто новое, и именно поэтому вызывает радость и наслаждение наверху. Радость и наслаждение наверху – это и есть задача Ливьятана, которого «создал, чтобы играть им». Сидит и играет с Ливьятаном именно в четвертые три часа, при том, что весь день состоит из 12-и часов, и каждый час отличается иным сочетанием букв, образующих четырехбуквенное Имя, но в общем плане эти сочетания и Свет Тв-рца, который они несут, делятся на четыре группы.

Первые три часа сидит и занимается Торой – означает, что В-вышний учит Тору Сам по своей инициативе. И, как было объяснено, разница между тем, что сказали мудрецы – «Всякий раз, когда человек сидит и учит Тору, В-вышний учит Тору вместе с ним» и тем, что говорится о трех первых часах дня, когда В-вышний занимается Торой, состоит в следующем. Изучение Торы В-вышним, вызванное человеком, может происходить в любое время дня и называется «пробуждением сверху», появившемся как результат «пробуждения снизу». Не так это в первые три часа, когда В-вышний занимается Торой по Своей инициативе: это – «пробуждение сверху», которое не зависит от «пробуждения снизу». И это называется «росой Торы», которая спускается сверху сама по себе (Тора сравнивается с росой, которая никогда не прекращается в течение года, в отличие от дождей, зависящих от нашей работы внизу, поэтому бывают годы дождливые, а бывают засушливые), и называется также Светом Торы. Занятия Торой В-вышним в первые три часа влияют на весь последующий день. То есть и в три последующие часа, когда Тв-рец судит Свои творения мерой строгого суда, и даже ангелы и небеса не могут перед Ним оправдаться, влияние первых трех часов, когда Он учил Тору, смягчает суровость суда и таким образом становится возможным существование всего Творения.

И поэтому в три третьих часа В-вышний питает свои творения от мала до велика (от великана-единорога до яиц вши) как следствие первых трех часов, когда происходит «пробуждение сверху» само по себе (по инициативе В-вышнего), которое пронизывает все сотворенное сверху донизу: от высот горних до глубин дольних. То есть в результате этих трех первых часов В-вышний пересаживается с Трона Суда на Трон Милосердия. Однако, поскольку все Творение было задумано В-вышним ради того, чтобы было у Него жилище в нижнем мире, главной целью являются именно последние (четвертые) три часа дня, когда Он сидит и играет с Ливьятаном, то есть наслаждается работой душ внизу по соединению миров и Б-жественности. Именно это пробуждает улыбку и наслаждение наверху.

В свете всего этого становится понятным сказанное мудрецами в мидраше: «В будущем В-вышний устроит пир для праведников, на котором они увидят битву между Ливьятаном и Диким быком. Ливьятан сделает шхиту (зарежет) быка своим плавником».

И объяснено в «Ликутей Тора», в чем состоит различие между Ливьятаном и Диким быком: что Ливьятан относится к созданиям морским, а Дикий бык к живущим на суше. А именно созданные в море никогда не отрываются от своего источника, поскольку, если поднимаются на сушу (выходят из моря, источника их жизни) моментально умирают, и поэтому они всегда находятся в своем источнике. Но дело здесь не только в том, что, отделившись от своего источника, они умирают и все их существование только в пребывании в источнике, но еще и в том, что и тогда, когда они находятся в своем источнике, они не существуют сами по себе, но все их существование заключается в источнике их жизни. И как объясняется в другом месте раббаном Шимоном бен Гамлиэлем: все, что в море, неотделимо от воды. И при том, что они созданы в море – существование их – это сама вода, и поэтому они не выходят за ее границы.

Не так это у сотворенных на земле. При том, что все были сотворены из праха земного, а значит земля их источник, все-таки могут некоторое время существовать в отрыве от своего источника, могут какое-то время быть в воздухе. И даже в то время, когда они находятся на земле, они не являются ее частью, но представляют собой нечто существующее само по себе.

И подобно этому существует различие между душами мира сокрытия и душами мира раскрытия. Души мира сокрытия постоянно пребывают в своем источнике, то есть постоянно ощущают свой источник, и все их существование – это существование их источника. Не так это с душами мира раскрытия. Несмотря на то, что они понимают и постигают, что всем своим существованием они обязаны источнику, в действительности не самоустраняются перед ним. Самоустраненность перед своим источником – это свойство именно душ мира сокрытия. Поскольку они всегда чувствуют свой источник они всегда самоустранены в действительности.

И как сказал о себе раби Шимон бар Йохай: «Я только знак для В-вышнего в этом мире». Раби Шимон бар Йохай был в действительности самоустранен перед своим источником (и, так как самоустранился перед своим источником настолько, что все его существование было существованием источника, и существование его являлось истинно великим). Это высказывание могло исходить только от души мира Ацилут. Души, которая не терпит ни тени зла; души, в которой нет ни малейшего намека на гордость и самовозвеличивание. А в данном случае это именно так, поскольку в мире Ацилут не существует никакой отделенности от Тв-рца. Такой душой обладал раби Шимон бар Йохай, душой, находящейся на ступени мира Ацилут, душой, которая совершенно самоустранена перед В-вышним. РаШбИ говорит о том, что он был лишь проводником Воли Тв-рца в этот мир. И это верно в отношении всех душ мира сокрытия, которые подобны рыбам морским, в том смысле, что постоянно связаны с Тв-рцом. А в «Ликутей Тора» сказано, что подобное этому было у наших праотцев, которые исполняли всю Тору еще до ее дарования. И Это не значит, что они в действительности исполняли все заповеди. Однако они совершали все единения в духовных мирах, которые сейчас происходят в результате исполнения практических заповедей. Праотцы достигали этого посредством сосредоточения на духовном. И добавляет святой ребе Цемах Цедек в примечаниях к статье Алтер Ребе: «И также Баал Шем Тов, благословенна его память». А отсюда очевидно, что так это было и у всех последующих хасидских ребе. И особенно это верно в отношении души Алтер Ребе, как следует из слов святого ребе (МААРШАБ), да пребудет душа его в раю, что душа Алтер Ребе была из мира Ацилут. И объясняется в «Святых посланиях», что души, спустившиеся в наш мир из Ацилута, и здесь не меняют своей сущности и т.п. И здесь эти души такие же, какими были в мире Ацилут, и поэтому, если и происходит нечто непотребное, это не может смутить и запутать такую душу. И все это касается душ мира Ацилут, которые называются «рыбами морскими». И то же можно сказать о душах мира Брия, что и они называются «рыбами морскими». Хотя в общем только мир Ацилут является миром сокрытия, а миры Брия, Ецира и Асия – это миры раскрытия, но все-таки, если войти в детали, то можно увидеть разницу между мирами Брия и Ецира. А именно: Брия – это Мысль. Ецира – уровень Речи, Асия – ступень Делания, и это – миры раскрытые. Ливьятан же отражает души мира сокрытия; души, уровня «рыб морских». И называются они именем Ливьятана, так как он является крупнейшим из всех сотворенных в море.

Однако Дикий бык соотносится с душами мира раскрытия. Эти души сотворены на суше и называются диким быком, чему есть три объяснения. Объяснение 1 – от слова «бар левав» (в буквальном переводе «первозданное сердце», имеется в виду сердце, не затуманенное какими-то искусственными, привнесенными веяниями, следует переводить как чистосердечный), то есть ясное и чистое сердце. И, несмотря на то, что принадлежит оно быку, есть в нем ясность и чистота. А объяснение 2 – от слова «урожай», как например, запасаться продовольствием. Здесь имеется в виду понятие – «большие урожаи в силе быка». Ведь притом, что само произрастание происходит непосредственно из силы плодородия, когда засеваем зерно в землю, произрастание происходит благодаря силе плодородия, таящейся в земле, но все-таки изобилие произрастания зависит от того, как вспахано поле. А это уже работа быка, и «большие урожаи в силе быка». А объяснение 3 – «бар» — может означать «вне, снаружи». И здесь есть два подхода. (а) Это то, что, находясь снаружи, помогает внедриться внутрь. А именно: не только не противодействует и не мешает проникнуть внутрь, но, наоборот, помогает этому. (И здесь не имеется в виду понятие «большие урожаи в силе быка», когда речь идет об увеличении урожая посредством внедрения внутрь. Получается, что «дикий бык» означает, что сам он находится снаружи и только помогает войти внутрь. И это становится понятным в свете объяснения, данного по вопросу «очищения». Есть «очищение» первое и есть «очищение» второе.

«Очищение» первое – это подъем: нечто находится снаружи и поднимается наверх. А «очищение» второе это процесс включения (адсорбции), то есть нечто уже находится внутри, но еще должно стать частью внутреннего. И в этом состоит отличие второго подхода к понятию «дикий бык» – именно здесь проявляется понятие «и большие урожаи в силе быка», где имеется в виду, что «дикий бык» означает нечто внешнее, подобно первому очищению.

И это первая ступень в понимании «снаружи» — нечто второстепенное, которое помогает внедрять внутрь. А вторая ступень (б) в понимании термина «дикий бык» – нечто внешнее, но такое внешнее, которое противостоит внутреннему.

Итак, три объяснения понятия «Дикий бык», приведенные выше, соответствуют трем следующим ступеням: праведники, средние и грешники. Праведники находятся на ступени «дикий бык» в плане ясности и чистоты («бар левав»). Средние соответствуют пониманию «большие урожаи в силе быка», поскольку средний – это тот, кто ни разу в жизни не нарушал заповеди и никогда не нарушит (а именно: сейчас он находится в таком состоянии, которое никогда не допустит нарушения заповедей).

Грешники соответствуют пониманию – «стоит снаружи и мешает войти внутрь», то есть они воюют с праведниками.

И в свете приведенного объяснения становится понятным, почему Ливьятан сделает шхиту Дикому быку своим плавником. Ливьятан относится к душам мира сокрытия, которые называются «рыбами морскими», так как все время «привязаны» к Б-жественному. А «Дикий бык» включает в себя также и грешников, воюющих с праведниками. Этим объясняется битва между Ливьятаном и Диким быком и то, что Ливьятан сделает шхиту Дикому быку. Ведь шхита, как объяснили мудрецы, это протягивание: имеется в виду перетягивание и подъем из одного владения в другое.

То есть, души, находящиеся на ступени Ливьятана, будут воздействовать также и на грешников с тем, чтобы вытащить и поднять их из власти клипы во владение святости.

И поэтому шхита будет произведена именно плавником, органом (подобным крылу птицы), который служит для движения. А движение в святости возможно только посредством любви и трепета, которые помогают подниматься все выше и выше. Любовь и трепет, которые есть у праведников, работают не только для них самих, и не только на уровне Ливьятана. Ливьятан – это производное от имени Леви, которое означает «на этот раз муж мой прильнет ко мне». И здесь имеется в виду отношение и к тем, кто близок и привязан к праведнику, и к тем, кто находится на уровне «Дикого быка» – и сами снаружи, и противодействуют праведнику. Любовь и трепет праведников воздействуют и на грешников, нечестивцев, восстающих против праведников; вытаскивают и поднимают их из владения клипы во владение святости. И это то, что сделает в будущем В-вышний пир для праведников. А именно: покажет всем и праведникам, и нечестивцам войну праведников с грешниками. И, в конце концов, Ливьятан сделает своим плавником шхиту Дикому быку.

Однако остается все еще не понятным высказывание о том, что в будущем В-вышний устроит битву Ливьятана и Дикого быка. Ведь войны – это явление, свойственное нашему времени, но о будущем сказано, что дух нечистоты будет убран с земли, а войны, как таковые, относятся именно к нашему времени, и в особенности к периоду галута, ко времени прихода Машиаха. И если так, то, что означает сказанное о битве, которая произойдет в будущем?

Но дело здесь в следующем: сила побеждать в войне приходит от сущности (Создателя), которая выше ступени Света и Раскрытия. Написано: «Ведь Эсав – брат Яакову и т.д.» и суть этого выше сотворенных миров. Ибо, с позиции поэтапного спуска Света – корень Эсава происходит из мира Хаоса, который предшествовал миру Исправления; а корень Яакова – из мира Исправления, который извлекает искры святости из мира Хаоса. И об этом сказано: «…И народ народа сильнее будет, и когда поднимется один – упадет другой и т.д.». Очевидно, что к этому уровню никак не могут относиться слова «ведь Эсав – брат Яакову», ведь быть братом – означает быть очень близким, чего нельзя сказать о Яакове и Эсаве на уровне сотворенных миров. И только с позиции более высокой, нежели уровень, с которого начинается поэтапный спуск Света, с уровня предшествующего мирам Хаоса и Исправления можно сказать: «Ведь Эсав – брат Яакову». Ибо на этом уровне неизвестно: кого из них больше желал (В-вышний). И как написано: если был прав – что дашь ему? Если много грешил – что сделаешь ему? (Служение человека не достигает этого высочайшего уровня, и поэтому заслуги праведника не добавляют там, как и грехи нечестивца не уменьшают там ничего.)

И отсюда становится понятно, что сила побеждать в войне приходит не с уровня Света и Раскрытия, не только с уровня поэтапного спуска Света, так как здесь было бы правильным обратное (ведь дурное начало имеет преимущество, поскольку первым проявляется в сознании человека, а это дурное начало и есть Эсав, живущий в каждом человеке, в то время как доброе начало полностью раскрывается только ко дню бар мицвы): мир Хаоса предшествует миру Раскрытия. И даже на ступени более высокой, чем та, с которой начинается спуск Света, более высокой, чем миры Хаоса и Раскрытия – оба брата равны, а если так, то не приходится говорить и о победе в войне. И об этом сказали мудрецы: «Если бы не помощь Вс-вышнего – не смог бы одолеть его» (невозможно одолеть дурное начало без помощи Тв-рца). И речь здесь идет о помощи и поддержке, исходящей от Самого Создателя (самой сущности). А потому, что души евреев укоренены в Сущности Тв-рца, любит Он именно Яакова. И как написано: «Сыны вы Г-споду Б-гу вашему. А как известно: несмотря на то, что сын становится отдельно существующим, все-таки он является единой с отцом сущностью. И со стороны силы, идущей от Сущности становится возможной победа в войне. (Сила дающая еврею возможность побеждать в войне с дурным началом приходит не с уровня Света и Раскрытия, а непосредственно со стороны сущности души, где светит не обусловленная ничем любовь Тв-рца к Яакову. Как, например, сын, который в самой своей сущности составляет единое целое с отцом.)

И вот привлечение к себе сил, таящихся в Сущности Тв-рца, возможно только посредством принятия на себя ига царства небесного. Как сказано: человек всегда должен сначала принять на себя иго царства небесного и затем принять на себя иго заповедей. Ведь в плане сфирот исполнение заповедей соответствует сфире Мальхут, а учеба Торы – сфирот малого Лика мира Ацилут, или еще выше – скрытая Хохма и Арих Анпин, но все это еще в рамках общего порядка спуска Света Тв-рца. Сами заповеди Торы выше уровня, с которого начинается спуск Света, но и это еще уровень Света и Раскрытия (это связано с приказами царя, но еще не с самим царем). А вот иго царства небесного находится в Сущности. Ведь «небеса» это уровень, окружающий все миры, а иго небес – это уровень Сущности, который еще выше, чем окружающий все миры. И именно принятием на себя ига небесного привлекается ступень Сущности. И объяснено в другом месте, что и в Свете Тв-рца на уровне, который предшествует «сжатию» есть ступень царства над царством – и так до бесконечности, и уже на этой ступени было сжатие (сжатие, которое касалось Самого Царя, ибо на этой ступени у Него возникло желание иметь царство). И на уровне этой ступени есть стадия царства и стадия короны царства, которая и является желанием иметь царство. Однако души евреев укоренены в Сущности, которая выше короны царства (выше ступени Желания (или Воли). Как написано: с кем советовался – с душами праведников, а именно с душами еврейскими, которые и являются праведниками. Как написано: и народ Твой – все праведники. И ими (этими душами) было принято желание иметь царство, и отсюда следует, что они выше ступени желания иметь царство, которая и возникла при их посредстве. А притянуть эту ступень в наш мир можно лишь принятием ига, как объяснено в маамарах, посвященных Рош Ашана, где говорится о короновании царя. Коронование происходит не путем постижения и не посредством ощущения, но только благодаря самоустраненности (отказа от собственной воли) народа. Только этим пробуждается Желание иметь царство, и происходит это потому, что самоустранение поднимается в Сущность выше стадии Желания и пробуждает это Желание. И поэтому сказано, что всегда следует человеку сначала принять на себя иго царства небесного, ведь принятие ига еврейскими душами достигает сущности, и оттуда приходит сила побеждать в войне (со своим злым началом).

И отсюда понятно сказанное в мидраше о битве, которую в будущем В-вышний покажет праведникам. И вот, как объяснялось в предыдущем маамаре, в будущем раскроется Сущность. Ведь именно это подразумевается в словах о том, что не будет более человек учить своего ближнего и т.д., говоря: познай Вс-вышнего, ибо все узнают Меня и т.д. – то есть произойдет раскрытие Сущности, которая выше четырехбуквенного Имени, и выше самого понятия Тв-рец, и это уровень (предшествовавший сотворению мира) – на котором только Он и Имя Его. И на ступени Имени есть две стадии: раскрытие для Себя Самого и раскрытие для миров. (Мудрецы объясняли, что в общем есть две ступени. 1. Ступень «Он» – сама сущность Света, которая выше раскрытия и потому сокрыта. Это сокрытие, которое выше источника раскрытия – ступень сокрытия в Сущности 2. «Имя» – раскрытие Света в Сущности. И в самом этом раскрытии есть две стадии: а) как это раскрывается для Самого Себя и б) раскрытие, имеющее отношение к мирам.

Но в будущем произойдет раскрытие Сущности с уровня более высокого, нежели ступень Имени и более высокого, нежели ступень «Он». И раскрытие это будет в равной степени для всех. И хотя и тогда будут разные уровни постижения, но это лишь в отношении Имени, зато Сущность, которая выше уровня Имени – «Меня» – будет раскрыта одинаково для всех, все узнают «Меня», у всех будет равное знание «Меня» – а это и есть связь души с Сущностью (так как под написанным здесь «узнают», не имеется в виду интеллектуальное постижение, а знание и связь).

И поскольку в будущем произойдет раскрытие Сущности, произойдет и битва Ливьятана с Диким быком: раскроется всепобеждающая сила, заключенная в Сущности. И объяснялось выше, что если бы не помощь В-вышнего, помощь со стороны самой Сущности, не смог бы победить его. А именно потому, что Дикий бык в бою против Ливьятана пользуется своими рогами, война эта очень тяжелая. Ведь Дикий бык называется огромным животным тысячи гор. И есть у этого названия два объяснения: а) он пожирает каждый день животных на тысяче гор; б) пожирает траву на тысяче гор. И поэтому война с ним очень тяжела и требуется помощь и поддержка именно силы Сущности. И понятно, что сила Сущности не приходит без труда самого человека; безусловно, требуется тяжелая работа. Известно принятое у хасидов выражение о том, что помощь с неба не приходит сама по себе, но требуется тяжелая усердная работа, и только тогда приходит трепет перед небом. Однако война (с дурными побуждениями) настолько тяжела, что и после тяжелой и усердной работы победа приходит только благодаря помощи, приходящей из Сущности. А то, что битва произойдет только в будущем, объясняется тем, что сейчас Сущность находится в состоянии сокрытия. Война настолько тяжела, что сейчас нельзя понять, кто победит, так как в настоящее время происходит только добавление Света в мире Ацилут, но в нашем мире мы не видим реальной победы. И только в будущем, когда произойдет раскрытие Сущности, победа станет очевидной. И тогда придет радость (сказали мудрецы: «Со дня разрушения Храма нет радости» и т.д.), радость реальной победы в войне.

И еще важный момент в победе Ливьятана, который своим плавником сделает шхиту Дикому быку, состоит в том, что посредством любви и трепета праведников, стоящих на ступени «рыб морских», вытаскивают и поднимают к святости так же и ступень «Дикого быка» (как упомянуто выше). А посредством этого произойдет и подъем праведников, находящихся на ступени Ливьятана – ведь когда праведники поднимают грешников, они и сами совершают подъем.

И о вопросе спуска души вниз. Сама душа не нуждается в исправлении и не ради себя спускается вниз, а для того, чтобы очистить животную душу и тело – в любом случае результатом этой работы является и подъем самой (Б-жественной) души. И точно так же это происходит и с праведниками: поднимая грешников, они поднимаются сами. И об этом говорит и фраза мудрецов: «Пока не поел мяса быка, не мог понять смысл явления», – именно мясо быка дает понимание (не мясо рыбы, а именно мясо быка). То есть, именно очищение искр святости Дикого быка позволяет выяснить истинный смысл явления – а это раскрытие Торы в будущем. И тогда придет настоящая радость, и, как упомянуто выше, раскроется Сущность и душа свяжется непосредственно с Самим В-вышним.

 

Публикация Агудас Хасидей ХаБаД (Москва)

Перевод Давида Эльдина

* * *

Об авторе: Менахем Мендл Шнеерсон – VII Любавический Ребе, выдающийся мыслитель современности.